Interested Article - Белорусское фэнтези

Белорусское фэнтези художественные произведения написанные белорусскими авторами в жанре фэнтези .

Фэнтези, как отдельный жанр начал формироваться на рубеже XIX—XX в. В основе жанра заложены сказочные и мифологические мотивы. Среди основных героев обычно люди с волшебными способностями (маги, друиды , провидцы и т. д.) или с волшебными предметами ( рыцари с заколдованной оружием), мифические создания, нередко заимствованные из средневековых бестиариев ( драконы , единороги, оборотни).

В белорусской литературе элементы фэнтези можно найти намного раньше до появления жанра. Особенно ярко это отражено в произведении Яна Барщевского — « » (1844-46). Наибольшее развитие в белорусской литературе жанр получил в XXI веке.

XIX век. Основатели жанра в белорусской литературе

Фэнтезийные элементы присутствовали в белорусской культуре ещё с давних времён, поскольку жанр тесно связан с фольклором и мифологией. Элементы мистицизма и образы мифологических существ использовал в своём творчестве ещё Адам Мицкевич . Во время работы над своими балладами в 1819-21 годах Мицкевич обращался к богатству белорусского фольклора . Так, к образу Свитязянак (жителей озера Свитязь , белолицых девушек с длинными распущенными волосами, в которых превратились женщины города Свитязь, затопленного богами по их просьбе водой, чтобы избежать захвата враждебным русским войскам) и легенд, связанных с ними, поэт обращался в своих балладах «Свитязь» (1820), «Свитязянка» (1821), «Рыбка» (1822) .

Обложка «Шляхтич Завальня» издания 1884 года

Но наиболее ярко белорусская мифология отражена в произведения Яна Борщевского — «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1844-46), в котором автор переносит нас в фантастическую, вымышленную Белоруссию, в которой читатель встретится с оборотнями и волкодавами, с великанами и драконами, чудовищами, магами и чернокнижниками. Его персонажи пришли в произведение из национальной мифологии, населённой русалками, водяными, лешими, волкодавами, но некоторых персонажей Борщевский придумал сам — Сына Бури, Белую Сороку, Плачку. Именно Ян Борщевский считается основателем жанра фэнтези в белорусской литературе. Он, как настоящий писатель-фантаст, смотрел вперёд, в будущее, и как бы предвидел появление ― прозы ужасов, фэнтези, научной фантастики . По мифологической основе произведений Борщевского, его творчество следует отнести к такому субжанру, как славянский фэнтези, в основе которого лежит сочетание славянского фольклора (преданий, былин, мифов) и стандартных фэнтезийных канонов.

На презентации своей фэнтезийной повести на вопрос о традиции белорусской фантастики белорусский поэт и филолог Серж Минскевич сказал: « Мы самые первые написали фэнтези, когда ещё и не придумали этому жанру название. Ещё не было Толкина, а у нас уже был Ян Борщевский… » .

В 1852 году из-под пера белорусского поэта и фольклориста Александра Рыпинского вышла романтическая баллада «Бес». Подзаголовок к поэме был «баллада белорусская», чем автор отмечал не только фольклорную основу своей баллады, но и своеобразие произведения, её созвучие с традициями белорусской поэзии середины XIX века. В предисловии к «Лукавому» Александр Рыпинский написал, что в результате обработки народной песни у него получилось долгая история и он, « добавил к ней кое-что странное и адское, сделал из этого крестьянскую балладу » .

Литераторы XIX века
Адам Мицкевич . Портрет В. Ваньковича , 1828 г.
Ян Борщевский . К. Жуковский, XIX в.
Александр Рыпинский . 1853 г.

XX век

Мифологические персонажи присутствует и в поэзии Янки Купалы . Некоторые исследователи (напр .: канд. Фил. Наук Г. М. Метлицкая) даже употребляют такой термин, как Купаловский мифологизм. Определённое время мифологическая образность в творчестве поэта была чуть ли не доминирующей. «Цемнатворцы» до такие мифычныя и языческие существа, как ведьмы, вурдалаки, черти, водяные, русалки и другие, господствуют в его стихах «В вечно бори …» (1912), «Русалка» (1912), «Хохолок» (1911), «Где ни вылете из неволи …» (1906), «Забытая таверна» (1907), «баю, баю, мужичок!» (1905—1907), «Ночь за ночкой» (1909), в поэму «Сон на кургане» (1910). Чего только стоит отрывок из его стихотворения «Забытая таверна»: «Женят ведьму с волкодавов, сватает шинкарь, попом — раввин, ведьма — дьяком, а черт — хозяин. Так играют, пока где-то не крикнет петух … погибает все, и по банкетам пусто, скучно вкруг» .

«Лабиринты» Вацлава Ластовского. Издание 1944 г., Берлин

Вацлав Ластовский в 1923 году издал исполненную загадками повесть «Лабиринты», которой наверняка и на сегодня нет жанровых аналогов ни в белорусской, ни в мировой литературе. Жанр произведения занимает пограничное положение между утопией и научной фантастикой, в нём наблюдается единство исторического и фантастического . В произведении мы видим переплетение нескольких сознательных авторских мистификаций, главная из которых связана с существованием Полоцкого лабиринта. И как и в древнегреческой мифологии существовал миф о Лабиринт на Крите и о Минотавре , который послужил темой для ряда литературных произведений, так и Полоцкий лабиринт в трактовке Ластовского стал для него одним из центральных артефактов, на котором базировалась его Кревская теория .

В белорусской драматургии фэнтезийные элементы присутствуют в ряде пьес Евстигнея Мировича . Одними из наиболее значимыми в его творчестве стали фэнтезийно-исторические пьесы: «Машека» (1922 г.), «Кузнец-воевода» (1924) . Его «Машека» стала первой пьесой, поставленной на белорусском языке .

В контексте создания новых художественных миров проводил ассоциацию Владимира Короткевича с Толкином исследователь Андрей Хаданович . По словам Хадановича, Белоруссия Короткевича — идеального страна, населённая знатными рыцарями, мужественными патриотами и национально сознательными аристократами с поэтическими способностями. И создателям белорусского фэнтези Ходонович считает именно Короткевича . И на самом деле, для творчества Короткевича характерны не только историзм, но и придание ей отдельных мифологических черт. Критик Алексей Ненадовец в статье «Мифология в произведениях Владимира Краткевича» замечает «что в произведениях писателя сами понятия чародейка, волшебник, знахарь, гадатель почти не отличаются по смыслу, хотя здесь были, соответственно свои тонкости, выработанные многовековым практическим опытом народа» .

Литераторы XX века
Янка Купала
Вацлав Ластовский
Владимир Короткевич

XXI век

По мнению председателя секции «Приключения и фантастика» в СПБ Владимира Куличенки, белорусские фантасты больше преуспели в жанре «фэнтези» чем в жанре «научной» фантастики, так как «фэнтези» и его поджанр более доступные для восприятия современного читателя, чем произведения «научной» фантастики, и поэтому быстрее находят отклик читателей . Наверное наиболее ярко в этом жанре выделяется Ольга Громыко , чьи книги (издаётся с 2003 года), которые созданы в жанре юмористического фэнтези, отличает ирония, местами переходящая в сарказм. Главными героями её книг являются персонажи, в традиционном фэнтези относящиеся к отрицательным: ведьмы, вампиры, оборотни, драконы, тролли и другие .

Ещё по одной выдуманной стране, на этот раз основанной на легендах и преданиях Великого княжества Литовского , мы можем попутешествовать в романе «Гонитва», писательницы Ники Ракитиной (наст. имя — Людмила Богданова). Герои романа — настоящие белорусские персонажи. Также при прочтении романа можно заметить множество сходств с Белоруссию. На конгрессе «Еврокон-2008», учреждённого Европейским союзом научной фантастики, эксперты признали белорусскую писательницу Нику Ракитину лучшим молодым писателем-фантастом .

На белорусских землях разворачиваются приключения в цикле сказок Петра Васюченко «Приключения господ Кублицкого да Заблоцкого» («Приключения господ Кубличская и Заблоцкого» (1997) и «Жили-были паны Кублицкий да Заблоцкий» (2003)). Данные произведения имеют иногда и абсурдный, и комический, и философский характер, и позволяют нам со стороны взглянуть на нелогичность человеческих чрезмерных желаний. И все это подаётся с народным юмором. Это хорошо видно, например, в отрывке, где паны дают советы Куре-Щабятуре по поводу того, какого она должна принести цыплёнка ("[Заблоцкий] Чтобы сало на том цыплёнке было с ладонь толщиной … [Кублицкий] Да ростом чтобы оно было с изрядного борова … [Заблоцкий] Не из борова, а с быка, чтобы было величиною! Во!"). Но вместо желаемого господа получают яйцо размером с бочку, из которого вылупляется Страшила, которое требует еды. В 2003-м за книгу «Жили-были паны Кублицкий да Заблоцкий» Петр Васюченко удостоен премии «Глиняный Велес» (за лучшую художественную белорусскоязычную книгу года) . А в 2013 году автор обратился и к мифологии древней Греции, рассказав в свойственной ему манере, увлекательно и с юмором, о подвигах известного силача Геракла («Двенадцать подвигов Геракла») .

Андрей Жвалевский во время раздачи автографов

С 2002 года из-под пера соавторов Андрея Жвалевского и Игоря Мытько выходит цикл фэнтезийных романов-пародий на известную во всем мире серию историй о Гарри Поттере — «Порри Гаттер» («Порри Гаттер и Каменный Философ», «Личное дело Мергионы или четыре Чертовы дюжины», «Девять подвигов Сена Аесли»). Пародия построена на «переворачивании» сюжета: почти каждая вещь, описанная в оригинале, вывернуто наизнанку. Порри Гаттер здесь обычный мальчик, который появился в колдовской семье, но к огорчению своих родителей, вовсе не обладает магическими способностями . В начале пародии сходство с оригиналом просматривается достаточно четко, даже выдерживается соответствие сюжетных линий. Но уже примерно после четверти книги сюжет начинает заметно отклоняться от оригинала.

Весьма плодотворно пишет рассказы для детей в научно-фэнтезийном жанре Раиса Боровикова . Наверное, особенно выделяется её трилогия для детей среднего школьного возраста «Из сказок старого астронавта» (2005 г.). В данной трилогии есть космические приключения и авантюрный сюжет, реальный мир существует где-то рядом с вымышленным. Книга примечательна тем, что автор придаёт своему фантастическому произведению национальный колорит. Например, космодром в произведении находится под Раубичами, а экипаж астронавтов грустит не по планете Земля, а по белорусской природе .

Людмила Рублевская с трилогией « »

Условно к жанру фэнтези можно отнести «повесть-миф» Людмилы Рублевской «Дети гомункулуса» (2000), в основу которой положена легенда о чернокнижнике Твардовском, создателе искусственного человека — гомункулуса. В то же время для творчества Рублевской более характерен возврат к мифологическому наследию, как, например, в её книге «Старосветские мифы города Б.», в которой истории древнеримских и греческих мифов переносятся на реалии жителей обычного белорусского городка XIX века . И в определённой степени автору удалось создать мир исторического белорусского фэнтези в цикле историй про Пранциша Вырвича. Даже в языке произведения есть древний, высокомерно барочный манер. Очень это ощущается в первой части («Авантюры Пранциша Вырвича, школяра и шпиона», 2012), насыщенной историческими анекдотами. Например, история, к которой нельзя относиться без юмора — история про свидание Кароля Радзивилла Пане Каханку с русалкой и что «результатом брака были селедки». В течение приключений Вырвича упоминается и мировое дерево Иггдрасиль , и лабиринты с Минотавром, и изобретения Леонардо да Винчи .

Мир приключений есть и в цикле фэнтезийно-приключенческих рыцарских романов «Король и Судья» Инны Сударевой, который начинает роман «Судья королевского дома» (2006) .

Близкий к жанру эпического фэнтези цикл романов Натальи Новаш «Обретение прошлого» (2009), в котором после столкновения огромной кометы с Землей открываются «двери» между миром людей и миром эльфов .

В мир магии, эльфов, оборотней, людоедов, вампиров, воинов и драконов переносит читателя и Светлана Улаcевич, также автор целого цикла романов, но уже про драконов — «Саги о драконах», который начинает роман «Полтора метра недоразумений, или Не будите спящего дракона» (2009) .

Ещё одна книга, герои которой драконы — роман Эльвиры Вашкевич «Дорога к Серебряным водопадам» (2014 год), в котором с далёкой планеты, где живут драконы, на нашу Землю направляется посланник в поисках потенциального контактёра с магическими способностями .

Волшебный мир мифологических существ встречает нас и в романе-фэнтези Геннадия Авласенко «Пленники чёрного леса» (2011). В пугающем и таинственным Чёрном лесу живёт множество самых разнообразных чудовищ, а непроходимые Северные скалы населяют гномы . И между лесом и горами, на широкой долине живут враждующие между собой человеческие племена. В 2014 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник его мистически-фантастических рассказов «Ключ, который ничего не отпирает» .

Книга Сержа Минскевича «Улыбка траурной королевы, либо Тайна магнитного замка» (2013) основана уже на белорусском мифологии. В образе героя этой сказки, художника-странника Дроздичы, который ходит в сапогах из красного сафьяна, с волшебным зонтиком-тросточкой и изображает не улыбки, а «усмутки», забирая грусть людей, легко узнается легендарный белорусский художник Язеп Дроздович . Главные герои повести — Алеола, «будущая яснапанна», и Артина, будущий витязь Светлоозёрной страны. Их родителей вместе со всеми жителями городка похитила «Траурная Королева Поляндра», и дети отправляются побеждать злую волшебницу .

В жанре приключенческого фэнтези книга Алексея Шеина «Семь камней» (2015). Мальчик Ясь, главный герой, попадает в волшебную страну Эферию, где становится участником борьбы за свободу. Главному герою предстоит разгадать загадку кристаллов, чтобы спасти жизнь своей подруги и освободить волшебную страну от гнёта злого самозванца . Книга о вере, свободе и любви, за которые иногда нужно бороться с мечом в рукахх . Книга была отмечена Европейским обществом научной фантастики «За лучший литературный дебют» .

В 2017 году на Национальную литературную премию в области детской литературы было номинировано сразу два фэнтезийных произведения — фэнтези Екатерины Хадасевич-Лисовой «Каникулы с приключениями, или обратный визит Зорничка к мальчику Стасику» и фэнтезийные истории Анатолия Короленко «Детям о нефти» . В том же году в издательстве «Мастацкая литература» вышел сборник сказок «Невеста для Базыля», в котором было напечатано несколько фэнтезийных рассказов: стилизованное под фольклор приключенческое фэнтези «Солдат и ужалка» Олега Грушецкого , волшебное фэнтези «Черная закавыка» Сержа Минскевича и фэнтезийная история «Невеста для Базыля» Галины Пшоник .

Олег Грушецкий с трилогией «Рыцарь Янка и королевна Милана»

В 2020 году вышла книга Светланы Авдейчик «Книга способных. Наследники Сакрума» — первая часть трилогии о наследниках Сакрума, вошедшая в полуфинал международного конкурса «Новая детская книга — 5» в номинации «Фэнтези. Фантастика. Приключения» .

Знаковым для белорусскоязычного фэнтези стал 2021 год. На основе белорусского фольклора вышла первая часть трилогии Олега Грушецкого « Рыцарь Янка и королевна Милана . Таинственное королевство», герои которой — мифические персонажи белорусских преданий , а события разворачиваются в мире, похожем на белорусское Средневековье. Главным героям, юным брату и сестре, надлежит спасти королевство от чародея, который коварством захватил трон . Книга уникальна тем, что её можно назвать настоящим белорусской фэнтези . А учитывая, что она была написана еще в 2012 году , фактически делает роман ещё и первым современным белорусскоязычным фэнтези. В мае 2021 года в Национальной академии наук прошёл II Международный форум исследователей белорусской сказки , к которому было подготовлено сразу несколько докладов, посвященных фэнтези в белорусской литературе, среди которых, например, доклад Татьяны Борисюк «Идейно-образные поиски в книге сказок Олега Грушецкого "Рыцарь Янка и королевна Милана. Таинственное королевство"». Также был проведен круглый стол (модератором которого стал Серж Минскевич), на котором, среди прочих, была отдельно рассмотрена тема «Сказка и фэнтези» . В этом же году появилось и произведение Ольгерда Бахаревича «Театр счастливых детей», который сам автор охарактеризовал, как «белорусское фэнтези с элементами политического триллера» . Юные герои неожиданно оказались в таинственном крае, не имея ни телефона, ни оружия, и вынуждены отыскать пропавших друзей и выбраться из ловушки. Произведение вышло в электронном формате, а в печатном варианте книга была издана только в одном экземпляре и выставлена на аукцион. В 2023 году книга была озвучена и появилась на платфломе «Книжный воз» .

А в 2022 году вышло продолжение ставшего популярным приключенческого фэнтзези Олега Грушецкого — «Рыцарь Янка и королевна Милана. Королевству нужны герои», в котором юные герои перед отъездом домой решают ещё раз посетить таинственное королевство Сварга, но обнаруживают, что его захватил ещё более могущественный колдун, которым движет только месть, и они вновь вступают в борьбу за освобождение королевства, в ещё более тяжёлых условиях . Также в 2022 году вышла и вторая часть запланированнай трилогии Светланы Авдейчик «Книга способных 2. Потомки агриев» .

В конце 2023 года в российском издательстве «Вече» увидел свет роман белорусского автора Ильи Бутова «И нет дорог в город тени» . Роман погружает читателя в полностью вымышленный мир, раздираемый внутренними и внешними противоречиями. У Владыки этой страны есть лишь три дня, одиннадцать строк главной ауры и семь шагов к Порталу, чтобы сохранить равновесие и предотвратить надвигающуюся катастрофу. Произведение – приквел вышедшей в 2015 году повести «Мракоборец» и легло в основу белорусской настольной игры «Мракоборцы» («Цемраборцы»). Всего же в рамках цикла «Бремя Владыки» в 2024–2026 годах издательство запланировало 4 книги, объединенных общим сюжетом и героями .

Примечания

  1. Лойка, А.А. Адам Міцкевіч і беларускі фальклор // Адам Міцкевіч і Беларусь / Уклад. В. Грышкевіч, навук. рэд. А. Мальдзіс, Т. Нягодзіш. — Мн. : ННАЦ імя Ф.Скарыны, 1997. — С. 110–111. — 320 с. — 1000 экз. ISBN 985-6419-06-9 .
  2. Баршчэўскі Л. П., Васючэнка П. В., Ян Баршчэўскі // от 4 марта 2016 на Wayback Machine — Санкт-Пецярбург, 2014. — С. 52. — 374 с.
  3. Карацупа, В. . Архив фантастики. Дата обращения: 10 марта 2015. 4 июля 2017 года. (руск.) . Архив фантастики. Праверана 10 сакавіка 2015.
  4. Балада «Нячысцік» Аляксанлра Рыпінскага // : журнал. — Мн.: , 2011. — В. 286. — № 10. — С. 3—5.
  5. Мятліцкая, Г. М. от 5 марта 2016 на Wayback Machine / Г. М. Мятліцкая // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. — 2005. — № 3. — С. 13-18.
  6. Васючэнка, П.В. Першаадкрывальнік з роду Ластаў. Мастацкія адкрыцці Вацлава Ластоўскага // Ад тэксту да хранатопа : статьяы, эсэ, пятрогліфы / Пад рэд. . — Мн. : Галіяфы, 2009. — С. 54—56. — 200 с. — 300 экз. ISBN 978-985-6906-13-1 .
  7. Березкин Г. С. Лакшин — Мураново. Мирович, Евстигней Афиногенович // / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4. — 860 с. 2 декабря 2016 года.
  8. Декола Н. . Советская Белоруссия (6 августа 2003). Дата обращения: 5 ноября 2015. 6 марта 2016 года.
  9. (белор.) // ARCHE : журнал. — 2006. — Вып. 41, 42 , № 1, 2 . — С. 106 . 7 апреля 2015 года.
  10. Ненадавец, А.М. Міфалогія ў творчасці Уладзіміра Караткевіча (белор.) // Маладосць : журнал. — 2005. — № 11 . — С. 136 .
  11. (белор.) . Беларусь 3 (11 декабря 2014). Дата обращения: 10 марта 2017. 1 апреля 2016 года.
  12. . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 10 марта 2015. 14 марта 2015 года.
  13. Гуляева, М. . — Мн. : БелГазета. — № 22 . 27 сентября 2016 года.
  14. . Наша Ніва (5 марта 2004). Дата обращения: 10 марта 2015.
  15. Рублевская, Л.И. : Газета. — Советская Белоруссия . — № 4 (24387) . 25 сентября 2016 года.
  16. . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 10 марта 2015. 16 мая 2013 года.
  17. Бязлепкіна, А.П. . Вясёлка (1 февраля 2012). Дата обращения: 10 марта 2015. 25 сентября 2016 года.
  18. Рублевская Л. И. . Художественная литература . Белкнига. Дата обращения: 31 марта 2012. 12 июля 2012 года.
  19. Янкута, Г.В. . Budzma.org (21 февраля 2013). Дата обращения: 10 марта 2015. 27 сентября 2016 года.
  20. . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 10 марта 2017. 27 сентября 2016 года.
  21. . knizhnik.org . Дата обращения: 3 июня 2017. 23 марта 2015 года.
  22. Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 10 марта 2015. 28 апреля 2017 года.
  23. Малай, Г. (белор.) // Літаратура і мастацтва : Газета. — Мн. : СПБ , РВУ «Звязда» . — Вып. 4776 , № 27 . — С. 7 . 9 марта 2017 года.
  24. . Лаборатория Фантастики. Дата обращения: 10 марта 2015. 27 марта 2017 года.
  25. . Нашы кнігі . Мастацкая літаратура. Дата обращения: 22 марта 2015. (недоступная ссылка)
  26. Рублевская, Л.И. // Советская Белоруссия : газета. — 14 июля 2014. — № 108 (24245) . 5 марта 2016 года.
  27. Шэін А. . Дата обращения: 14 апреля 2015. 14 сентября 2017 года.
  28. Дорская А. . СБП (13 марта 2015). Дата обращения: 22 марта 2015. 4 марта 2018 года.
  29. . Новы Час (21 июня 2017). Дата обращения: 22 января 2018. 23 октября 2021 года.
  30. Гапеев В. // Літаратура і мастацтва : газ.. — Мн. : СПБ «, РИУ «Звязда» , 1 декабря 2017. — Вып. 4951 , № 48 . — С. 7 . 6 сентября 2020 года.
  31. Рублеўская Л. . Советская Белоруссия (22 декабря 2017). Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано 22 июня 2022 года.
  32. Грушэцкі А. // Літаратура і мастацтва : газета. — Мн. : СПБ, РПУ «Звязда», 2018. — Вып. 4956 , № 1 . — С. 7 . 26 июня 2022 года.
  33. . Новы Час (6 декабря 2019). Дата обращения: 31 мая 2021. 19 апреля 2021 года.
  34. (белор.) . Новы Час (4 мая 2021). Дата обращения: 31 мая 2021. 31 мая 2021 года.
  35. . Беларускае Радыё Рацыя (8 июня 2021). Дата обращения: 26 июня 2022. 8 июня 2021 года.
  36. на YouTube , начиная с 3:19. «Сямейная праграма» // 1 Нацыянальны канал Белрадыё , 15 мая 2021
  37. . — Мн. : НАН РБ , ЦДБКМЛ, 2021. — С. 15, 17. — 20 с. 11 февраля 2022 года.
  38. . Новы Час (21 сентября 2021). Дата обращения: 1 апреля 2023. 10 ноября 2021 года.
  39. . Будзьма беларусамі! (29 марта 2023). Дата обращения: 1 апреля 2023. 29 марта 2023 года.
  40. (белор.) . Новы Час (24 июня 2022). Дата обращения: 26 июня 2022. 26 июня 2022 года.
  41. (белор.) . Budzma.org (24 июня 2022). Дата обращения: 26 июня 2022. 26 июня 2022 года.
  42. (белор.) . НВК “Тэхналогія” (2022). Дата обращения: 26 июня 2022. 22 мая 2022 года.
  43. .
  44. . veche.ru . Дата обращения: 17 декабря 2023.

Литература

Источник —

Same as Белорусское фэнтези