Interested Article - Православие в России

Успенский собор Московского Кремля

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами ) в России представлено Русской православной церковью , старообрядческими объединениями , а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции .

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России» . Высказываются предложения внести подобные правки в Конституцию РФ .

Русская православная церковь

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году , согласно традиционной историографии .

Храм Николая Чудотворца в Кадые , Костромская область

По мнению руководителя «Русского Общественного Движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни :

Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. <…> РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР , а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа .

Исследователь Н. А. Митрохин писал ( 2006 ) :

Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви.

Распространённость православия в России

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии и только 2 % регулярно читают религиозную литературу . Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники .

По данным проекта «Атлас религий и национальностей» исследовательской службы «Среда» , осуществлённого в 2012 году, 41 % россиян заявили, что исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви .

Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин так прокомментировал эти данные :

Это число мало что показывает. <…> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <…> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один — два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. <…> Таким образом, около 60 % респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.

Согласно Б. В. Дубину , среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Наибольший приток новых православных идёт из среды молодёжи, людей с высшим образованием и мужчин. До 60 % людей, причисляющих себя к православным верующим, не относят себя к религиозным людям, и только около 40 % православных уверены в существовании Бога. Около 30 % из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет .

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания .

По итогам опроса, проведённого 23—26 ноября 2012 года в 130 населённых пунктах 45 регионов России, с 2009 года сократилось число граждан, исповедующих православие и увеличилась доля исповедующих ислам .

Соблюдение православными церковных обрядов

Настоятель храма раздает святую воду сельским жителям во время праздника Крещения, Ивановская область, 1996

и Дмитрий Фурман в 2007 году писали: сознание и поведение даже «традиционных верующих» — не слишком ортодоксальны. Например, «13% из них (данные 2005 г.) вообще никогда не причащались, только 50 % верят и 30 % не верят в воскресение мёртвых , 15 % даже не верят в загробную жизнь , зато 44 % верят в астрологию (больше, чем среди всех опрошенных — 42 %), 40 % твёрдо верят, что жизнь человека предопределена , 14 % — что материальные предметы могут двигаться силой мысли. Во все древние дохристианские и даже новые суеверия они верят значительно больше, чем опрошенные в целом и чем верующие в целом. Вера традиционных верующих в громадной мере — „суеверная“, в которой элементы христианской системы соединены с самыми разными архаическими представлениями» .

Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков. Также отметили следование моральным нормам 32 % . Согласно опросу, проведённому Фондом Общественное Мнение в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются .

По оценкам МВД , посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года , в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы , по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992 1994 ), то есть около половины одного процента фактического населения города . В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 миллионов россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 миллионов человек . В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян . А в ночь на Рождество в 2022 году приняли участие в богослужениях 1,4 миллиона человек .

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил своё несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих» . Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко .

Процент россиян, посещающих церковные службы
Год 1991 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2002 2003
От 1 до неск. раз в месяц 5 5 7 6 7 5 9 8 6
От 1 до неск. раз в год 20 35 28 30 17 16 22 18 30
Реже - - 21 - 16 14 11 15 18
Не посещали 65 45 43 63 60 62 55 59 46
Число опрошенных 3000 2000 2957 1698 2404 2406 1703 2107 2107

По мнению Андрея Кураева , проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчетам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть .

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II : «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов» .

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей . Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса .

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ , в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил :

По приведенным данным можно только сказать, что 30 % — действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14 % — это просто не христиане.

Согласно статистике МВД России (данные на 29 апреля 2019 года) Пасху в России встретило более 4,3 миллионов человек .

Православие и государство

Почтовая марка России 1992 года «Древнее искусство». Андрей Рублёв . « Спас ». Икона Звенигородского чина . Рубеж XIV—XV веков. Художник почтовой марки Г. Комлев

Со времён установления в России монархии при первом царе Иване Грозном российская государственность была неотделима от православия, Иван Грозный был коронован православным византийским обрядом. Православная монархия была установлена в результате борьбы с язычеством после Крещения Руси , сыгравшем ключевую роль в формировании российской государственности. В целом установление монархии, исходя из её теории , связывается с религией и исполнением Божьей воли, выразителем которой и является монарх. В частности, русские монархи коронуются посредством православной церемонии , для них обязательно православное вероисповедание. При Петре I была провозглашена Российская империя , глава государства стал именоваться « император », который при этом носил титул «защитника Церкви», фактически возглавляя или контролируя РПЦ , имевшую статус государственной .

После революции 1917 года церковь была отделена от государства . Проводилась антирелигиозная пропаганда, массово уничтожались священники и храмы. После распада СССР светский характер государства сохранился. По мнению социолога Ж. Т. Тощенко , в современной России проявляется клерикализация — постепенная реализация модели с господствующей (или даже государственной) православной религией . Религия активно проникает в те области культуры и общества, которые определены Конституцией России как сферы, отделенные от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование .

В православной иконографии Богородицы существует чтимая РПЦ чудотворная Державная икона Божией Матери , история обретения и символизм которой связаны с русской монархией и которая признаётся главной святыней русских монархистов . Ей придают особое значение неканонические православные течения « Богородичный центр » и « Учение о царе-искупителе ». Икона была обретена в день отречения Николая II от престола. Её происхождение неизвестно, предполагают, что ранее она находилась в иконостасе разрушенного женского Вознесенского монастыря в Московском кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц. Толкователи указывают на то, что на иконе «царица небесная изображена как царица земная» — держит в руках скипетр и державу — что трактуется как принятие ей у Николая II царской власти . Из этого делается вывод, что он с тех пор никакая власть в России истинно легитимной не является, следовательно, законы Российской империи можно считать продолжающими действовать . Некоторые православные толкователи говорят о «Божьем наказании» русскому народу за нарушение Соборной клятвы 1613 года посредством допущения убийства царя и необходимом в связи с этим «покаянии» . В 1993 г. «покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви» было принесено патриархом Алексием II , писавшим: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора» . В XXI веке с благословения петербургского митрополита проводится ежегодный , символизирующий такое покаяние. В католичестве существует доктрина о так называемом « », необходимом для « спасения мира », тесно связанная с образом Богородицы и 1917 годом и являющаяся предметом особого внимания «Богородичного центра» .

В апреле 2013 года спикер РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что церковь не исключает возрождения монархии в России . В апреле 2015 года он предложил совместить в России монархию и социализм . Лидер некогда официально признанной Монархической партии РФ Антон Баков в своих интервью связывает перспективы российской монархии в XXI веке, как и итоговое решение вопроса о престолонаследии, с «Божьим промыслом» .

По данным всероссийского опроса, проведённого исследовательской службой «Среда» в 2014 году, 13 % россиян заявили, что православная вера и российское гражданство неотделимы друг от друга, 10 % — что это разные вещи, смешивать которые не стоит .

Примечания

  1. от 9 апреля 2010 на Wayback Machine .
  2. Роговцева И. от 4 января 2015 на Wayback Machine // Российская газета - Федеральный выпуск № 288 (6264). — 20.12.2013
  3. от 4 января 2015 на Wayback Machine // РИА Новости , 22.11.2013
  4. от 29 сентября 2009 на Wayback Machine // Частный корреспондент , 28.01.2009.
  5. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы . — М.: Новое литературное обозрение , 2006. — С. 235.
  6. . Дата обращения: 11 августа 2019. 22 сентября 2019 года.
  7. /
  8. . Исследовательская служба «Среда» . Дата обращения: 21 сентября 2019. 12 октября 2012 года.
  9. от 21 мая 2011 на Wayback Machine // Православие и мир , 03.04.2010
  10. . Московский центр Карнеги (8 июня 2012). Дата обращения: 12 августа 2012. 18 августа 2012 года.
  11. от 14 июля 2011 на Wayback Machine . NEWSru.com , 18.12.2007.
  12. Higgins A. от 10 ноября 2010 на Wayback Machine // The Wall Street Journal . — 18.12.2007. (англ.)
  13. . Regnum . Дата обращения: 5 февраля 2014. 17 декабря 2013 года.
  14. Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Ин-т Европы Российской акад. наук, Ин-т евангелической лютеранской церкви Финляндии; под ред. Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана. — Москва ; Санкт-Петербург : [Летний сад], 2007. — С. 51. — 399 с. — ISBN 978-5-98856-021-0
  15. от 25 декабря 2018 на Wayback Machine // Religare.ru, 06.06.2007
  16. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Газета.ру , 21.08.07
  17. от 14 июля 2014 на Wayback Machine // ПСМБ, 26.03.2010
  18. Митрохин Н. А. Русская православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М. : Новое литературное обозрение , 2006. — С. 40.
  19. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Информационно-аналитический центр «СОВА» , 20.04.2009
  20. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Информационно-аналитический центр «Сова» , 09.01.2008
  21. . Дата обращения: 12 января 2022. 14 января 2022 года.
  22. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 10.01.2008
  23. от 9 июня 2011 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 28.04.2008
  24. Дубин Б. В. от 17 декабря 2020 на Wayback Machine // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии . — 2004. — № 3 (71). — С. 35-44.
  25. Анна Данилова . от 21 мая 2011 на Wayback Machine // Православие и мир , 02.02.2010
  26. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятелям ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 года // Церковный вестник , 2003. — № 1 — 2, стр. 17
  27. от 15 мая 2011 на Wayback Machine // Lenta.ru , 28.04.2008
  28. от 7 января 2012 на Wayback Machine // Religare.ru, 30.01.2009
  29. от 14 мая 2019 на Wayback Machine // Православие и мир , 29.04.2019
  30. . Дата обращения: 30 августа 2018. 30 августа 2018 года. // Никольский Н. М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат , 1985. — 448 с.
  31. . www.libussr.ru. Дата обращения: 29 августа 2018. 30 августа 2018 года.
  32. Тощенко Ж. Т. от 21 января 2022 на Wayback Machine // « Социологические исследования », 2007. № 2. С. 3-14.
  33. Тощенко Ж. Т. от 15 июня 2013 на Wayback Machine — М.:Academia, 2007.— 664 с. (Монографические исследования: религиоведение)
  34. Кувакин В. А. от 26 февраля 2011 на Wayback Machine // Лента.ру , 4.05.2010.
  35. от 13 декабря 2014 на Wayback Machine , стр. 48.
  36. . Дата обращения: 20 июня 2013. 15 июня 2013 года.
  37. . Дата обращения: 31 июля 2013. 20 мая 2011 года.
  38. . Дата обращения: 14 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
  39. . Дата обращения: 3 августа 2013. Архивировано из 3 июля 2013 года.
  40. от 24 июня 2013 на Wayback Machine BFM.ru , 9.04.2013
  41. от 3 апреля 2015 на Wayback Machine // Lenta.ru , 02.04.2015
  42. от 22 февраля 2014 на Wayback Machine 4 канал , 2.04.2013
  43. Мария Кузьмичёва. Исследовательская служба «Среда» (3 ноября 2014). Дата обращения: 15 января 2015. 24 февраля 2015 года.

Литература

  • Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов . — М. : Политиздат , 1989. — 719 с. — 200 000 экз. ISBN 5-250-00246-3 .
  • Антонова Е. В., Забунова И. С., Озерова Г. Н., Петрова Т. М. Русское православие: история, география, культура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. — 1992. — № 4. — С. 37-41.
  • Лисовой Н. Н. // Москва. 1999. — № 1. — С. 152—159.
  • Гордиенко Н. С. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2009. — № 2 . — С. 166—175 .
  • Дубин Б. В. «Легкое бремя»: массовое православие в России 1990–2000-х годов // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. С. Агаджаняна . — М. : Новое издательство, 2006. — С. 69—86. — 400 с. — ISBN 5-98379-063-3 .
  • // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2018. — № 4 . — С. 65—82 . — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Православие в России