Бо́льшая часть работ писателя была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные
абсурдом
и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства
, объединяют в себе элементы реализма и фантастического
и, как правило, повествуют о человеке, сталкивающемся с причудливыми или сюрреалистическими трудностями и непонятными социальными бюрократическими силами. Заглавные и превалирующие кафкианские мотивы: темы отчуждения,
экзистенциального
беспокойства, вины и
абсурда
. Среди его наиболее известных работ —
«
Превращение
»
,
«
Процесс
»
и
«
Замок
»
.
Кафка родился в немецкоязычной еврейской семье среднего класса в
Праге
, столице
Королевства Богемия
, тогда входившего в состав
Австро-Венгерской империи
, а ныне столицы
Чешской Республики
. Он учился на юриста и после завершения юридического образования был нанят на полный рабочий день в
страховую компанию
, что вынудило его отодвинуть писательство на свободное время. За свою жизнь Кафка написал сотни писем семье и близким друзьям, в том числе отцу, с которым у него были напряжённые и формальные отношения. Он был помолвлен с несколькими женщинами, но так и не женился. Он умер в 1924 году в возрасте 40 лет от
туберкулёза
.
Несколько произведений Кафки были опубликованы при его жизни: сборники рассказов
«Созерцание»
и
«Сельский врач»
, а также отдельные рассказы (такие как
«Превращение»
) публиковались в литературных журналах, но не привлекали особого внимания публики. В своём завещании Кафка поручил своему душеприказчику и другу
Максу Броду
уничтожить его незаконченные произведения, в том числе романы
«Процесс»
,
«Замок»
и
«
Америка
»
, но Брод проигнорировал эти указания. Его творчество оказало влияние на широкий круг писателей, критиков, художников и философов в течение XX и XXI веков.
Содержание
Биография
Кафка родился 3 июля 1883 года в немецко-еврейской семье, проживавшей в районе
Йозефов
, бывшем еврейском
гетто
Праги (ныне
Чехия
, в то время — часть Австро-Венгерской империи). Его отец, Герман (Ге́ных) Кафка (
1852
—
1931
), происходил из
чешскоязычной
еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 года являлся оптовым торговцем галантерейными товарами. Фамилия «Кафка» — чешского происхождения (
kavka
буквально означает «галка»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображена в качестве эмблемы эта птица
. Мать писателя — Юлия Кафка (урождённая Этл Леви;
1856
—
1934
), дочь зажиточного пивовара — предпочитала
немецкий язык
. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал также прекрасно. Неплохо владел он и
французским
, и среди пятерых людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», были:
Гюстав Флобер
,
Франц Грильпарцер
,
Фёдор Достоевский
,
Генрих фон Клейст
и
Николай Гоголь
. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел
идишем
и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению
иврита
возник у писателя только к концу жизни.
У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Францу исполнилось 6 лет. Сестёр звали Элли, Валли и Оттла. Все сёстры родились, когда семья жила в знаменитом средневековом
доме «У Минуты»
в Праге. В период с 1889 по 1893 год Кафка посещал начальную школу (
Deutsche Knabenschule
), а потом гимназию, которую закончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив в 1906 году пражский
Карлов университет
, получил степень доктора права (руководителем работы Кафки над диссертацией был профессор
Альфред Вебер
), а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал до преждевременного — по болезни — выхода на пенсию в 1922 году. Занимался страхованием травматизма на производстве, выступал по этим делам в судах. Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признаётся в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование». Тем не менее Кафка способствовал улучшению условий труда на производстве в масштабах всей Северной Чехии. Начальство ценило его работу очень высоко, в связи с чем пять лет не удовлетворяло прошение о выходе на пенсию после открытия у него туберкулёза в августе 1917 года
.
Аскетизм
, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира — все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу» — ценной интроспекции в отношениях между отцом и сыном — и в детский опыт. Из-за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жильё, что наложило отпечаток и на его отношение к самой Праге и её жителям. Хронические болезни (
психосоматической
ли природы — это вопрос спорный) изводили его; помимо туберкулёза, он страдал от
мигреней
,
бессонницы
, запоров,
импотенции
, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому
натуропатическими
способами, такими как
вегетарианская
диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.
Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилия к организации и продвижению театральных спектаклей, несмотря на опасения даже со стороны его ближайших друзей, таких как
Макс Брод
, который обычно поддерживал его во всём остальном, и вопреки его собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, своим умом и необычным чувством юмора.
Кафка не был участником политических партий, но, согласно ряду свидетельств современников, симпатизировал
анархистам
, читал
Бакунина
,
Кропоткина
,
Прудона
,
Штирнера
,
Грава
,
Эмму Гольдман
, причём считал её взгляды наиболее близкими к своим, также знал о либертарной педагогике
Феррера
и взглядах
Реклю
, регулярно посещал анархические собрания и лекции
. Однако, демонстрации Кафка посещал редко и всегда держался на расстоянии от политической жизни Праги
.
Отношения Кафки со своим деспотичным отцом являются важной составляющей его творчества, преломлявшегося также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между 1912 и 1917 годами он ухаживал за берлинской девушкой
, с которой дважды был помолвлен и дважды расторгал помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности. И в самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять же вскоре была расторгнута. В начале
1920-х годов
он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений —
Миленой Есенской
.
В 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней
на несколько месяцев переехал в
Берлин
в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось: из-за обострившегося туберкулёза гортани он испытывал сильные боли и не мог принимать пищу. 3 июня 1924 года в санатории под Веной Кафка умер. Причиной смерти, вероятно, стало истощение. Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924 года на
Новом еврейском кладбище
в районе Страшнице, в Ольшанах, в общей семейной могиле.
Творчество
При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока не были посмертно изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику —
Максу Броду
— сжечь всё без исключения написанное им. Его возлюбленная Дора Диамант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал бо́льшую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всё его опубликованное творчество, кроме нескольких чешскоязычных писем Милене Есенской, было написано на немецком.
Сам Кафка опубликовал четыре сборника —
«
Созерцание
»
,
«
Сельский врач
»
,
«
»
и
«
»
, а также
«Кочегар»
— первую главу романа
«
Америка
»
(
«Пропавший без вести»
) и несколько других коротких сочинений. Однако главные его творения — романы
«Америка»
(1911—1916),
«Процесс»
(1914—1915) и
«Замок»
(1921—1922) — остались в разной степени незавершёнными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле.
Новеллы и малая проза
«Описание одной борьбы»
(«Beschreibung eines Kampfes», 1904—1905);
«Свадебные приготовления в деревне»
(«Hochzeitsvorbereitungen auf dem Lande», 1906—1907);
«Разговор с молящимся»
(«Gespräch mit dem Beter», 1909);
«Разговор с пьяным»
(«Gespräch mit dem Betrunkenen», 1909);
«Аэропланы в Брешии»
(«Die Aeroplane in Brescia», 1909), фельетон;
«Молитвенник женщин»
(«Ein Damenbrevier», 1909);
В соавторстве с Максом Бродом:
«Первая дальняя поездка по железной дороге»
(«Die erste lange Eisenbahnfahrt», 1911);
В соавторстве с Максом Бродом:
«Рихард и Самуэль: небольшое путешествие по Центральной Европе»
(«Richard und Samuel — Eine kleine Reise durch mitteleuropäische Gegenden»);
«Большой шум»
(«Großer Lärm», 1912);
«Перед законом»
(«Vor dem Gesetz», 1914), впоследствии притча вошла в сборник «Сельский врач», а позднее была включена в роман «Процесс» (глава 9, «В соборе»);
«Erinnerungen an die Kaldabahn»
(1914, фрагмент из дневника);
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть
на странице обсуждения
.
Кафка Ф.
Дверь: Новелла — 1912.
Кафка Ф.
Роман. Новеллы. Притчи. — М.:
Прогресс
, 1965. — 616 с.
Кафка Ф
. Замок / Пер. с нем. Р. Я. Райт-Ковалевой // Иностранная литература. — 1988. — № 1—3.
Кафка Ф
. Замок / Пер. с нем. Г. Ноткина // Нева. — 1988. — № 1—4.
Кафка Ф
. Избранное: Сборник: Пер. с нем. / Сост. Е. Кацевой; предисл. Д. Затонского. — М.: Радуга, 1989. — 576 с. — Тираж 100000 экз. — (Мастера современной прозы). —
ISBN 5-05-002394-7
.
Кафка Ф
. Замок: роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма Милене. — М.:
Политиздат
, 1991. — 576 с. — Тираж 150000 экз.
Кафка Ф.
Полное собрание сочинений в одном томе / Пер. с нем. М. Рудницкого, Р. Райт-Ковалевой, С. Апта и др. — М.:
Альфа-книга
, 2020. — 1023 с.: ил. — (Полное собрание в одном томе). —
ISBN 978-5-9922-2590-7
.
Другие рассматривают его произведения через призму
иудаизма
(так как он был евреем и проявлял некоторый интерес к еврейской культуре, который, впрочем, развился лишь в поздние годы жизни писателя) — несколько проницательных замечаний по этому поводу сделал
Хорхе Луис Борхес
. Были попытки осмысления и через
фрейдистский
психоанализ
(в связи с напряжённой семейной жизнью автора), и через
аллегории
метафизического
поиска Бога (поборником такого подхода был
Томас Манн
), но вопрос остаётся открытым и поныне.
В филателии
Кафка изображён на чехословацкой почтовой марке 1969 года (портрет работы А. Гофмейстера).
Макс Брод
. Послесловия и примечания к роману «Замок»
Макс Брод
. Франц Кафка. Узник абсолюта
Макс Брод
. Личность Кафки
Кэти Диамант.
Последняя любовь Кафки: Тайна Доры Диамант / Пер. с англ. Л. Володарской, К. Лукьяненко. — М. Текст, 2008. — 576 с.
ISBN 978-5-7516-0763-0
Альбер Камю
. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки
Михаэль Кумпфмюллер.
Великолепие жизни: Роман / Пер. с нем. М. Рудницкого. — М.: Текст, 2014. — 256 с.
ISBN 978-5-7516-1222-1
(Об отношениях Кафки и Доры Диамант)
Юрий Манн
. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь)
(неопр.)
.
Beit Hatfutsot
. Дата обращения: 30 марта 2021.
31 июля 2020 года.
(рус.)
. Дата обращения: 27 августа 2009.
11 августа 2012 года.
. «Приворожить словом…» // Франц Кафка. Письма к Фелиции и другая корреспонденция. 1912—1917. — М.:
Ad Marginem
, 2001. — С. 8—9.
↑
.
Конец модерна: Кафка, Беньямин, Райх
//
. —
М.
: Радикальная теория и практика, 2020. — С. 117—118. — 432 с. —
600 экз.
—
ISBN 978-5-6041337-8-1
.
10 мая 2021 года.
Камю
. Экзистенциализм
// Современная западная философия: Словарь / Сост.:
, В. П. Филатов. —
М.
:
Политиздат
, 1991. — 414 с. —
ISBN 5-250-00734-1
.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 мая 2018.
29 декабря 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 мая 2018.
20 апреля 2018 года.
Литература
на русском языке
Процесс «Процесса» // Кафка Ф. Процесс [по материалам рукописи]. СПб., 2006
Montalbán, Manuel Vázquez
;
(англ.)
(
.
Escenas de la Literatura Universal y Retratos de Grandes Autores
(исп.)
. — Barcelona: Círculo de Lectores, 1988.
(англ.)
(
.
Franz Kafka: Wissenschaft und Wissenschaftskritik
(нем.)
. — Tübingen: Stauffenburg, 1989. —
ISBN 978-3-923721-40-5
.
(англ.)
(
.
Kalendarz wydarzeń w KL Auschwitz
(польск.)
. — Oświęcim: Wydawn, 1992.
(англ.)
(
.
Franz Kafka and Nationalism // Erewhon: An International Quarterly. — Amsterdam, 1995. —
Т. 2
,
№ 2
.
(англ.)
(
;
(англ.)
(
.
Kafka und die kleine Prosa der Moderne / Kafka and Short Modernist Prose
(неопр.)
. — Oxford Kafka Studies I. — Königshausen & Neumann: Würzburg, 2010. —
ISBN 978-3-8260-4029-0
.
(англ.)
(
;
(англ.)
(
.
Franz Kafka: The Ghosts in the Machine. — Evanston, Illinois:
(англ.)
(
, 2011. —
ISBN 978-0-8101-2769-2
.
(англ.)
(
.
Essential Kafka: Rendezvous with Otherness. —
(англ.)
(
, 2011. —
ISBN 978-1-4389-9021-7
.
(англ.)
(
.
Kafka ... For Our Time. — San Diego, California: Harcourt Publishing, 2011. —
ISBN 978-0-9567982-1-3
.
(англ.)
(
;
(англ.)
(
.
Kafka, Prag und der Erste Weltkrieg / Kafka, Prague and the First World War
(неопр.)
. — Oxford Kafka Studies II. — Königshausen & Neumann: Würzburg, 2012. —
ISBN 978-3-8260-4849-4
.
(англ.)
(
.
The Tales of Franz Kafka: English Translation with Original Text in German
(англ.)
. — Philadelphia, Pennsylvania: LiteraryJoint Press, 2016. —
ISBN 978-1329821095
.
Journals
(англ.)
(
.
(англ.)
// German Quarterly : journal. — Durham, North Carolina, 1999. —
Vol. 72
,
no. 2
. —
P. 133—152
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(неопр.)
. Odjek (2004). Дата обращения: 10 сентября 2013. Архивировано из
12 октября 2013 года.
(англ.)
(
.
Sarah's Laughter: Kafka's Abraham
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — Baltimore, Maryland, 2008. — April (
vol. 15
,
no. 2
). —
P. 343—359
. —
doi
:
.
(англ.)
(
.
Reading Kafka Visually: Gothic Ornament and the Motion of Writing in Kafka's
Der Process
(англ.)
// Central Europe : journal. — London, 2015. —
Vol. 13
,
no. 1—2
. —
P. 36—50
. —
doi
:
.