Список глав правительства Северной Македонии
- 1 year ago
- 0
- 0
Православие в Северной Македонии является доминирующей конфессией в стране; его исповедуют бо́льшая часть населения — 68 %. В стране параллельно существуют Македонская православная церковь (автокефалия признана Сербской Православной церковью ) и Православная Охридская архиепископия , находящаяся в составе СПЦ.
Христианство на македонские земли (вне территории Северной Македонии) пришло с миссионерской деятельностью апостолов Павла и Андрея Первозванного . В первые века нашей эры обширная географическая область Македония была под властью Римской империи и затем её границы и этнический состав менялся, однако уже к IV веку христиане Македонии имели церкви с церковной иерархией. На Сардикийском соборе ( 343 ) присутствовал епископ Скупи (совр. Скопье ) Перигорий. В IV веке существовало епископство и в городе Лихидос (совр. Охрид ). В V веке существовали метрополии в Солуни , Скопье , Хераклеи , и Стоби . Сооружаются базилики . В IV веке, за время правления византийского императора Юстиниана I , родившегося неподалёку от Скопье, Скопский митрополит был провозглашён автокефальным архиепископом.
После переселения славян на Балканы в VI—VII веке они вытеснили и ассимилировали греческое население современной Северной Македонии, при этом христианство было в значительной мере вытеснено языческими культами славян.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В IX веке территория Северной Македонии оказывается во власти Болгарского царства . Ведущую роль в христианизации славян сыграли Кирилл и Мефодий , которые создали один из первых славянских алфавитов , и перевели на старославянский язык избранные места из Евангелия , Псалтырь , Апостольские послания . Большую роль в утверждении христианства сыграли ученики Кирилла и Мефодия — Климент и Наум — их усилиями конце IX века была основана и .
В 927 году была создана автокефальная церковь (патриархат) с центром в Охриде ( Охридская православная церковь ). Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Константинополем. Именно с Охридской церкви пришли в Киев первые митрополиты, церковная организация и (по некоторым данным) крещение. После раскола христианства Северная Македония продолжала оставаться тесно связанной с Восточной церковью, за исключением краткого периода, когда после IV крестового похода и основания Латинской империи в Скопье было учреждено католическое епископство .
С разгромом Болгарского царства в 1018 году, церковь была подчинена Константинополю, была создана Охридская архиепископия. Во второй половине X века в Охриде была создано автокефальное Охридское архиепископство, которое просуществовало, несмотря османскую оккупацию Македонии с XIV века до 1767 года.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В 1767 году во времена османской оккупации Охридское архиепископство теряет автокефалию, подчиняясь Константинопольскому патриархату. С тех пор предпринимались попытки восстановить Охридское архиепископство, которые особенно усилились с подъёмом национально-освободительной борьбы против османского владычества. В 1874 году Македонская церковь переходит под юрисдикцию Болгарского экзархата .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
С окончанием Первой мировой войны большая часть географической Македонии попадает под власть Сербского королевства . Вместе с тем большинство православных приходов Северной Македонии подчиняются Сербской православной церкви .
После аннексии Македонии Болгарией, принимавшей участие во Второй мировой войне на стороне Германии , северномакедонские приходы возвращаются к юрисдикции Болгарского экзархата.
По окончании Второй мировой войны территория Северной Македонии была возвращена в состав югославского государства, в том время носившего название Демократическая Федеративная Югославия ; вскоре оно было преобразовано в Федеративную Народную Республику Югославия . В это время в Северной Македонии образованы три епархии, к которым принадлежало большинство жителей этой области. После прихода к власти коммунистов сначала была образована Народная Республика Македония , а затем властями было санкционировано создание автокефальной православной церкви.
В октябре 1958 года в Охриде состоялся Церковный и Национальный собор, собравший 220 священников и мирян, на котором было решено восстановить и древнюю архиепископскую кафедру в Охриде, и автономию Македонской православной церкви. На Соборе избраны три новых епископа для трёх новых епархий, соответственно и такое избрание было расценено как неканоническое, поскольку на нём присутствовал всего один епископ. Однако новая Церковь заявила, что находится в каноническом единстве с Сербской православной церковью в лице Сербского патриарха . В июне 1959 года Сербский Священный синод признал Церковь за свершившийся факт — и в следующем месяце избранные епископы были рукоположены́ сербскими православными епископами.
Осенью 1966 года Македонская православная церковь официально обратилась к Сербскому патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 года созвали собор в Охриде.
19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный синод Македонской церкви провозгласил автокефалию Македонской православной церкви. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось правительством Социалистической Республики Македония, члены которого присутствовали на поставленние архиепископа.
В сентябре 1967 года Синод Сербской церкви объявил Македонскую православную церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с её иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской церкви.
Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Северной Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии .