Interested Article - Цифровое бессмертие
- 2020-04-21
- 1
Цифровое бессмертие ( англ. Digital immortality ) — гипотетическая концепция технологии, позволяющей сохранять и передавать личность человека на более долговечных носителях информации, то есть компьютерах, и в будущем предоставлять виртуальной копии возможность общаться с людьми. На основе информации, полученной о человеке при жизни, копия личности должна иметь возможность вести себя, реагировать и мыслить тем же образом, что человек . Такой процесс сходен с резервным копированием .
Значительная часть сторонников трансгуманизма и сингулярианства возлагают большие надежды на то, что смогут достичь цифрового бессмертия к 2045 году в рамках « Инициативы 2045 » путём создания одной или множества небиологических функциональных копий своего мозга, тем самым оставив свою «биологическую оболочку» .
Общие сведения
Информация должна описывать поведение и действия человека, соответственно, этому удовлетворяют множество источников: от историй переписок, дневников и фотографий до психологических тестов, аудио- и видеозаписей с участием человека. Реконструкция личности по сохранённой информации является обратной задачей моделирования мозга, требует огромной вычислительной мощности и технологии сильного искусственного интеллекта, что на данный момент недоступно. Поэтому реконструкция личности является гипотетической процедурой отдалённого будущего. Сейчас возможна только фрагментарная запись: вся информация, вроде электронных переписок может быть записана в логи, все телефонные разговоры могут быть записаны, вся информация, которую слышит, видит и говорит человек — может быть записана на носимые устройства аудио- и видеозахвата.
Станислав Лем упомянул об этом в главе VI «Диалогов» (изд. в 1957), описывая перспективы загрузки сознания на «мозговой протез». Были попытки реализовать подобные проекты и вывести их на рынок, в частности от Microsoft Research и , важно отметить, что значительную часть собственно концепции цифрового бессмертия разработал Microsoft Research .
Критика
Идея цифрового бессмертия и связанная с ней концепция загрузки сознания содержит множество парадоксов. Так, если возможно создать точную копию сознания, то можно создать и несколько таких копий (как виртуальных, так и материальных), а также, как вариант, сохранить живой оригинал параллельно созданному . С материалистической точки зрения, сознание неотделимо от тела, а интерпретации подобные такой, как «одна и та же личность существует в нескольких местах пространства одновременно», отвергаются как абсурдные, и все копии признаются равнозначными на момент создания, развиваясь дальше каждая по своему пути, примерно, как близнецы . Согласно той же точке зрения перенос сознания невозможен, даже если оригинал уничтожается в ходе считывания, ибо в таком случае погибает материальный носитель сознания — мозг, то есть теоретически возможно только копирование (в любом количестве) . Иногда похожая аргументация дополняется идеалистическими утверждениями, что одна и та же личность не может быть субъектом более одного жизненного опыта одновременно, поэтому и не может существовать в двух местах одновременно. Следовательно, нельзя создать даже одной копии сознания (копии с сохранением оригинала).
Некоторые философы считают, что концепция выгрузки и загрузки сознания основана на неверном учении о независимости личности от тела. Согласно точке зрения выраженной, например, Корлиссом Ламонтом , личность представляет собой жизнь, функцию или деятельность тела. Это — действующее тело, живущее тело; точнее, это — тело, действующее и живущее определённым способом, тесно связанным с головным мозгом и с остальной центральной нервной системой. По его мнению, личность может быть абстрагирована от человеческого тела не в большей степени, чем дыхание или пищеварение. То есть личность, таким образом, является качеством тела, а не независимо существующей вещью. Ламонт считает, что личность является таким же неотъемлемым качеством мозга, как красный цвет является неотъемлемым качеством красной розы.
Если рассматривать гипотезу о квантовой природе сознания , то важным аргументом против возможности загрузки сознания является Теорема о запрете клонирования квантовой теории, говорящая о невозможности создания идеальной копии произвольного неизвестного состояния . С другой стороны, если квантовые процессы не очень существенны для человеческого сознания, то достаточно точности копирования квантовой информации состояния мозга, допустимой этой теоремой.
Также гипотеза о возможности "загрузки сознания" и цифрового бессмертия критикуется со стороны дуалистических теорий сознания, постулирующих существование нематериальной духовной субстанции - души, которую, как считают дуалисты, нельзя смоделировать или перенести на другой носитель.
В культуре
Литература
- В научно-фантастическом бестселлере Ингви Акисона «Архивариус» описывается, «как из будущего в далекое прошлое посылается техническое изобретение под названием «Архивариус» — и этот аппарат в течение минувших тысячелетий собирает информацию о каждом когда-либо жившем и умершем человеке, сохраняя ее в своем «Архиве». И наши потомки в будущем на основе полученной информации воскрешают миллиарды, поколение за поколением, живших на Земле людей на других планетах» .
- Станислав Лем в рассказе «Путешествие четырнадцатое» из серии « Звёздные дневники Ийона Тихого » описан прообраз цифрового бессмертия — «резерв» на случай смерти [ источник не указан 2606 дней ] .
- Подобная система «резервного копирования» в цикле « Линия грёз » Сергея Лукьяненко называется аТан.
- В научно-фантастическом цикле "Хичи" американского автора Фредерика Пола главный герой после своей смерти продолжает жить в виде компьютерного кода.
Фильмы и сериалы
- В сериале « Видоизмененный углерод » функционирование системы цифрового бессмертия лежит в основе сюжета.
- В пилотной серии телесериала « Каприка » подробно описана идея цифрового бессмертия (что, впрочем, не являлось основной идеей сериала и было лишь элементом сюжета), хотя взята она была с , о чём свидетельствует многое, в том числе и название виртуальных копий — «Аватаров».
- В фильме 2006 года «Хоттабыч» джинна после его гибели (когда он стал простым смертным) воскрешают в цифровом виде по ДНК, извлечённому из волоска из его бороды.
- В фильме « Робот по имени Чаппи » один из героев, Деон Уилсон, разрабатывает устройство, позволяющее загрузить сознание в компьютер и перенести его в тело робота в случае физической смерти прежнего носителя.
Телеигры
- В компьютерной игре Eve Online кроме переноса сознания в момент смерти в новое клонированное тело присутствует система «джамп-клонов», которая позволяет раз в сутки перенести сознание персонажа в один из десяти клонов в любой точке игрового мира, где есть станция, предоставляющая такую услугу.
- В игре « SOMA » сюжет построен вокруг цифрового бессмертия: главному герою необходимо спасти человечество — цифровые копии личностей людей, хранящиеся в «Ковчеге».
- В сериале « Чёрное зеркало » в 4 серии 3 сезона показана жизнь в реальности с переносом цифрового сознания после смерти.
См. также
- Загрузка сознания
- Blue Brain Project
- Корабль Тесея
- Иммортализм
- Модификация тела
- Постчеловек
- Постгуманизм
- Продление жизни
- Технологическая сингулярность
- Трансгуманистическая политика
- Трансчеловек
- Футурология
- Геронтология
Примечания
- Simon Parkin. . BBC (23 января 2015). Дата обращения: 3 октября 2016. 8 сентября 2016 года.
- Carla Sofka. (англ.) . — 2012. — ISBN 978-0826107329 .
- Cohan, Peter (20 июня 2013). Дата обращения: 3 октября 2016. 3 октября 2016 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2011. 24 мая 2009 года.
- . Microsoft. Дата обращения: 3 октября 2016. 12 ноября 2014 года.
- . Microsoft. Дата обращения: 3 октября 2016. 19 июня 2016 года.
- ↑ Станислав Лем . « Сумма Технологии ».
- от 13 июня 2021 на Wayback Machine // Официальный сайт издательства "Эксмо" (6 августа 2020)
- 2020-04-21
- 1