Interested Article - Тупичевский Святодуховский монастырь

Тупичевский Святодуховский монастырь ― несохранившийся памятник белорусской культовой архитектуры , один из центров православия на белорусско-литовских землях.

История

Основан в 1641 году в урочище Тупичевщина ― ныне восточная окраина белорусского города Мстиславля . Согласно легенде, здесь, неизвестно откуда, жителям явилась икона Божией Матери. Кравчий Мстиславского воеводства Казимир Москевич, которому принадлежали эти места, построил церковь во имя сошествия Святого Духа и туда поместил икону. Он хотел основать и монастырь и даже отписал под него 2 волоки земли, но умер, прося жену и сыновей осуществить его замысел. Они обратились к мстиславским жителям, к игумену оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря Иоилию Труцевичу и к своим родственникам помещикам Стеткевичам. На собранные средства и был в 1641 году построен монастырь, включавший деревянные церкви ― Святодуховскую, Святовведенскую и Святониколаевскую .

Монастырь подчинялся игумену Иоилию Труцевичу, состоявшему под послушенством константинопольского патриарха .

В октябре 1645 года церковь Св. Духа была освящена как собор епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Сильвестром Коссовым

Урочище Тупичевщина возвышается над окрестными землями, отрезано от города двумя оврагами ледникового периода, у подножия ― широкая река Вихра. Это имело большое значение: времена были неспокойные. Со стороны города монахи возвели кирпичную стену метровой толщины.

После отъезда Труцевича в Россию, опекуном монастыря назначен подкормий мстиславский Богдан Вильгельмович Стеткевич , основавший Богоявленский (1623) и Успенский (1631) Кутеинские монастыри, а также Буйнический (1633) и Барколобовский (1641). Стеткевич отписал монастырю дом с огородом .

В первой половине XVII века сюда пришли монахи из близлежащих и Пустынского монастырей ― после перехода этих обителей к униатской церкви .

5 сентября 1708 года в монастыре на богослужении побывал Пётр I , молившийся перед сражением со шведами на реке Чёрная Натопа . Русские войска в этом сражении победили, и довольный Пётр оставил монастырю охранную грамоту и 300 рублей .

В 1718 году в монастыре было 14 насельников. С 1842 года монастырь считался приписным ― к Мстиславскому городскому Никольскому (до 1877), Бельшевическому (до 1886) и Мазоловскому монастырям .

После 1873 года монастырь приходит в упадок, его имущество и библиотека перевезены в , а монахи переведены в 1877 году в бывший Белыничский монастырь кармелитов.

Возрождение монастыря произошло в 1887 году ― он стал женским; в 1895 году был построен каменный Свято-Успенский собор, куда определили чудотворную икону Божией Матери «Тупичевская», к которой стекались сотни паломников. На близлежащем хуторе был поставлен монастырский дом с двумя половинами: одна для священника, другая ― для приходской школы. Монастырю принадлежали земли, две мельницы. При монастыре с 1903 года работали приходская школа, медицинская амбулатория и аптека, оказывавшие бесплатную помощь окрестным жителям. Опекунами аптеки и амбулатории были епископ Могилёвский и Мстиславский Стефан и игумения Анатолия (Анна Чернявская).

Монастырь закрыли в 1918 году . В 1930-е годы здания частью разрушены, в оставшихся перед войной находился детский дом. Всё окончательно сгорело во время Великой Отечественной войны. Остались лишь ворота XIX века. На фундаменте монастыря в 1959 году построен маслосырзавод.

Из игуменов монастыря известен в 1774 году Виктор (Садковский) , будущий архиепископ Черниговский . Также в источниках упоминается Кирилл Козловский, впоследствии настоятель Екабпилсского монастыря в Латвии.

Монастырь в литературе

О монастыре написано в романе белорусского писателя Олега Ждана «Государыня и епископ» .

Монастырь упоминается в белорусском краеведении и работах по истории белорусской архитектуры ― в книгах И. Пятницкого, В. Краснянского, В. Короткевича , О. Трусова , М. Ткачёва , И. Слюньковой .

Архитектура монастыря

Тупичевский монастырь.1880

Богдан Стеткевич построил церковь Св. Духа в стиле ранее основанных им православных храмов ― это был пятиглавый крестообразный центрический деревянный собор размером 24,1×23,4 м на каменном фундаменте. Храм окружала крытая обходная галерея. На высокий восьмигранный барабан с окнами опирался купол с главой. При храме имелись сени и подклеть . В 1877―1880 гг. церковь перестроили, обшили тёсом, покрасили, убрали сени. Главный престол храма ― Сошествия Св. Духа, боковой ― во имя великомученика Георгия. В 1895 году на месте деревянного храма построен каменный соборный храм в неовизантийском стиле .

Построена тёплая деревянная на каменном фундаменте церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Размер 12,1×6,4 м. К церкви примыкали кельи . Позже церковь основательно перестроили.

В 1771 году в верхнем ярусе колокольни построена деревянная церковь свт. Николая.

Художественное убранство монастыря

В. Г. Краснянский, бывший в храме, пишет, что видел много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и царями… Но особенно выдающеюся достопримечательностью храма является его стенная живопись; стены обиты холстом, и по холсту красками изображены события ветхозаветной и новозаветной истории. Живопись высокого качества, но дышит наивным глубоким религиозным чувством». Краснянский насчитал на стенах более 70 композиций на библейские мотивы и апокрифичные сюжеты. В барабане купола простиралась панорама «Семь чинов ангельских», под ними изображены юродивые, ниже ― лики апостолов, мучеников и пророков, ещё ниже ― лики царей и цариц, затем ― лики преподобных отцов и инокинь; затем, в нижнем ярусе ― лики евангелистов, обрамленные картушами (гирляндами и плодами). Сценами жизни Иисуса Христа были расписаны алтарь и южная стена церкви, на северной стене ― житие Богородицы, сюжеты Страстной недели ― на западной стене. В притворе ― картины мучений раннехристианских святых. Иконография храма явно восходит к западноевропейским образцам, в ней просматриваются черты барокко .

Кроме росписей и библиотеки с «древними рукописями» Краснянский отмечает предалтарный пятиярусный резной вызолоченный иконостас . Когда в 1839 году монастырь был упразднён, иконостас разобрали и перенесли в церковь Пустынского Успенского монастыря под Мстиславлем.

Икона Божией Матери «Тупичевская»

Икона Божией Матери «Тупичевская»

Икона явилась в урочище Тупичевщине близ Мстиславля, на этом месте в 1641 году и был основан Свято-Духов монастырь. Икона почиталась чудотворной, к ней стекались паломники с Могилёвщины и Смоленщины. Празднование иконы совершалось в день Успения Божьей Матери 28 (15 ст. стиля) августа. Она входила в число икон, пред которыми молились о защите от плена и иноземцев.

С иконой связано восстановление традиции крестного хода . Этот вопрос выносился на обсуждение Святейшего Синода , им было вынесено определение, утверждённое Николаем I в сентябре 1847 года. С той поры в Мстиславле крестные ходы проводились ― 8 мая (накануне дня Николая Чудотворца) ― в Могилёвский Никольский монастырь , в день отдания праздника Пасхи ― из Никольского монастыря в Мазоловский, в 9-й четверг после Пасхи (день католического праздника Божия Тела; день воссоединения белорусских униатов с православием) ― из Мозоловского монастыря в Тупичевский, 15 августа ― празднуется явление иконы. Чудотворная икона помещалась в нижнем ярусе предалтарного резного пятиярусного иконостаса, слева от царских врат .

В 1711 году стараниями игумена монастыря Михаила Пузыни гравируется изображение иконы .

Икона утеряна, ныне её список находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля. При соборе создано сестричество в честь Тупичевской иконы Божией Матери.

У Тупичевской иконы есть ещё одно название ― «Семигородная». Это стало поводом для ошибки: иногда вместо Тупичевской иконы дают изображение иконы «Успение Семигородная». К тому же, дни празднования икон совпадают .

Настоятели

Игумен Варнава (Уронович) 1671г.

Игумен Иероним (Шковский) 1687г.

Игумен Гавриил 1697г.

Игумен Михаил (Пузына) 1715г.

Игумен Иаков (Илиницкий) 1716-1728гг.

Игумен Антоний (Томило) 1729-1734гг.

Игумен Иннокентий (Людогосский) 1738-1759гг.

Игумен Иаков Илиницкий 1760г.

Игумен Иосиф (Блажевский) 1760-1772гг.

Игумен Виктор (Садковский) 1774г.

Игумен Давид (Лятошинский) 1786г.

Игумен Платон (Калиновский) 1787-1793гг.

Игумен Михаил (Раевский) 1794г.

Игумен Геронтий (Людоговский) 1795-1812гг.

Игумен Михаил (Раевский) 1812-1822гг.

Игумен Феоктист 1824 - март 1831гг.

Архимандрит Иоанникий (Зенькевич) март 1831 - декабрь 1874гг.

Архимандрит Полиевкт (Пясковский) 9.12.1874 - 2.3.1877гг.

Архимандрит Даниил (Ростовский) 29.11.1880 - 1891гг.

игуменя Митрофания с 5.02.1910

Примечания

  1. Пятницкий И. А. . — Могилёв на Днепре: Губернская типография, 1907. — 41 с. 26 октября 2014 года.
  2. Жудро Ф. Иоиль Труцевич, первый игумен кутеинских монастырей // Могилёвские епархиальные ведомости. — Могилёв, 1891. — № 8-11 .
  3. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. . — М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 24 сентября 2015 года.
  4. Уладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта. Статкевічы // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн. : БелЭн . — С. 414. (белор.)
  5. . Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано из 26 октября 2014 года.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Рункевич С. Г. . — Мн. : Типо-лит. Соломонова, 1893. — 15 с. 26 октября 2014 года.
  8. Олег Ждан. . Літаратура і мастацтва. Дата обращения: 26 октября 2014. 26 октября 2014 года.
  9. . Зодчество Беларуси . Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано из 5 ноября 2014 года.
  10. Краснянский В. Г. Город Мстиславль: его настоящее и прошлое. — Вильно: Северо-Западное отделение ИмператорскогоРусского географического общ-ва, 1912. — 99 с.
  11. Трифонова Н. Я. . — М. , 1998. 26 октября 2014 года.
  12. Поселянин Е. . — М. : АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002. — Т. 2. 26 октября 2014 года.
  13. . Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано из 26 октября 2014 года.
  14. И.Пятницкий. Тупичевский монастырь Могилевской епархии. — Могилев: Губернская типография, 1907. — С. 20-24. — 37 с.

Литература

  • Тупичевский Свято-Духов монастырь // Церковные ведомости. — М. , 1890. — № 37 .
  • Короткевич В. С. Мстиславль. Эссе об истории и о людях одной земли. — Мн. : Беларусь, 1985. — 142 с.
  • Слюнькова И. Н. . — М. : Прогресс-традиция, 2002. — ISBN 5-89826-093-5 .
  • Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: Пересоздание наследия. — М. : Прогресс-традиция, 2010. — ISBN 978-5-89826-326-8 .
  • Трусов О. А., Боровой Р. В. Памятники древнего Мстиславля. К 850-летию города. — Мн. : Полымя, 1985. — 19 с.
  • Ткачёв М. А., Трусов О. А. Древний Мстиславль. — Мн. : Полымя, 1992. — 109 с. — ISBN 5-345-00384-X .

Ссылки

  • .
  • .
  • .
Источник —

Same as Тупичевский Святодуховский монастырь