Охота на дикарей
- 1 year ago
- 0
- 0
Охота Николая II — одно из увлечений последнего российского императора Николая II , правившего Россией до 1917 года . Николай II был любителем охоты . Он охотился на медведей , зубров , оленей , ланей , кабанов , лисиц , волков , белок , рысей , лосей , козлов , бобров , выдр , русаков , беляков , кроликов , барсуков , куниц , хорьков , горностаев , ласок , норок , фазанов , уток , глухарей , тетеревов , белых и серых куропаток , рябчиков , диких голубей , орлов , сов , филинов , соек , сорок , гаршнепов , ворон , воронов , ястребов , вальдшнепов , бродячих кошек и собак .
Погода была серая, не холодная с сильным ветром. Всего убито 1192. Мною: фазанов 183 и куропаток 7 — итого 190.
Организацией царской охоты занималась специальная придворная служба — управление императорской охоты Министерства императорского двора . В конце охотничьего сезона служба составляла список трофеев . Её персонал располагался в Гатчине в Егерской слободе вблизи царского дворца . В персонал охотничьей команды входило более 70 служащих (егеря, стремянные, конюшенные, лесники и т. д.), кроме дневальных и дежурных . Дополнительно в качестве загонщиков также привлекали солдат, матросов и крестьян из ближайших деревень . С 1906 года на охоту стали выезжать на автомобилях .
Рисунки для оформления годовых отчетов создавал придворный художник-анималист Рудольф Френц . В документе «Журнал императорской охоты № 9, составленный ловчим Владимиром Романовичем Дицем» приводятся сведения об итогах охоты за период 1884—1909 годов . За это время великие князья и княгини убили 638 830 зверей и птиц .
Охота была наследственным увлечением Николая II. Его отец Александр III начинал охотиться ещё мальчишкой, а в 1860-х годах его брал с собой на охоту Александр II , причем в качестве охотничьих трофеев были и медведи. Молодой Николай также участвовал в охоте с отцом. Однако в то время будущий император ещё не достиг заметных успехов. В одном из писем к жене Александр III пишет: «Вчера не успел писать, так как были на охоте с Ники (наследник цесаревич Николай Александрович) с 4 вечера до 5 часов утра. Охота неудачная, канальи-глухари не хотели петь, я ранил одного, он упал, но отыскать не могли; то же самое и Ники. Но он стрелял по двум и, как всегда, ничего не убил; ему не везет на глухарей, и до сих пор ни одного глухаря ещё ни разу не убивал. Погода тоже была неприятная, серая, и моросил дождь почти всё время…»
В зрелости Николай II стал активным охотником, он тщательно описывал участников охоты, её обстоятельства и охотничьи трофеи (общие и свои личные) в своём дневнике . Так, 8 декабря 1891 года он убил первого лося, оставив в дневнике запись: «Радость была огромная, когда я его повалил!» . Его индивидуальный итог на охоте мог достигать сотен и тысяч экземпляров дичи. В частности, английский посол Дж. Бьюкенен говорил, что на одной из охот Николай лично за один день убил 1400 фазанов .
Придворные служащие гнали дичь в больших количествах под его выстрелы . В одной из записей дневника Николай пишет, что в облаве участвовали солдаты из двух пехотных дивизий . Николай охотился в пригородах Петербурга, в Гатчине , финских шхерах Виролахти, Беловежской пуще . Император продолжал охотиться и в нестабильный период Первой русской революции 1905 года .
С 1886 по 1909 год Николай застрелил 104 зубра, первых 7 зубров он убил в Беловежской пуще в сентябре 1894 года . В 1900 году он поставил свой личный рекорд, убив 41 зубра . Как правило, охота продолжалась несколько дней, и в ней, кроме Николая II, принимали участие лица, которые получили приглашение, что в то время означало высокую милость монарха, поэтому в отчётах складывались общие трофеи всех участников и личные трофеи императора . Охотиться на зубров в пригородах Петербурга могли только члены императорской семьи .
Гулял один и убил ворону (38-ю) и кошку.
Сделал прогулку вокруг Баболова и убил 2 вороны (40) и кошку.
Историк утверждал, что Николай II охотился на кошек, ворон и собак. Со ссылкой на книгу «Придворная охота» Зимин писал, что по его подсчётам «только за шесть лет (1896, 1899, 1900, 1902, 1908, 1911 гг.) царь застрелил 3786 „бродячих“ собак , 6176 „бродячих“ кошек и 20 547 ворон» .
Историк П. В. Мультатули отмечает, что в дневниках Николая II «кошка в качестве трофея встречается крайне редко» и указывает, что за весь 1905 год убитая кошка упоминается один раз. По его мнению, остальные тысячи кошек, приводимые в отчётах, убиты ведомством императорской охоты во время отстрела диких и бродячих животных, опасных для человека. Мультатули приводит действовавшие с февраля 1892 года «Правила об охоте», которые предписывали убивать бродячих кошек и собак. Мультатули также считает, что «слово кошка вовсе не всегда обозначало домашнюю кошку », и, охотясь в лесах Беловежской пущи и Петергофа , Николай II «мог встретить только дикую хищную кошку, например рысь , или лесную дикую европейскую кошку » .