Interested Article - Са-Карнейру, Мариу де

Ма́риу де Са-Карне́йру ( порт. Mário de Sá-Carneiro ; 19 мая 1890 , Лиссабон , Португалия 26 апреля 1916 , Париж , Франция ) — португальский поэт и прозаик.

Биография

Са-Карнейру родился в богатой семье с военными традициями. Его мать умерла в 1892 году, когда ему было два года, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Са-Карнейру жил в поместье недалеко от Лиссабона , где и провёл большую часть своей жизни. Он начал писать стихи в двенадцатилетнем возрасте. К пятнадцати годам он уже перевёл несколько произведений Виктора Гюго . К 16 годам он перевёл произведения Гёте и Шиллера . В колледже он попробовал сам писать художественную прозу. Некоторое время Са-Карнейру был актёром. В 1911 году он перебрался в Коимбру , где был зачислен в юридическую академию, но так и не продвинулся в обучении дальше первого курса. Тем не менее именно в Коимбре он встретил человека, ставшего потом его ближайшим другом, Фернанду Пессоа , который позднее введёт Са-Карнейру в круг лиссабонских модернистов .

Покинув студенческий городок, именно такую славу имела Коимбра, Са-Карнейру отправился в Париж для обучения в Сорбонне . Несмотря на то что его отец продолжал оплачивать его обучение, Са-Карнейру вскоре перестал посещать занятия. Он вёл богемный образ жизни, посещая театры и бары. Разгульная жизнь привела к тому, что Са-Карнейру влюбился в проститутку, и эти отношения здорово измотали его. Здесь же, в Париже, Са-Карнейру познакомился с известным португальским художником — Санта Ритой Пинтором .

Вместе с Фернанду Песоа и Алмадой Негрейрушем Са-Карнейру писал для журнала «Орфей» ( порт. ), который публиковал поэзию и прозу в стиле космополитизма и европейского авангардизма . Публикации журнала привели к скандалу в португальском обществе, всего вышло только два номера журнала. Третий номер был подготовлен, но так и не опубликован в связи с шумихой вокруг журнала, а также в виду отсутствия денег. Сейчас журнал «Орфей» известен именно благодаря тому, что открыл португальский модернизм в литературе. Издателем журнала Са-Карнейру назначил Антониу Ферру .

В июле 1915 года Са-Карнейру вернулся в Париж. Вместе с Фернанду Пессоа обсуждает готовящийся к публикации третий выпуск «Орфея». Его отец, который являлся одним из спонсоров журнала, прекращает финансирование проекта. Через несколько месяцев Са-Карнейру начинает страдать от депрессии, вызванной финансовыми проблемами. 31 марта 1916 года Са-Карнейру написал драматичное письмо Фернанду Пессоа:

«Если не случится чуда, то к следующему понедельнику (или даже днём ранее) твой друг Мариу де Са-Карнейру примет огромную дозу стрихнина и исчезнет с лица земли.»

Мариу де Са-Карнейру

Будучи отчаянно недовольным своей жизнью, он тем не менее отложил самоубийство почти на месяц. Но в полном соответствии со своим ранним заявлением, в возрасте 25 лет он покончил с собой, приняв большую дозу стрихнина 26 апреля 1916 года в номере гостиницы Hôtel de Nice на Монмартре .

Творчество

Мариу де Са-Карнейру

Согласно данным исследовательницы жизни и творчества писателя М. М. Мазняк , «период создания поэтических произведений составляет чуть больше трёх лет» (1913—1916) , поэтическое наследие включает два сборника, поэму «Маникюр» и несколько стихотворений. В 1912 году Са-Карнейру опубликовал свою первую пьесу «Дружба» ( Amizades ) сотрудничестве с Томашем Кабрейра младшим (порт. Tomás Cabreira Júnior ) — его коллегой по лицею Камоэнса в Лиссабоне. Тот факт, что пьеса дошла до современного читателя, — счастливая случайность. Рукопись пьесы хранилась у Кабрейры, перед самоубийством он сжёг все свои бумаги, но рукопись пьесы в этот момент была у Са-Карнейру. В том же году Са-Карнейру опубликовал сборник рассказов, объединённых под названием «Начало» ( Princípio ). В 1913 году создал подборку из 12 стихотворений «Растворение» ( Dispersão ) , изданную год спустя.

В 1914 году Са-Карнейру опубликовал «Исповедь Лусиу» ( A Confissão de Lúcio ) — своё наиболее известное прозаическое произведение, которым было положено начало португальскому модернизму. В 1915 году вышел сборник «Небо в огне» ( Céu em Fogo ), в который вошло 12 повестей. В них находят выход те же переживания и наваждения, навязчивые идеи, какие уже раскрывались в поэтических произведениях писателя.

Не всё из написанного Са-Карнейру было опубликовано при его жизни. Многие его публикации в журналах, например в «Орфее» ( Orpheu ) или в «Португалии футуристической» ( Portugal Futurista ), не были объединены в книги. В 1937 году в журнале «Присутствие» ( Presença ) посмертно вышел сборник стихов Са-Карнейру «Знаки золота» ( Indícios de Oiro ) — наиболее важная часть его поэтического творчества. Письма Мариу де Са_Карнейру были собраны в посмертных томах: «Письма, адресованные Фернандо Пессоа» (2 тома, 1958—1959), «Письма Мариу де Са-Карнейру, адресованные Луишу де Монталвор, Кандии Рамуш, Альфреду Гизаду и Жозе Пашеку» (1977), «Неизданная корреспонденция Мариу де Са-Карнейру, адресованная Фернанду Пессоа» (1980).

Ведущий специалист по изучению жизни и творчества писателя в России — Мария Мазняк

Мемориальная плита Са-Карнейру на здании, где он совершил самоубийство, 26 апреля 1916 года ( Rue Victor-Massé 29, Paris ).


Конец

Как умру, ударят в жесть,
И под гулкие раскаты
Будут прыгать акробаты,
Клоуны из кожи лезть!

Я поеду на осле,
Убранном по — андалузски…
Гроб мой улочкою узкой
Будет ехать на осле!

Мариу де Са-Карнейру, Перевод Ирины Фещенко-Скворцовой .

Избранная библиография

Скачать из Национальной библиотеки Португалии

  • . Lisboa: Arnaldo Bordalo, 1912.
  • . Lisboa: Livraria Ferreira‑Ferreira, 1912.
  • . Lisboa: em casa do autor, 1914.
  • . Lisboa: em casa do autor, 1914.
  • . Lisboa: Monteiro & Companhia, 1915.

Посмертные произведения

  • . Porto: Edições «Presença», 1937.
  • , leitura, introdução e notas de Arnaldo saraiva. Porto: Centro de Estudos Pessoanos, 1980.
  • Mário de Sá-Carneiro. Obra Poética (poesia completa, incluindo os primeiros poemas e poemas dispersos) , intr. org. e notas de António Quadros. Mem Martins: Publicações Europa-América,1985.

Издания

  • Mário de Sá-Carneiro, Poemas Completos , ed. Fernando Cabral Martins. Lisboa: Assírio & Alvim, 1996.
  • Mário de Sá-Carneiro, Verso e Prosa , ed. Fernando Cabral Martins. Lisboa: Assírio & Alvim, 2010.
  • Mário de Sá-Carneiro. Em ouro e Alma: correspondência com Fernando Pessoa , pref. Ricardo Vasconcelos. Lisboa: Tinta-da China, 2015. 672 pág. ISBN: 978-989-671-286-0.
  • Poesia Completa de Mário de Sá-Carneiro , pref. Ricardo Vasconcelos. Lisboa: Tinta-da China, 2017. 696 pág. ISBN: 978-989-671-372-0.

Переводы на русский язык

  • «Почти» = Quási / Антология западноевропейской поэзии XX века, Перевод Евгений Витковский , Москва: Художественная литература, 1977.
  • Са-Карнейру М. де . = Loucura... / Princípio (1912 г.) Перевод Марии Курчатовой / Иностранная литература, № 7. — Москва. — 2015. — Стр. 172–206. — ISSN 0130-6545.
  • Са-Карнейру М. де. Великая тень / Пер. с порт. М. Казарович, М. Мазняк, А. Хуснутдинова, А. Чернов; сост. А. Чернов; вступ. ст и прим. М. М. Мазняк. — М. : Центр книги Рудомино , 2016. — 448 с. — (Лузитанская библиотека). — ISBN 978-5-00087-112-6 .

Примечания

  1. Mário de Sá-Carneiro // (англ.) — 1995.
  2. Mário Sá-Carneiro // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (порт.) . Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 23 июня 2020. 25 января 2021 года.
  4. , с. 3.
  5. , с. 9.

Литература

  • Monteiro, Adolfo Casais . «Mário de Sá-Carneiro» / A Poesia Portuguesa Contemporânea. Lisboa: Sá da Costa, 1977, pp. 107–143.
  • Mourão-Ferreira, David . «Ícaro e Dédalo: Mário de Sá-Carneiro e Fernando Pessoa» / Hospital das Letras. Lisboa: Imprensa Nacional – Casa da Moeda, 1981, pp. 131–138.
  • Martinho, Fernando J. B. . Mário de Sá-Carneiro e O(s) Outro(s). Lisboa: Hiena, 1990.
  • Oliveira, António Braz de (coordenação). . Lisboa: Biblioteca Nacional, 1990.
  • Martins, Fernando Cabral . O Modernismo em Mário de Sá-Carneiro. Lisboa: Editorial Estampa, 1994.
  • Мазняк М. М. Поэзия Мариу де Са-Карнейру и португальский модернизм // Вестник Санкт-Петербургского университета : Научно-теоретический журнал. — СПб. : СПбГУ, 2009. — Т. 2 (ч. 2). — С. 36–47. — (Филология. Востоковедение. Журналистика ; № 9).
  • Са-Карнейру М. де . Маникюр // Пер., сост., статья «Поэма Мариу де Са-Карнейру в контексте интермедиальности», коммент. M. M. Mazniak . — СПб.: Алетейя, 2010. — 144 с., илл. ISBN 978-5-91419-288-1 . (двуязычное издание).
  • Мазняк М. М. : Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Научн. рук. кандидат филологических наук Ирина Александровна Хохлова. — СПб. : ОНУТ Филологического факультета СПбГУ, 2011. — 28 с. — 100 экз.
  • Mazniak M. M. «Арте флюида» Мариу де Са-Карнейру в пространстве и вне времени. // Актуальные проблемы современной филологии. — Академия исследования культуры, 2013. — С. 89–94.
  • Vasconcelos, Ricardo . , Pessoa Plural № 4, Fall 2013.
  • Vasconcelos, Ricardo . , Pessoa Plural № 6, Fall 2014.
  • Mazniak M. M. A Journey Out of Self . Analyzing Mário de Sá-Carneiro's Short Story Eu Próprio o Outro ( I Myself - the Other ). // Phänomenologie, Geschichte und Antropologie des Reisens. Internationales interdisziplinäres Alexander-von-Humboldt-Kolleg. — SOLIVAGUS, 2015. — pp. 489–499. — ISBN 978-3-943025-23-1 .
  • Mazniak M. M. A poética apurada de Manucure de Mário de Sá-Carneiro // Via Atlântica — São Paulo, dez. 2016. — № 30 — pp. 245–257.
  • Mazniak M. M. Собор Парижской Богоматери как объект эстетики паулизма у Мариу де Са-Карнейру. // Древняя и Новая Романия. — 2018. — Вып. 22. — С. 170–177.

Ссылки

  • (Порт.)
  • (Порт.)
  • (Порт.)
  • Переводы Ирины Фещенко-Скворцовой на сайте Поэзия.ру:

— — — —


Источник —

Same as Са-Карнейру, Мариу де