Касьян
- 1 year ago
- 0
- 0
Касьян Сакович (в миру — Каллист (Каликст) Сакович , польск. Kasjan (Kalikst) Sakowicz ; ок. 1578 , с. Потелич , Русское воеводство , Речь Посполитая — 1647 , Краков , Речь Посполитая ) — церковный деятель Речи Посполитой, православный монах Дубенского Крестовоздвиженского монастыря на Волыни , в 1626 году перешедший в унию, а около 1640 года — из унии в католичество. Автор полемических сочинений в защиту унии церквей и перехода из православной веры в католическую. Не добившись желаемых результатов, Сакович жаловался на «укоризны, поношения и смехотворения» своих православных соплеменников, отчего переселился в Краков .
Родился в семье православного священника из Потелича ( Речь Посполитая ). (Саковичи были шляхтичами герба Корвина .)
Учился в Краковской и Замойской академиях .
Сакович был домашним учителем у волынского шляхтича, последнего православного сенатора Речи Посполитой Адама Киселя .
Предположительно в 1620 г. в Киевском Богоявленском монастыре принял монашество с именем Кассиан. По протекции кн. Александра Острожского-Заславского Кассиан Сакович стал игуменом в двух монастырях в Дубне. В начале 1620-х гг. — ректор Киево-Братской коллегии . В унию Сакович перешёл под влиянием митрополита Иосифа Рутского не позднее 1626 года.
В 1622 году, по смерти гетмана Сагайдачного , Сакович написал «Верши» о нём, и они были прочитаны при погребении гетмана . Вскоре они были изданы в виде брошюры .
В 1628 г., при митрополите Иове Борецком , в Киеве прошёл церковный собор, на котором униатская «Апология» Саковича была сожжена.
Около 1640 г. Сакович перешёл из унии в католичество латинского обряда.
С принятием католиками нового Григорианского календаря и Григорианской пасхалии не прекращались споры с православными по данному вопросу, в 1640 году Сакович по этому поводу написал книгу «Kalendarz stary, w którym jawny i oczywisty błąd ukazuje się około święcenia Paschy, i responsa na zarzuty starokalendarzan, i co za pożytki ruskiemu narodowi z przyjęcia nowego kalendarza» («Календарь старый, в котором явно и очевидно заблуждения показаны о священной Пасхе, и ответы на обвинения старокалендарников, и какие преимущества русскому народу с принятием нового календаря»), в которой убеждал православных принять новый календарь.
В 1642 г., служа ксендзом в Кракове, он издал на польском языке сочинение .
Через два года, в 1644 г., киевский митрополит Пётр Могила издал «Λίθος, или Камень, брошенный с пращи истины св. православной Русской Церкви смиренным отцом Евсевием Пименом на сокрушение лживо-тёмной Перспективы… Кассиана Саковича» .
Сакович написал также религиозно-полемические книги «Problemata» ( 1620 ), «Tractat о duszy» ( 1625 ), «Kalendarz stary» ( 1640 ) и др.
Скончался в 1647 г. в Кракове.