Пазухин, Борис Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 112Г000122 |
Костёл св. Троицы ( белор. Касцёл Св. Троіцы ) — католический храм-крепость XVI века в белорусском агрогородке Чернавчицы ( белор. Чарнаўчыцы ), расположенном в 18 км к северу от Бреста . Административно относится к Брестскому деканату Пинского диоцеза .
Памятник белорусской архитектуры конца XVI века с элементами готики , ренессанса и чертами оборонного зодчества . Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь . Характерной особенностью церкви является отдельная от здания храма трёхъярусная четырёхгранная колокольня с шатровой крышей, которая стоит к северо-западу от храма на высоком цоколе. Церковь стоит в центре деревни, главным фасадом выходит на автодорогу Брест - Каменец .
Католический храм в Чернавчицах построен из кирпича в 1585—1595 годах на средства воеводы Николая Христофора «Сиротки» Радзивилла . После подавления восстания 1863 года , как и многие другие католические церкви на территории современной Республики Беларусь, передан православной церкви. После перехода Чернавчиц в состав Польши в 1918 году возвращён католикам. В 1998 году церкви возвращено также приходское здание (плебания), в котором в советское время размещалась больница, а затем музыкальная школа.
Троицкий храм был местом хранения чтимой иконы Девы Марии, которая была вывезена вглубь России в Первую мировую войну и впоследствии утеряна.
Храм — однонефный с небольшим трансептом , бескупольный. Неф , трансепт и полукруглая апсида накрыты высокой двускатной крышей.
Апсида и боковые фасады несут черты готической архитектуры, что прослеживается в массивных стенах с контрфорсами и узких вытянутых полуциркульных окнах. Толщина стен боковых фасадов 1,3 м. Крутая и высокая крыша также свойственна конструктивным приемам готической архитектуры. Цилиндрический свод украшен лепными нервюрами с геометрическим рисунком — мотив ренессансной архитектуры . В интерьере храма выделяются три барочные деревянные полихромные скульптуры XVIII века, одна в алтаре и две — в нишах главного фасада .
Архитектура звонницы носит ярко выраженные черты оборонного зодчества и напоминает композицию оборонной замковой башни Несвижа , построенной также в конце XVI века .