Interested Article - Вечная жизнь

Ве́чная жизнь — во многих религиях это неограниченное временем существование личности или души после смерти , являющееся высшей целью бытия человека .

Политеизм

В большинстве известных религиозных традиций древности земное существование воспринималось лишь как приготовление человека к переходу в загробный мир. Понятие вечной жизни было связано с посмертным судом и концепцией двух загробных путей человека — блаженного или скорбного .

Древнеегипетское представление о смерти было оптимистичным: присутствовало почти полное отсутствие страха перед смертью, наградой праведникам являлось вечное блаженство. По воззрениям древних египтян, загробный мир — это мир надземный. Важнейшим положением древнеегипетской религии была вера в последующее телесное воскресение человека: к вечной жизни предназначались не только души людей, но и их тела, которые будут восстановлены. Об этом свидетельствует заупокойный ритуал, гробницы и гробничная утварь, заупокойные храмы и искусство бальзамирования .

В древних религиях Междуречья (Месопотамии) представления о посмертной жизни человека были предельно пессимистичны. Место загробного пребывания представляло собой мрачную, безрадостную картину томительного существования. И праведников, и грешников ждала одна и та же плачевная участь. Все награды и наказания получены уже в земной жизни. Души умерших должны были пребывать в месте, в котором не было никакой надежды на воскресение или новое рождение. Блаженное бессмертие было доступно только для богов. Однако в «стране без возврата» существовали различные градации страдания, в зависимости от того, кто как провёл жизнь .

Во II—I тысячелетии до н. э. во время ведического периода неотъемлемой частью индуизма была идея блаженной вечности после смерти. Ведические тексты и погребальный обряд древних индийцев свидетельствовал, что человек надеялся обрести после смерти пребывание в божественном мире, в воскресшем, заново рождённом собственном теле, очищенном от греха. Однако позднее всё большее распространение получает идея двух путей: помимо блаженной вечности, ожидающей почитающих богов праведников, существует место наказания, мрачная бездна, безвозвратно поглощающая злых. В начале I тысячелетия до н. э. брахманизм пришёл на смену Ведам. Появилось новое учение — о карме , сансаре , переселении душ . Доминирующим стало представление о двух посмертных путях человека: 1-й путь для постигших сокровенное знание, ведущей к блаженной вечной жизни, 2-й путь для тех, кто не получил вечной жизни и поглощенный второстепенными богами вновь ниспадал на землю. Нравственные качества человека в брахманизме уже не имели для получения вечной жизни столь существенного значения, как в религии Вед. На первый план выдвигалось сокровенное знание и точное исполнение ритуалов. Достижение вечной жизни осуществлялось человеком через признание тождества атмана (духа человека) и брахмана (мировой души, олицетворением которой являлся верховный бог Брахма ) и их последующее слияние. Реинкарнация , даже «благополучная», с точки зрения брахманистов являлась наказанием, а не наградой .

Буддизм воспринял общую направленность и пессимистический характер брахманической философии, но при этом отверг её основной принцип выражающий идею тождества и слияния атмана и брахмана. В буддизме отсутствует концепция вечной жизни. Конечная цель человека в буддизме — растворение в нирване (букв. угасание), которое достигается через пассивное состояние недеяния, нежелания, нечувствия, через осознание тотальной пустоты, в которой растворяется призрачный индивид .

В религии древних греков только в теле человеческая жизнь может быть беспечальной и только земные блага являются подлинными. Тем не менее признаётся посмертное существование человеческой души, но это существование мрачное, томительное, на грани небытия. Вечное блаженство — только для богов (Олимп). Однако, по-видимому, первоначальные воззрения древних греков на посмертную участь человека были иными, более оптимистичными. Об этом свидетельствует, в частности, упоминание Гомером Елисейских полей, «где протекают светло-беспечальные дни человека» .

Иудаизм

В Ветхом Завете идея вечной жизни выражена неопределённо. Например, согласно книге Екклесиаста , отсутствует посмертное разделение людей :

Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы».

Также согласно книге Иова , каждого человека, как праведного и грешного, после смерти ожидает одна и та же участь: его тело обращается в прах ( Иов. ), а душа же спускается в царство тьмы ( Иов. ) .

В книге Бытия награды за праведность заключены в земных пределах — богатство, здоровье, долголетие, умножение рода ( Быт. , Быт. , ). В большинстве случаев эти обетования именуются вечными. Согласно Пятикнижию Моисея , вечная жизнь — это бесконечное родовое благополучие в условиях земного мира ( Быт. , Быт. , Исх. ) .

Однако в книгах Пророков пришествие Мессии связывается со всеобщим воскресением мёртвых и судом: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» ( Ис. ), «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. ) .

В неканонических книгах Ветхого Завета идея посмертного существования человека, а также вера в воскресение мёртвых и вечную жизнь выражена достаточно чётко ( Прем. , Прем. , Прем. , 2Макк. , , 2Макк. , 3Езд. ). Согласно книге Премудрости Соломона , «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. ) .

Во II веке до н. э. в иудаизме появились фарисеи и саддукеи . Фарисеи верили в будущее воскресение, а саддукеи отрицали его. Евреи, считали, что Мессия должен установить своё вечное Царство, которое большинство иудеев понимали как Царство земное, так как о характере этого Царства в Ветхом Завете сказано неопределенно .

К I—II векам н. э. относятся первые в иудейской литературе упоминания об идее реинкарнации . Взляды фарисеев, описанные еврейским историком Иосифом Флавием , были следующие: «Души, по их мнению, бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки». В средневековый период идея переселения душ становится ключевой в Каббале . В Новое время она получает широкое распространение и в других иудейских течениях и школах: «После смерти тела души возвращаются к своему Источнику и переходят в другие тела, чтобы исправить то, что испортили в прошлом воплощении». Однако в отличие от индуизма, реинкарнация в иудаизме не служит средством слияния с божеством, но входит в контекст основного положения иудаизма о вечном царствовании Израиля .

Христианство

В христианстве вечная жизнь — это блаженное существование в Царстве Божием в нетленных, духовно преображённых телах, что является высшей целью земного существования христианина .

Получение человеком вечной жизни было целью пришествия в мир Иисуса Христа ( Ин. ). Согласно Новому Завету , со смертью тел души умерших не уничтожаются и не теряют самосознания ( Деян. , 1Пет. , Еф. ). Вечная жизнь — это дар Божий, который воспринимается людьми уже на земле, посредством веры в Сына Божия ( Ин. , Ин. ) и принятия Крещения ( Ин. ). Приобщиться к вечной жизни могут как живые, так и умершие .

Однако дар вечной жизни, полученный при Крещении, требует непрестанного развития со стороны самого человека, что осуществляется через соблюдение заповедей , самоотверженное следование за Иисусом Христом, через постоянство в добродетели и евхаристическое приобщение к Плоти и Крови Христовым ( Ин. ):

Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Однако полное приобщение к вечной жизни станет возможным только после всеобщего воскресения ( Ин. , 2Кор. ). В новом преображенном состоянии человек получит возможность непосредственно созерцать Бога, но Бог в своей сущности всегда останется недосягаемым. Источником бесконечного блаженства для человека станет богопознание: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. ). При этом в вечности человек не утратит своего личностного начала и духовно-телесной целостности . Согласно Евангелию от Матфея , в воскресении люди будут пребывать «как Ангелы Божии на Небесах» ( Мф. ).

В конце времён состоится всеобщее воскресение из мёртвых , все умершие люди будут воскрешены на Божий суд ( Рим. ), на котором получат соответствующее своей прожитой земной жизни воздаяние: праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную ( Мф. ) . Людей, любящих Бога, ждёт жизнь, которая будет столь блаженна, что сейчас даже вообразить этого невозможно:

Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Святитель Кирилл Иерусалимский писал:

Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии, оно будет вечным. Уже не будет иметь нужды в нашей пище для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения. Оно будет духовное, чудное, такое, которого свойств изъяснить как должно мы не можем .

Вечная жизнь не будет иметь конца или изменения. Однако это не означает, что спасенное человечество будет пребывать в статичном неподвижном покое. Состояние человека в вечности — это устремленность к Богу, бесконечный процесс богоуподобления. Однако нераскаянные грешники не будут способны переживать блаженство любви Божией. Согласно православному богослову Владимиру Лосскому , для них обожающий огонь Святого Духа будет внешним пламенем, приносящим лишь невыносимое мучение .

В христианстве вечная жизнь воспринимается как Царство Божие, Царство небесное , Небесный Иерусалим , рай , лоно Авраамово .

Научная точка зрения

Гипотеза о существовании вечной жизни души после смерти человека относится к нефальсифицируемым , то есть её невозможно ни доказать, ни опровергнуть. По этому признаку гипотеза не может считаться научной теорией и не подлежит рассмотрению в рамках научной деятельности.

Что касается биологического бессмертия для человека, учёные рассматривают и разрабатывают множество технологий, могущих в перспективе привести к существенному увеличению продолжительности жизни, хотя сама принципиальная возможность отмены старения человека остаётся спорной ; так, согласно исследованиям группы математиков, экологов и эволюционных биологов, остановить старение многоклеточных организмов (и, соответственно, людей) не представляется возможным .

Помимо биологического бессмертия тела человека, рассматриваются гипотетические технологии, позволяющие при смертном теле существование бессмертной личности человека — создание искусственного тела .

Биологическое бессмертие

Сторонники крионики замораживают тела умерших людей, чтобы сохранить их до того времени, когда медики научатся излечивать болезни, обращать вспять процессы старения, а также возвращать умершим жизнь и здоровье.

Илья Мечников , в рамках своей философской антропологии, разрабатывал идею об ортобиозе — полноценном жизненном цикле; идеи Мечникова способствовали развитию геронтологии и танатологии . В рамках его теории предполагается, что продолжительная жизнь (100—120—145 лет) и долгая, деятельная старость должны приводить к естественному желанию смерти, включению инстинкта смерти .

См. также

Примечания

  1. Зайцев А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение Владимиро-Волынская епархия ». — С. 86-93. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-014-5 .
  2. . от 28 января 2022 на Wayback Machine . Православный словарь.
  3. Дата обращения: 28 января 2022. 28 января 2022 года.
  4. Robin Holliday. . Biogerontology. Дата обращения: 2 декабря 2017. 3 декабря 2017 года.
  5. . от 21 ноября 2017 на Wayback Machine . Vesti.ru, 2.11.2017.
  6. Nelson P, Masel J. . от 25 ноября 2017 на Wayback Machine 5.12.2017.
  7. . Российская газета. Дата обращения: 2 декабря 2017. 3 декабря 2017 года.
  8. Сухов А. Д. . от 8 августа 2017 на Wayback Machine . Философия и общество. № 1, 2011.

Ссылки

Источник —

Same as Вечная жизнь