Мейстер, Александр Карлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ка́рлович Е́льский ( польск. Aleksander Jelski , белор. Аляксандр Карлавіч Ельскі ; 4 [16] июня 1834 или 4 июня 1834 , Дудичи , Минская губерния — 10 сентября 1916 или 27 августа 1916 , Замостье , Минская губерния ) — белорусский историк , литературовед, краевед , публицист .
Один из первых историков белорусской литературы и собирателей белорусских рукописей . Стал патриархом профессионального белорусоведения в конце XIX — начале XX ст. Пользовался литературными псевдонимами «Bocian z nad Ptyczy» ( «Аист из-над Птичи» ), «Litwin-obywatel» ( «Литвин-гражданин» ) і «A. J.» .
Принадлежал к католическому роду Ельских (герба «Пелеш»), который относился к среднесостоятельной знати Великого Княжества Литовского .
Дед Александра Ельского ( ) был пятигорским полковником во времена короля и большого князя Станислава Августа (Понятовского) и был в браке из графиней Розай Прозор , дочкой витебского воеводы. Отец ( ) был владельцем поместий Дудичи и Замостье (в Игуменском уезде Минской губернии), выпускником Виленского университета (медицинского факультета) , скрипачом-любителем, получил в своё время профессиональную подготовку в известных музыкантов Кифелинга и Дащинского, написал несколько произведений для скрипки (поныне известно только единственное произведение «Полонез 1837 года» ), был избранный дворянством Игуменского уезда на должность игуменского уездного хорунжего . Поместье Дудичи Кароля Станиславовича Ельского согласно инвентаря от 1844 г. было довольно значительным — насчитывало 407 душ мужского пола и 411 душ женского, 1656 десятин земли; а поместье Замостье — 1372 десятины .
Александр Ельский родился 4 ( 16 ) июня 1834 г. в поместье Дудичи в поместной католической дворянской семьи (1780—1855) и его жены- немки Людвиги Штейнберг (1808—1881), которая была гувернанткой в поместье Ельских. От этого брака также родились (1831—1904) — музыкант и композитор , наследник Дудич; Юзеф Зигмунт Кароль Ельский — молодым умер в 1885 г. в Сибири во время службы в российской армии; Станислава Ельская (1828—1860) — вышла за Михала Грушвицкого .
При крещении в католичество в 1834 г. в костёле в Смиловичах получил полное имя «Александр Винцент Ельский» .
В 1858 г. Александр Каролевич Ельский женился на Гелене Колячинской (25.06.1838—17.04.1901) , от которой имел двух детей :
Александр Ельский был счастлив в семейной жизни, а его дети были воспитаны в уважении к родителям и костёлу . Его любимая дочка (которую в семьи называли «Алесей») за деньги родителей несколько лет воспитывалась в католическом монастыре в городе Версале ( Франция ), а потому свободно владела французским языком , имела литературные способности, очень рана начала помогать отцу в описания музейных коллекций в Замостье. Алеся Ельская написала интересный очерк о поместье Дудичи и его владельцев в прошлом (представителей знатных родов Заранков, Букатых, Прозоров, Ельских) . Муж Алеси Зигмунт Гловер стал хорошим другом Александру Ельскому, часто с им переписывался и навещал поместье Замостье . В возрасте 39 лет Алеся умерла от воспаления лёгких, оставив мужу Зигмунту Гловеру двоих детей — Янину и Станислава . Внуки Александра Ельского (Янина и Станислав) не раз приезжали из Варшавы к своему деду в Замостье .
Начальное образование получил в немецкой гимназии в г. Лаздене ( Восточная Пруссия ) — по мнению Владимира Мархеля , вероятно, в Лаздене жили родственники матери- немки Александра — Людвиги (Луизы) .
В дальнейшем закончил ( 1852 ) .
Служил в 1852—1856 гг. в русской армии , принимало участие в Крымской войне (1853—1856) . Вышел в отставку в звании поручика .
Был мировым судьёй Игуменского уезда (с 1861 г.) .
В 1880 г. в Минске было торжественно открытое новое здание , на построение которого дворянство Минской губернии израсходовало 50 тыс. российских рублей. В опекунский совет минской реальной гимназии вошли три куратора: давние знакомые — Эдвард Войнилович , Ян Кукевич и Александр Ельский : Александр Ельский в 1882—1887 гг. был членом опекунского совета (куратором) .
Александр Ельский получил в 1857 году, после смерти отца, в наследие родовое поместье Замостье в Игуменском уезде Минской губернии (Российская Империя) . В 1860-е гг. он построил в Замостье новый и уютный одноэтажный деревянный дворец. Во дворце была также устроена домашняя часовня , где приезжие священники тайно от российских властей крестили и венчали местных крестьян в униатство , за что (в итоге разоблачения) Александр Ельский мог утратить поместье и осуждён российской властью на каторгу в Сибирь .
В 1864 году в своём имении он организовал частный краеведческий музей, в фондах которого было около 7 тыс. книжек, 20 тыс. рукописей, более 1 тыс. гравюр, коллекция картин, собрания монет, медалей, предметов археологических находок .
После смерти Александра Ельского в 1916 году поместье Замостье перешло во владение его сына — Яна, который работал адвокатом в Минске , а в дальнейшем в Гродно .
Александр Ельский в своём поместье Замостье много внимания и усилий отдавал улучшению культуры животноводства и земледелия, присмотра леса, осуществлял мелиорацию почвы, принимал меры по повышению плодородия почвы. Серьёзно и успешно занимался садоводством, огородничеством, рыбоводством, занимался благоустройством парка , где заложил уникальную травянистую поляну. Построил кирпичный завод. Вёл образцовое и прибыльное хозяйство; в своей биографии не без чести напишет: «Не имею даже гроша долга за поместьем» .
Являлся членом Минского общества сельского хозяйства . Стал членом (1885) российского Императорского Свободно-Экономичного общества в Санкт-Петербурге . В 1901 г. Ельский стал почётным куратором игуменского уездного Общества взаимострахования от пожара .
Добровольно и бескорыстно долгие годы с конца 1860-х гг. занимался посредничеством при устройстве людей на работу в разные частные поместья: получал от помещиков заявки на вакансии и подбирал кандидатов на должности лесников, экономов, винокуров, прислуги и т. д., для чего собственноручно писал в течение года до 3000 писем, стараясь каждый раз поднять нравственность обеих сторон . Ельский высылал кандидатам на вакансию печатную анкету, где всегда спрашивал, пьёт ли алкоголь и играет в карты кандидат .
Работал всю жизнь, поскольку работа была для него, как сам отметил в письме к своему другу Яну Карловичу в 1901 г. после смерти его дорогой жены Гелены, «привычкой» .
Писать начал с молодости, на белорусском , русском и польском языках . Хорошо знал французский и немецкий языки .
Литературно-публицистическая деятельность Александра Ельского началась в 1860 году с сообщений в газету либерально-буржуазных взглядов , но в некоторых вопросах становился на консервативные позиции .
, посвящённых преимущественно освобождению крестьян от крепостничества, и подписывался литературными псевдонимами «Bocian z nad Ptyczy» ( «Аист из-под Птичи» ) і «Litwin-obywatel» ( «Литвин-гражданин» ) . В публицистических корреспонденциях он писал об улучшении крестьянской участи; по рукам местных помещиков ходили и сатирические стихотворения Ельского о помещиках, которые прижимали крестьян . Был человеком в целомВо времена Январского восстания (1863—1864) Александр Ельский находился под наблюдением российской полиции . Родная сестра его жены (София Колячинская) была замужем за его близким родственником — Владимиром Людвиговичем Ельским (1820—1875), собственникам поместья Игнатьичи в Минском уезде Минской губернии, который не подписал после подавления Январского восстания верноподданный адрес российскому царю, а потому был арестован и сослан в Челябинск . Александр Ельский всю жизнь опекался детьми Владимира Ельского — (1867—1919), Владиславом, Петром и Кларой .
Здароў, Вінцэсь, айцец «Гапона»!
А вось табе, сумленны дзед,
|
Александр Ельский «Вінцуку Дуніну-Марцінкевічу, беларускаму паэту» (1872) |
27 июня 1872 г. Александр Ельский в стихотворном послании «Вінцуку Дуніну-Марцінкевічу, беларускаму паэту» благодарил поэта за его творчество, призывал Марцинкевича продолжать литераторскую деятельность и говорил о возможности издания произведений Викентия Дунина-Марцинкевича за пределами Российской Империи (в Лейпциге ) . Свидетельством высокой оценки поэтического творчества Марцинкевича и уважения были использованные Ельским выражения «поклон от Геликона» (знаменитой усадьбы муз), и «дед» . Однако это стихотворение было впервые напечатан только в 1920 г. Ромуальдам Земкевичем в статье «Стары Мінск у беларускіх успамінах» .
Деятельность Александра Ельского проходила в сумрачные времена реакции (1863—1905) в белорусских землях Российской Империи после подавления Январского восстания (1863—1864) : насаждение русского землевладения, дискриминация католиков, русификация системы образования и общественной жизни, отсутствие в белорусско-литовских губерниях высших учебных заведений, господство идеологии западнорусизма , фактический запрет белорусскоязычной печати, отсутствие белорусского языка в школах и др.
С 1880-х гг. Александр Ельский пишет много работ на польском и русском языках, какие посвящённый прошлому Белоруссии , её истории, литературе, экономике, народу. С 1882 г. был журналистом консервативного польскоязычного санкт-петербургского журнала «Kraj» (1882), где опубликовал кусок основательных статей по белорусской проблематике: наиболее значительные и интересные из их — «О белорусской речи» (1885), «Из белорусской литературы» (1889), «К вопросу о хронологии белорусской литературы» (1889), «О белорусской этнографии» (1889), «„Мария“ Мальчевского в переводах малорусском и белорусском» (1889) . Журнал «Kraj» называл Александра Ельского «наиболее компетентным знатоком белорусских дел» . Именно в 1880-е гг. его журналистская деятельность наиболее активная — сотрудничал более чем с 20 периодическими изданиями . К значительным статьям того периода также относятся «Словечко о старом Заславле», «Заметки о путешествии па Минской губернии», «Адам Мицкевич на Белоруссии», «Словечко о материалах, которые служат для исследования белорусской речи, этнографии и литературы» (статья из незначительными сменами помещена в седьмой том польской «Большой всеобщей иллюстрируемой энциклопедии» (1892)), «Исторические сведения о радзивиловской ткальне поясов в Слуцке» (1893), «Исторические сведения о фабрике стекла и декоративных зеркал в Уречье Радзивиловском на Литве» (1899) .
Александр Ельский стал первым настоящим белорусским энциклопедистом: написал из 1890-х гг. свыше 10 тыс. историческо-краеведческих статей о Белоруссии для основательных и многотиражных польских «Географического словаря Королевства Польского и других славянских стран» (1880—1902) и «Большой всеобщей иллюстрируемой энциклопедии», в том числе такие основательные и объёмистые статьи в седьмой том (1892 г.) «Большой всеобщей иллюстрируемой энциклопедии» как «Белоруссия», «Белорусский язык» и «Белорусская литература и библиография» . Свои очерки по истории белорусской литературы начинал от пражских изданий Франциска Скорины в XVI в. . Именно Александр Ельский первым в Российской Империи занялся всесторонним и действительно учёным исследованием одновременно истории, языка, литературы, материальной культуры, сельского хозяйства, промышленности, этнографии белорусов как самостоятельного народа в славянском мире — всесторонне осмыслил развитие белорусского языка и литературы, популяризировал развитие белорусскоязычной культуры, стал настоящим авторам идеологии субъектности белорусов и белорусоцентрической концепции истории народа . Он посвятил этим исследованиям более чем полвека и стал настоящим патриархом профессионального белорусоведения в конце XIX — начале XX в.
Из 1880-х гг. Александр Ельский настойчиво настраивал и использовал контакты для сбора памятников белорусской и белорусскоязычной письменности. Александр Йельский был другом и первым биографом писателя Викентия Дунин-Марцинкевича (опубликовал в журнале «Kraj» первую подробную биографию Марцинкевича) . Именно у Ельского оказалась сохранённая часть архива Дунина-Марцинкевича — рукописи со знаменитого сундука (который в доме Дунина-Марцинкевича видел вовремя учёбы Ядвигин Ш. ), в том числе рукописи комедий «Ухаживания» и « Пинская шляхта » . Ельский переписывался со многими писателями и журналистами (например, сохранилась около 5000 писем от Адама Киркора к Ельскому ). О своей целеустремлённости поисков и сборов памятников белорусскоязычной письменности Ельский, например, отметил в своём письме от 18 (30) июля 1884 г. к Винсента Коротынского : «Я собираю все произведения нашей литературы , написанные на белорусской речи , а в связи с тем, что не имею красивого стихотворения Вашего из года 1858 в честь Александра II <…>, передайте мне его, за что останусь Вам благодарен навсегда» . Был знаком с оригинальной поэзией и переводами Янки Лучины . В поместье Александра Ельского в Замостье бывали в своё время знаменитые тогда учёные братья Катарбинские, Мариан Здзеховский , Михаил Федеровский , антрополог Юлиан Талько-Гринцевич , художник Генрих Вейсенгоф и др. По адресу Александра Ельского шли письма, посылки, бандероли из многих городов. Современники вспоминали, что Ельский проводил за грамотным столом па 12 часов в сутки, был педантом во всём, нумеруя даже собственную многочисленную корреспонденцию . Много лет вёл свой дневник .
В конце 1880 — начале 1890 гг. между Александром Ельским и молодым Митрофанам Довнар-Запольским настроились контакты в историко-исследовательской сферы, ведь Митрофан Довнар-Запольский делал попытки создания «беларусского колеса» [ прояснить ] и хотел реализовать идею издания белорусского журнала, учёного товарищества и публичной библиотеки в , однако идея не была реализована. В дальнейшем Митрофан Довнар-Запольский охарактеризует в своей «Истории Белоруссии» Александра Ельского как «белоруса польской культуры, но преданного белорусскому делу» . В своём письме к Яну Карловичу Александр Ельский похвалил Довнар-Запольского за первое издание журнала-справочника «Северо-Западный календарь» (1888) . Довнар-Запольский хотел также опубликовать фарс-водевиль «Пинская шляхта» в журнале «Северо-Западный календарь» на 1890 год, но получил отказ у царского цензора. В 1891 г. в журнале «Kraj» Александр Ельский опубликовал свою рецензию на работу Митрофана Довнар-Запольского «Очерки истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия» и заметку о фольклористической работе Довнар-Запольского «Женская доля в песнях пинчуков», а после посещения в 1892 г. Довнар-Запольским поместья и музея в Замостье (Игуменский уезд) отметил уважительно о Довнар-Запольском в заметке в журнале «Kraj» у 1892 г.: «Господин Запольский, известный уже несколькими серьёзными этнографическо-историческими работами, заглянув теперь и в нашу страницу, добыл интересный этнографический материал с губ деревенских сказочников, лирников и певиц» .
По своей инициативе Александр Ельский устроил контакты и переписку с молодым журналистом журнала «Kraj» Франциском Богушевичем . Ельский в своём письме от 16 (28) февраля 1890 г. к своему другу Яну Карловичу высказался о будущем белорусского народа: «Мир находится накануне катаклизмов, после которых должны прийти новые общественные группировки. От этой поворотной точки начнётся свободное национальное движение, так и несколькомиллионный белорусский народ разовьёт свой дух в естественном направлении. Припомним, в каких фатальных обстоятельствах находился к недавнему времени чешский язык : без литературы, почти без прошлого и будущего, а сегодня — сверкает среди первостепенных языков мира и имеет чудесную сравнительно литературу и прессу. <…> Белоруссия дождётся ещё своего Шевченко » . Именно друг Ельского Ян Карлович в скором времени возьмётся за организацию напечатанного в 1891 г. в Кракове первого сборника Франциска Богушевича « Дудка белорусская », который стал манифестом белорусского национально-культурного возрождения и сильным толчком развития профессиональной белорусскоязычной культуры
Между корреспонденциями, заметками, статьями в журналы, газеты и энциклопедии Александр Ельский работал над своими основательными польскоязычными исследованиями «Очерк развития краевого хозяйства в сопоставления с обычаями народа от первобытных времён к последнему времени» (1893—1897, два тома) и «Зарисовки обычаев знати в сопоставления из экономикой и судьбой народа в Польше и Литве » (два тома), которые были напечатаны в 1890-е гг. в Кракове ( Австро-Венгрия ) .
В 1890 г. Александр Ельский сделал стихотворный перевод на белорусский язык первой части польскоязычной поэмы Адама Мицкевича « Пан Тадеуш » и напечатал её в 1893 г. (на переплёте — 1892 г.) во Львове ( Австро-Венгрия ) . Ельский в своём письме от 16 (28) февраля 1890 г. к своему другу Яну Карловичу засвидетельствовал, что ему самому очень нравится перевод, так же как и местным белорусским крестьянам, которым Ельский лично читал стихотворные белорусскоязычные строчки: «Не принимайте моих слов за похвальбу, лишь признаюсь вам, что народ, когда я читаю, понимает такого „Пана Тадеуша“, и слёзы стоят в его глазах» . Ельский также перевёл на белорусский язык сонет Адама Мицкевича «Буря на море»: ценность перевода была в том, что впервые в белорусскоязычной поэзии появилась новая форма — сонет . Александр Ельский также собирал сам и записывал белорусский фольклор (песни, предания, легенды, сказки и поговорки) . В Вильно вышел белорусскоязычный сборник Ельского «100 поговорок, загадок, придумок и разговоров для пожитков белорусского (кривицкого) народа» (1908, Вильно).
В 1895 г. Александр Ельский со своего архива передал Митрофану Довнар-Запольскому для опубликования рукописный экземпляр белорусскоязычной анонимной поэмы « Тарас на Парнасе », сделанный собственно рукой Викентия Дунина-Марцинкевича и подписанный Марцинкевичем одним со своих псевдонимов «Наум» . Ельский был уверен, что автором этой поэмы является Викентий Дунин-Марцинкевич . Запольский поддержал эту версию авторства поэмы и опубликовал поэму и свою статью «Дунин-Марцикевич и его поэма „Тарас на Парнасе“» в газете « Витебские губернские ведомости » двумя частями в 1895 и 1896 г., а в дальнейшем в 1896 г. отдельным изданием в Витебске , где высказал благодарность Ельскому за предоставленную рукопись . (Теперь в белорусском литературоведении считаться, что всё-таки Викентий Дунин-Марцинкевич не был автором поэмы « Тарас на Парнасе », а только сделал копию).
Александр Ельский был обеспокоен моральным и материальным состоянием крестьянства в Белоруссии: опубликовал свою статью «Замечания о крестьянском вопросе» (1884); принимал меры, чтобы организовать образовательные популярные издания для крестьянства по примеру переведённой им на белорусский язык работы польского экономиста Ю. Супинского «Семь вечеров» (рукопись Ельского с переводом работы Супинского утрачена ) . Вёл настойчивую борьбу против пьянства, ущербных явлений в поведении и быту людей . Александр Йельский мечтал, чтобы в каждой деревне вместо трактира с водкой появились трактиры, где можно будет сельчанину-хозяину на досуге хорошо поесть, попить пива , почитать газеты и книжки и поговорить с соседями о надобностях деревни; хотел, чтобы деревенский люд стремился «радеть», «более цивилизоваться» . Перевёл из польского на русский язык исследования польского философа Ю. Охоровича «Любовь, преступление и мораль» (1876), «Об основных противоречиях в наших знаниях о вселенной» (1877) . Александру Ельскому принадлежат несколько собственных стихотворных и прозаичных брошюр на белорусском языке — «Сынок» (1895, Санкт-Петербург), «Выбіраймася ў прочкі» (1896, Санкт-Петербург и Витебск), «Слова аб праклятай гарэлцы і аб жыцці і смерці п’яніцы» (1900, Санкт-Петербург). Все эти произведения выдержаны в духа просветительства (из автора заботой о моральной жизни деревни и оптимистичным взглядом в будущее), хотя они не очень совершенные па своему художественному уровню. Ельский распространял эти брошюры среди белорусских дворян и крестьян в литографированном виде. В своём письме от 12 мая 1896 года Эдвард Войнилович (главный лидер Минского общества сельского хозяйства) благодарил Александра Ельского за присылку белорусскоязычных книг и пообещал распространить их среди помещиков на заседаниях Минского общества сельского хозяйства , признаваясь в любви к тому языку: «Каждому этот язык милый, каждый из нас засыпал в колыбели под народные песни наших нянек, каждый на этом языке разговаривает с местным крестьянством, а все древние родовые документы обычно написаны по-белорусски » .
В 1906 году общество « » предложило Александру Ельскому написать популярную книгу о Белоруссии , которую общество собиралось издать, но Ельский уступил написание такой книги , однако она не согласилась написать такую книгу .
В своём произведении «Гутарка аб тым, якая мае быць „Зямля і Воля“ сельскаму народу. Праўдзівы абразок, жыўцом зняты з цяперашняга жыцця вёскі на Белай Русі, даўняй Крывічызне» (1906, Вильно ) рассуждал относительно решения аграрного вопроса в Белоруссии и осуждал отдельные моральные изъяны тогдашнего общества: призывал к реформам и рациональному ведению хозяйства, но выступал против социализма (его идеей национализации земли) и оправдывал социальное неравенство .
В 1892 г. Александр Ельский стал действительным членом Исторической комиссии и Комиссии истории искусства филологического отделения Академии наук в Кракове (Австро-Венгрия) . Был выбранный одним из трёх председателей на III съезде польских историков в Кракове ( Австро-Венгрия ). Ельский также приняло участие в Российской Империи в археологических съездах в Вильно (1893) и Риге (1896) . Сам Ельский высказывался, что никогда не стремился к высоким учёным должностям и званиям, а свою деятельность называл разрывом души — «работой по милости Божеской» .
По слухам, у Александра Ельского были неприязненные отношения с Янкой Купалой . Будто Ельскому не нравились произведения Купалы и его взгляды.
В 1864 г. в своём поместье Замостье (Игуменский уезд) Александр Ельский из родовых архивов и сборов ценностей и занимательных фактов создал частный литературно-краеведческий музей, для которого собирал экспонаты в течение своей жизни, а также приобретал книги для собственной библиотеки.
О масштабах собирательской деятельности Ельского свидетельствуют его письма, адресованные известному романисту Юзефу Крашевскому , которые хранятся в библиотеке Ягеллонского университета в Кракове . В своём приобретении Ельский имел свыше 2000 гравюр, эскизов и рисунков голландских, английских, польских и отечественных художников; около 60 картин; ценные коллекции фарфора , монет, стекла, слуцких поясов ; библиотеку в 10 тыс. томов XVII—XIX вв. — в том числе старопечати из XVII ст., почти все польские и литовско-белорусские хроники, древние юридические документы, диариуши , разные биографические справочники , энциклопедии , атласы, униатские религиозные издания, первые издания произведений Адама Мицкевича , описи архивов, материалы восстаний XIX ст. в Белоруссии и Отечественной войны 1812 года, богатые другие материалы па белорусоведении ; около 20 тыс. автографов и документов — в том числе российского царя Петра I , российского царя Павла I , французского короля Людовика XVI и его жены Марии-Антуанетты , Наполеона I Бонапарта , Мартино Лютера , Джорджа Вашингтона , Адама Мицкевича , Тадеуша Костюшко и др.; личные вещи многих известных лиц; археологические экспонаты .
Музей и библиотека были открыты для посетителей, сборами Александра Ельского пользовались местные и заграничные учёные ( Тадеуш Корзон , Владимир Спасович , Зигмунт Гловер и др.), Краковская академия, Московское этнографическое товарищество, музей Румянцева в Москве, библиотека имени Асалинских «Асалинеум» во Вроцлаве . По этой причине поместье Замостье стало настоящим культурным центром в Северо-Западном крае .
В 1882 г. Александр Ельский завёл специальную книгу посетителей своего музея в Замостье («книга для записи лиц, которые осматривают сборы в Замостье, начатая в 1882 году»), первая запись в которой была сделана 16 (28) июля 1882 г. . В книге посетителей есть автографические записи посетителей на белорусском, польском, русском, немецком, французском и даже датском языках — совокупно 234 автографа : Яков Наркевич-Иодко (запись от 1883 г.), Мариан Здзеховский (1886, 1902), антрополог Юлиан Талько-Гринцевич (1891), Митрофан Довнар-Запольский (14 июля 1892 г.), гиполог Лев Франтишек Ельский (12 сентября 1892 г.), (1901), Михаил Федеровский (1902), директор сборов имени Асалінскіх , нумизмат граф Эмерик Чапский , доктор философии , Зигмунт Ковровский, профессор , литературовед Тадеуш Грабовский, журналист и коллекционер , фотограф Ян Булгак , художник Генрих Вейсенгоф , художник , Владимир Владимирович Столяров , княгиня Радзивилл, родственники и помещики-соседи (Ельские, Ратынские, Ваньковичи, Грушвицкие, Уняховские и т. д.) и др. . Преобладают автографические записи на польском языке . На белорусском языке оставили записи только два человека — Митрофан Довнар-Запольский и Лев Франтишек Ельский (троюродный брат Александра Ельского) . Последняя запись в «Кнігу для запісу…» сделан 15 августа 1915 г. . Теперь эта книга находится в Национальной библиотеке в Варшаве в отделе рукописей . Многие знаменитые посетители музея ознакомились из музейной коллекцией ещё до появления «Кнігі для запісу…», поэтому их автографы отсутствуют: Тадеуш Корзон , Владимир Спасович , Белинский, Дубицкий, Соколовский, Мейе, Ролле, Дыкштейн .
Музей, однако, не сохранился к нашему времени, большая часть сбора погибла во времена гражданской войны в 1917—1921 гг. в белорусских землях . Сбереглись только те рукописи, экспонаты и рисунки, которые в 1900 г. сам Ельский даровал Ягеллонскому университету в Кракове , — около 20 000 единиц . Сбереглись некоторые рукописи, какие Ельский даровал в 1907 г. архиву Товарищества друзей наук в Вильно (эпистолярное наследие Адама Киркора ) . Часть рукописных и книжных сборов попала в музеи и архивы Минска (в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства есть небольшой фонд Ельского, материалы которого были переданы после Второй мировой войны из Москвы ) и Варшавы (фонд Прозоров и Ельских в Главном архиве древних актов) . Часть рукописей Ельского находится в фонде бумаг Митрофана Довнар-Запольского в Центральном историческом архиве Украины в Киеве, а рукопись Ельского «Паведамленне пра беларускія казанні» — в Центральном историческом архиве Украины во Львове .
Среди идейных наследников, которых успел воспитать Александр Ельский, был и его племянник — (1867—1919), сын Владимира Людвиговича Ельского (1820—1875), — который хорошо хозяйничал в поместье Игнатьичи ( Минская губерния ) и вывел в поместье новую породу коров, назвав её «литовско-белорусской» . Вильгельм Ельский из прибылей своего поместья запланировал построить музей в Минске , проект которого уже был исполнен в 1919 г. художником . Однако реализовать проект музея в Минске помешали события гражданской войны в 1917—1921 гг. и смерть Вильгельма Ельского в 1919 г.
Перед смертью Александр Ельский тяжело заболел, но просил, чтобы врача не называли, говоря: «Ни один Ельский не прожил больше чем 82 года» . Просил, чтобы похоронили скромно, без расточительства .
Неизвестно, сохранилось ли завещание Александра Ельского. Известно только, что Ельский жалел, что российские законы не позволяют яму исполнить свой старый замысел: все свои деньги распределить таким способом, чтобы на них после смерти Ельского можно было построить полезное для окольных деревень заведение — спасительный комитет, больницу или другое подсобное общественное заведение
Умер 27 августа (10 сентября) 1916 г. в своём поместье Замостье и покоился на семейном погребении семьи Ельских в урочище (около деревни Дудичи ), где находятся могилы в том числе родителей Александра Ельского — Кароля Ельского и его жены Гелены . В последний путь неутомимого хозяина поместья Замостье проводил в большинстве своём местный люд .
С течением времени точное место похорон Александра Ельского на холме в урочище Кобань утратилось и не найдено поныне; могильная плита была сдвинута и не соответствует месту начальных похорон Александра Ельского
Художник 1888 г. прижизненный рисунок-портрет Александра Ельского. Из этого рисунка в дальнейшем была отлитая памятная медаль Александра Ельского .
сделал вПосле смерти Александра Ельского Антон Луцкевич опубликовал в конце 1916 г. в виленской белорусскоязычной газете «Homan» («Гоман») свой некролог «Александр Ельский», в котором похвально оценил деятельность Ельского и поблагодарил за моральную и финансовую поддержку новому поколению деятелей белорусскоязычной культуры: «Ельский искренне любил родной край и считал, что повинность жителей нашей землицы — работать ради лучшей участи этой последней. Ещё в 80-х и 90-х годах он писал о этом в статьях, печатаемых в петербургской польской газете „Kraj“. <…> не имея приобщить свои слабеющие силы к работе „молодых“, он в постоянной переписке с ими посылал им свои внимания и советы, призывая к осторожности, рассудительности и христианскому милованью даже своих врагов. Когда же для белорусских работников наступали тяжёлые моменты, он спешил и с материальной помощью, доверяя им свои сбережённые деньги» .
Ромуальд Земкевич в 1919 г. написал о значительности личности Александра Ельского: «Будущий историк края, когда будет штудировать упадок белорусского народа во времени тёмной тьмы реакции, от 1861 к 1905 г., не может миновать ни одной печатной строчки Ельского. Это был в полной значимости помещик-гражданин, светлая память которого в особенности должна быть чтима белорусами » . Ведь только Манифест 17 октября 1905 года , изданный российским императором в ходе общероссийской революции 1905—1907 годов , предоставил свободу использования любого языка и свободу печати в Российской Империи , чем значительно ускорил процесс формирования профессиональной белорусскоязычной художественной культуры.
Вышли воспоминания племянника Александра Ельского — Владислава Ельского (1859—1946) «На зямлі продкаў» , где между прочим упоминается Александр Ельский, подробности его жизни и деятельности, и воссоздаётся родословная Ельских. Опубликован реестр (сделанный в основном по памяти внуком писателя — Генрихом Ельским) коллекций Александра Ельского .
В наше время белорусское частное издательство напечатало два нотных сборника под названием «Музыка семьи Ельских» (Кароля, Михала и Александра Ельских), а в дальнейшем была записана и аудиокассета «Музыка семьи Ельских» .
В Минске ( Белоруссия ) на здании бывшей размещена мемориальная доска со списком знаменитых учащихся, где есть и имя Александра Ельского .
В нынешней Белоруссии жизнь и творчество Александра Ельского обычно интересовала только специалистов и любителей, но последним временам, с ростом популярности (стародавнее название поместья Дудичи), Александром Ельским стали интересоваться больше .