Interested Article - Моризо, Берта

Бе́рта Мари́ Поли́н Моризо́ ( фр. Berthe Marie Pauline Morisot ; 14 января 1841 , Бурж 2 марта 1895 , Париж ) — французский живописец и рисовальщик , представительница импрессионизма , одна из трёх «великих дам» — наиболее известных женщин-художниц этого стиля (наряду с Мари Бракмон и Мэри Кэссетт ).

В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне , официальной ежегодной экспозиции Академии изящных искусств Франции. Её работы отбирались для участия в шести Парижских салонах подряд, пока в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном , Дега , Моне , Моризо, Писсарро , Ренуаром и Сислеем , приняв участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара .

Она доводилась внучатой племянницей Жану-Оноре Фрагонару и была замужем за живописцем Эженом Мане (1833—1892), братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане .

Берта Моризо родилась в богатой буржуазной семье в Бурже , в департаменте Шер , префектом которого был её отец Эдме Тибюрсе Моризо. Она и её старшая сестра Эдма Моризо стали художницами. Её семья, после того как Берта определилась с выбором профессии, не мешала её карьере.

В 1874 году 33-летняя Берта Моризо вышла замуж за брата Эдуарда Мане Эжена, в 1878-м у них родилась дочь Жюли .

Образование

Художница родилась и выросла в семье с богатыми культурными традициями, к которой принадлежал, в частности, знаменитый мастер стиля рококо Фрагонар , чьё искусство повлияло на многие поколения художников. В возрасте двадцати лет Берта повстречалась со знаменитым ландшафтным живописцем Барбизонской школы Камилем Коро .

Коро давал Берте и её сестре Эдме частные уроки живописи и познакомил их с другими живописцами; однако Эдма оставила живопись вскоре после замужества. Тем не менее она морально поддерживала работу сестры, их семьи всегда оставались в близких отношениях.

Творчество

Картины Моризо отражают культурные ограничения XIX века для её класса и пола. В основном она изображала то, что видела в повседневной жизни. Так, художница избегала городских и уличных сцен и редко писала обнаженную натуру. Как и другая импрессионистка — Мэри Кассат , — Берта сосредоточилась на домашней жизни и портретах, что позволяло использовать в качестве моделей друзей и родных, в том числе дочь Жюли. До 1860-х годов Моризо писала свои темы в соответствии с Барбизонской школой, прежде чем перейти к сценам современной женственности. Такие картины, как Колыбель (1872), в которых она отображала, в частности, текущие тенденции для детской мебели, передают её понимание моды и рекламы, которые были очевидны для её женской аудитории. Её работы также включают пейзажи, портреты, садовые постройки и сцены катания на лодках. Тем не менее позже в своей карьере Моризо бралась и за более амбициозные темы и жанры, такие как ню.

Работы Моризо почти всегда невелики по размерам. Она работала масляными красками, акварелью и пастелью, выполняла наброски с использованием различных рисовальных средств. Около 1880 года она начала рисовать на незагрунтованном холсте — техника, с которой в то время также экспериментировали Эдуард Мане и Ева Гонсалес ; её манера письма стала свободнее. В 1888—1889 годах Моризо перешла от коротких и быстрых мазков к длинным, извилистым, формообразующим. Внешние края её картин часто оставались незавершенными, на этих участках сквозь краски просматривался холст, что усиливало ощущение спонтанности. После 1885 года она в основном работала с предварительными рисунками, прежде чем начать писать картину маслом.

Моризо создаёт ощущение пространства и глубины благодаря использованию цвета. Хотя цветовая палитра художницы несколько ограничена, собратья-импрессионисты называли её «виртуозом цвета». Как правило, Берта Моризо экспансивно использовала белый цвет, чистый или смешанный из других красок. В её большой картине Вишня (1891) цвета более живые, но все ещё используются с целью подчеркнуть форму.

В 1892 году состоялась её первая персональная выставка.

Умерла Моризо Берта в 1895 году в возрасте 54 лет от лёгочного заболевания. Похоронена на кладбище Пасси в склепе Мане, рядом с мужем Эженом и его братом Эдуардом.

В 2012 году Каролин Шампетье сняла телефильм о Берте Моризо.

В 2013 году Моризо стала самой дорогостоящей художницей, когда её картину «После обеда» (1881) продали на аукционе Кристис за $10,9 миллиона .

Избранные работы

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) — 2008.
  3. (нидерл.)
  4. Ревалд, Джон. Послевоенные годы. Первая групповая выставка (1874) и происхождение термина «импрессионизм» // История импрессионизма / Пер. с англ. П. В. Мелковой. — Л.-М.: Искусство, 1959. — С. 184—226. — 503 с.
  5. . impressionism.su. Дата обращения: 5 июня 2020. 19 февраля 2020 года.
  6. . Дата обращения: 22 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  7. . Дата обращения: 22 марта 2015. 17 мая 2021 года.

Литература

  • Прокофьева, Маргарита. Берта Моризо. — М. : Белый город, 2005. — 51 с. — ISBN 978-5-7793-0943-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Моризо, Берта