Тельман (Гомельская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 313Г000121 |
Замок Вишневецких ( белор. Замак Вішнявецкіх ), Парк с фрагментами стены замка Вишневецких ( белор. Парк з рэшткамі сцяны замка Вішнявецкіх ), Двор-Городищенский замок ( белор. Двор-Гарадзішчанскі замак ), Тельманский замок ( белор. Тэльманскі замак ) — оборонительное укрепление и резиденция в деревне Тельман (до советской власти Двор-Городище) Брагинского района Гомельской области Республики Беларусь . Находится в южной части деревни Тельман (Гомельская область) , на правом берегу реки Брагинки .
Точная дата строительства замка неизвестна. С XVI века эти земли принадлежали князьям Вишневецким, которые и построили здесь замок (по другим источникам — просто разместились в уже имевшемся на этих землях Старом замке). Также местные краеведы утверждают, что именно в этом замке некоторое время жили люди-легенды Смутного времени Лжедмитрий I и Александр Юзеф Лисовский .
В 1574 году местечко Брагин с прилегающими волостями были подарены королём Польским и великим князем Литовским Генрихом Валуа литовским магнатам Александру и Михаилу Вишневецким (Збаражским). На этой территории были построены 2 замка: в ставшем княжеской резиденцией городском посёлке Брагине и в деревне Городище (Двор-Городище) в 4 км от него, на правом берегу р. Брагинка .
С парком, разбитым здесь в XVIII веке, связано несколько красивых легенд. В частности, здесь находится валун в форме сердца, который получил неофициальное название Камень любви. По легенде, именно у этого камня в 1603 году состоялось знакомство русского авантюриста Лжедмитрия (1605—1606) с будущей женой Мариной Мнишек. Якобы здесь польская красавица впервые услышала пылкие признания от будущего российского царя. Эта история передается из поколения в поколение, а парк и сегодня остается местом романтических встреч влюбленных. Чтобы брак был долгим и удачным, молодожены считают своим долгом посидеть на камне, а его кусочки идут на сувениры.
Если Лжедмитрий и Марина и познакомились у этого валуна, то тогда он находился в брагинском парке Вишневецких . После разрушения Брагинского замка в ходе восстания Богдана Хмельницкого валун был перенесен в Городище, а затем — в Городищенский парк.
23 декабря 2011 года комплексу присвоен регистрационный номер охранного обязательства — № 11-02-07/3099.
Сегодня от замка в поселке Тельман практически ничего не осталось: часть одной стены. Однако этот замок также был включён в программу «Замки Беларуси» и согласно ей в 2012 году была произведена консервация остатков стен и приведена в порядок окружающая их территория. Интересно, что сделано это было за средства французских фондов «Наследие без границ» и «Валь де Вуар».
Первым проявлением своего магнатского достоинства Вишневецкие считали роскошные жилища, в которых чувствовали свою мощь и неколебимость. Новый двор князя Вишневецкого размещался в южной части деревни Тельман Малейковского сельского Совета Брагинского района, на правом берегу р. Брагинка .
Предполагают, что замок был построен в стиле барокко . Перед замком был разбит большой газон с валуном.
В конце XVIII века здесь был заложен парк, который также имел характерные приметы барочного паркостроения. От замка в сторону реки расходятся 3 засаженные растительностью аллеи. В планировочную структуру парка органично включена река, по берегу которой проходит аллея. Растут липа , клён , граб , дуб , вяз , верба .
С давних времён до нас дошло стихотворение неизвестного автора про тогдашние городищенские события:
В Городище есть преданье:
У реки, где панский сад,
Были встречи и свидания
Много лет тому назад.
Там в чаду минувшей славы,
В тёмной зелени ветвей,
В тихом сумраке дубравы
Пел Марине соловей.
Там, насмешкой тешась рока,
Смелый юноша мечтал.
Он невесте черноокой
О любви своей шептал.
Там, среди полесских топей,
Вишневецкий пан-магнат
Стан разбил свой из холопий,
Из шляхетства и солдат.
Вижу я сквозь даль немую:
В замке князя блеск палат
Вижу Мнишек молодую,
Слышу в честь неё: «Виват!»
Время смуты и крамолы
Пронеслось, как тяжкий миг,
Лихолетья сон тяжёлый
На Руси великой стих.
Нет ни замка у Брагинки,
Где Лжедмитрий пировал,
Ни безбожницы Маринки, —
Лишь один остался вал.
Дышат тайной он холодной
И молчит, не говоря,
Что здесь выходец безродный
Звался именем царя.