Ткачук, Михаил Станиславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Алекса́ндрович Ткачёв ( белор. Міхаіл Аляксандравіч Ткачоў , Міхась Ткачоў ; 10 марта 1942 , Мстиславль , Могилёвская область — 31 октября 1992 , Минск ) — советский и белорусский историк , археолог , краевед , геральдист , общественный деятель. Доктор исторических наук , профессор . Преподаватель Гродненского государственного университета . Основной круг научных интересов — оборонное зодчество , материальная культура и архитектура городов Белоруссии XI — XVIII веков .
Родился в Мстиславле в семье учителей Александра ( белор. Алеся ) Григорьевича и Доминики Семёновны. В тот же год отец погиб на фронте под Ленинградом , так и не узнав о рождении сына . После войны воспитывать ребёнка стал отчим .
Начальное образование получил в Мстиславле в русскоязычной семилетней школе № 3. В 1959 году поступил на исторический факультет БГУ . Как раз в то время начался очередной эксперимент Министерства образования — школьники, не имевшие двухлетнего стажа работы, на первом курсе обязаны учиться заочно. Чтобы «набрать» недостающие 10 месяцев (14 месяцев стажа набрал во время летних каникул, ежегодно, начиная с шестого класса, работая на цементном заводе), был вынужден уехать в Мстиславль, весь первый курс работая в колхозе имени Ворошилова .
Был учеником белорусского медиевиста Лаврентия Абецедарского . В студенческие годы заинтересовался Средневековьем и белорусской культурой . Сам Ткачёв по этому поводу писал:
В душе моей произошёл коренной перелом: я осознал, что живу на этой земле не каким-то так безродным человеком, а белорусом, что у меня есть культура, есть история, которую, к сожалению, мы очень плохо знаем .
Оригинальный текст (белор.)У душы маёй адбыўся карэнны пералом: я ўсьвядоміў, што жыву на гэтай зямлі ня нейкім там бязродным чалавекам, а беларусам, што ў мяне ёсьць культура, ёсьць гісторыя, якую, на жаль, мы вельмі дрэнна ведаем.
Учась в Минске , смог найти идейных сторонников и сформировать что-то наподобие неформального патриотического кружка . Завёл знакомства со многими видными деятелями национальной культуры — поэтом Станиславом Петровичем Шушкевичем (отцом политика Станислава Шушкевича ), Иосифом Францевичем Сушинским (соратником белорусского классика Янки Купалы ), историком Николаем Улащиком , который сильно повлиял на него .
В 1964 году успешно окончил учёбу в университете, защитив на «отлично» дипломную работу по теме истории родной Мстиславщины . Был распределен в новую школу совхоза «Заречье» в Жодино , где проработал завучем и учителем истории около пяти лет. Женился, у него родился сын. Вступил в КПСС . Вел активный образ жизни: играл за сборные по волейболу и баскетболу , участвовал в художественной самодеятельности — пел, танцевал, играл на гармонике. Между тем, перед молодой семьёй остро стоял квартирный вопрос — три человека ютились в пришкольной сторожке в 11 м² .
Испытывая непреодолимую тягу к науке, принял решение сняться с насиженного места и продолжить обучение в аспирантуре. Связанные с таким мероприятием финансовые трудности (потеря хорошей зарплаты завуча, аспирантская зарплата в 100 рублей, необходимость содержать семью) его не остановили . В 1968 году при поддержке Петра Глебки поступил в аспирантуру при Институте истории Академии Наук Белоруссии по специальности археология , так как в аспирантуру родного БГУ, по утверждению самого Ткачёва , его «не пустил» его же бывший руководитель Лаврентий Абецедарский.
В 1978 году , когда в Гродно открылся университет , принял предложение занять место преподавателя, так как имел проблемы с жильем в Минске . С скором времени стал доцентом , а потом и профессором . В 1983 - 1985 годах занимал должность заведующего кафедрой .
1 марта 1986 года под руководством Михаила Ткачёва в Гродно был создан историко-культурный клуб «Походня», объединивший большое число патриотично настроенных любителей древности. Хотя «Походня» представляла собой просветительскую организацию, на её заседаниях нередки были и политические дискуссии . Название клуба является историзмом и обозначает факел, огонь, который освещает путь . «Походня» также занималась охраной исторических памятников Гродно, над которыми в тот момент висела угроза полного уничтожения .
В 1989 году был вынужден вернуться в Минск, где начал активную политическую деятельность . В 1989 году избирался кандидатом в народные депутаты СССР . Сам Ткачёв вспоминал:
Для меня те выборы стали настоящей школой жизни. Я впервые увидел, что политика и грязь, аморальность идут плечом к плечу. До этого честно верил в идеалы партии, старался поднять её авторитет, думая, что наилучший для этого путь — нормальная старательная работа, личный пример в гражданской жизни. И вот пришло крушение моральных устоев, определённых политических принципов. Понял наконец, что у партаппарата ничего святого нет, для удержания власти он готов на всё .
Оригинальный текст (белор.)Для мяне тыя выбары сталіся сапраўднай школай жыцьця. Я ўпершыню ўбачыў, што палітыка і бруд, амаральнасьць ідуць побач. Дагэтуль шчыра верыў у ідэалы партыі, стараўся ўзьняць яе аўтарытэт, думаючы, што найлепшы для гэтага шлях - нармальная старанная праца, асабісты прыклад у грамадзкім жыцьці. І вось прыйшло крушэньне маральных устояў, пэўных палітычных прынцыпаў. Зразумеў нарэшце, што ў партапарата сьвятога няма, дзеля захаваньня ўлады ён гатовы на ўсё.
Ткачёв вышел из КПСС и действовал теперь уже только в русле национально-возрожденческого движения. В 1989 году участвовал в создании «Мартиролога Беларуси» (организации, занимающейся сбором информации о жертвах сталинских репрессий ), входил в Оргкомитет Белорусского народного фронта , был заместителем председателя Сейма БНФ .
Ткачёв выступил инициатором возрождения белорусской социал-демократии — с марта 1991 года занимал пост председателя Центральной рады БСДГ .
В одном из своих последних интервью в 1992 году на вопрос «Что Вы считаете сегодня главным в жизни Белоруссии?» ответил:
Считаю наиважнейшим и необходимым каждой партии, каждому человеку стать «государственниками»: всеми силами и совместными стараниями укреплять суверенитет и независимость Родины, создавать цивилизованное, солидарное, демократическое общество .
Оригинальный текст (белор.)Лічу найважнейшым і неабходным кожнай партыі, кожнаму чалавеку стаць «дзяржаўнікамі»: усімі сіламі і супольнымі намаганьнямі мацаваць сувэрэнітэт і незалежнасьць Бацькаўшчыны, ствараць цывілізаванае, салідарнае, дэмакратычнае грамадзтва
После поступления в аспирантуру активно изучал оборонительное зодчество Великого княжества Литовского , совмещая при этом как исторические, так и археологические методы . В 1972 году защитил Кандидатскую диссертацию по теме «Военное зодчество Беларуси XIII—XVIII столетий», для подготовки которой обследовал 13 каменных оборонительных сооружений, в том числе — Каменецкую башню , замки в Лиде , Крево , Гродно , Мире , Геранёнах , Мяделе , Лепеле и Иказни . На основе кандидатской диссертации были написаны книги: «Абарончыя збудаванні заходніх зямель Беларусі XIII—XVIII стст.» ( 1978 ) и «Замки Белоруссии» ( 1977 ). В 1987 году защитил докторскую диссертацию по теме «Организация обороны городов Белоруссии в XIV—XVIII вв.». Михаил Чернявский так охарактеризовал своего друга:
Был молодой, сильный. Казалось, не будет сносу. Поэтому много где успевал. С 1969 по 1972 годы им раскапывались замки Новогрудка, Гродно, Лиды, Крева, Мира, Геранён, Мяделя, Лепеля, Иказни, Каменца, укрепления ряда других мест .
Оригинальный текст (белор.)Быў малады, дужы. Здавалася, ня будзе зносу. Таму шмат дзе пасьпяваў. З 1969 па 1972 гады ім раскопваліся замкі Наваградка, Горадні, Ліды, Крэва, Міра, Геранён, Мядзела, Лепеля, Іказьні, Камянца, умацаваньні шэрагу іншых мясьцін
Если в первой половине 1970-х занимался в основном раскопками в Западной Белоруссии, то со второй половины — преимущественно в Восточной. Проводил раскопки в Витебске , Могилеве , Мстиславле, Кричеве , Чечерске , Гомеле , Пропойске и других местах .
В 1976 - 1978 годах экспедиция Института истории АН БССР во главе с Ткачёвым начала археологический исследования культурного слоя XVIII века и вплоть до материка в Верхнем Замке в Витебске. В 1982 году проводил раскопки на территории могилёвского замка .
По возвращении в Минск в 1989 году работал в редакции Белорусской советской энциклопедии : сначала заведующим редакции истории Белоруссии, а с 1992 года — главным редактором «Белорусской энциклопедии» ( БелЭН ). Был одним из инициаторов издания «Энциклопедии археологии и нумизматики Белоруссии» и «Энциклопедии истории Белоруссии». В последние годы жизни издал «Замкі і людзі» ( 1991 ), «Вялікае мастацтва артылерыі» ( 1992 ) и «Старажытны Мсціслаў» ( 1992 ) (последние две в соавторстве) .
Главное внимание Ткачёва было направлено на изучение богатой военной истории Белоруссии. На основе глубокого анализа исторических, археологических и иконографических источников первый в белорусской историографии проследил генезис , эволюцию и этапы развития замков и оборонительных сооружений населенных пунктов, а также организацию обороны белорусских городов. Итогом этой работы стало издание около 200 научных работ, включая 10 монографий (или разделов в монографиях) .
Михаил Ткачёв был пионером «исторической археологии» — направления археологии вплотную занимающееся исследованием Средневековых памятников, что нетипично для «классической» археологии . Благодаря ему стали широко известны имена легендарного рыцаря Давида Городенского , создателя многоступенчатой ракеты Казимира Семяновича , события обороны белорусских городов в XVII веке .
Среди учеников Михаила Ткачёва были такие известные белорусские археологи и историки: Олег Трусов , Александр Кравцевич , , Геннадий Саганович , , Леонид Колединский, Татьяна Бубенько, Геннадий Семенчук .
Умер 31 октября 1992 года , похоронен на Московском кладбище в Минске . Смерть Ткачёва стала неожиданностью, так как даже близкие ему люди не знали о продолжительной болезни учёного .