Interested Article - Православие в Африке

Богоматерь с предстоящими североафриканскими святыми: апостолом Марком , Епенетом , Афанасием и Кириллом Александрийскими, Киприаном Карфагенским , Маркеллом Танжерским , Фелицитатой и Перпетуей . Икона из Воскресенского храма ( Рабат )

Православие в Африке появилось с первыми христианами в Египте и Эфиопии в I веке по Р. Х. После отпадения нехалкидонитских церквей от Вселенской Церкви православной в Африке остались в основном общины Карфагена и Александрии . Именно последняя вплоть до XX века представляла собой весь Александрийский патриархат . Ситуация стала меняться с конца 1930-х годов , когда в странах чёрной Африки православие начало распространяться среди негреческого коренного населения. Численность православных в Африке составляет около 1 млн человек .

Православие в Африке южнее Сахары

Первые православные в Африке к югу от Сахары появились лишь в XX веке на востоке континента почти одновременно в трёх странах. Первой была Уганда , затем Кения и Танзания . Позднее появились общины в Заире , Камеруне , Гане , Нигерии , ЮАР , Зимбабве , на Мадагаскаре и Маврикии .

Появилась также православная община в Народной Республике Конго , состоявшая долгое время исключительно из греков. Со временем число православных стало увеличиваться и за счёт конголезцев, особенно после обретения независимости Конго .

Довольно стабильная община существует в Замбии , которая входит в Зимбабвийскую митрополию. 25 февраля 2001 года сюда был хиротонисан епископ Петр (Каратрупкос). Таким образом, появилась Замбийская епархия с кафедрой в столице страны городе Лусаке .

К концу XX века православие охватило весь континент. В состав Александрийского патриархата входят: Александрийская архиепископия, 14 митрополий, 4 епископии. Существует множество отдельных общин и приходов. В «чёрной» Африке пока нет монастырей, которые, как известно, играли и играют большую роль в распространении православия.

В 2013 году к Русской православной старообрядческой церкви присоединился приход в столице Уганды . Приход составляет около 600 человек .

Возникновение и развитие

Православие в Африке к югу от Сахары появилось разными путями.

Один из путей — это греческая экономическая иммиграция: диаспоры, которые возникали на протяжении всего XX века, во всё большем числе и по всему континенту. Понятно, что там, где появлялись греки , они обязательно ставили храм — как часть своей религии и культуры. Эти греки, в основном, не занимались миссией, хотя не могли не привлекать интереса африканцев к православию.

Другой путь — это активная миссионерская деятельность, которую проводят до сего дня Александрийские Патриархи , начиная с Мелетия II (1926—1935). Немалую роль играет братская помощь Элладской, Кипрской, Русской и Финской Церквей, а также Греческой Православной Архиепископии в Америке.

И третий путь — автохтонный. «Как утверждает Вальберт Бюльманн, её (Церкви Африки) происхождение не является результатом деятельности греческих православных миссий. Скорее можно говорить о консолидации трёх разрозненных групп под харизматическим началом. Объединившись, эти группы обратились к Патриарху Александрийскому и всей Африки с просьбой об официальном признании. Хотя это было сделано в 1945 году, а присоединение к Александрийскому патриархату произошло в 1946 году, никаких действий по учреждению епископата не предпринималось вплоть до 1958 года, когда Патриарх Александрийский назначил туда митрополита. И даже митрополит пребывал там не постоянно, его резиденцией оставался Египет» .

Первым (в 1920-е годы ) обратившимся к православию местным духовным лидером был священник Эфиопской Церкви Даниел Александер ( Daniel William Alexander ), который вступил в сношения с «Африканской Православной Церковью», незадолго до того образованной в США , и был рукоположён в епископа данной юрисдикции. В начале 1930-х епископ Александер поехал в Уганду по приглашению двух бывших англикан, которые в результате духовного поиска вознамерились стать членами православной церкви. Возвратившись из Танганьики в ноябре 1935 года в восточную Африку, он основал семинарию, где подготовил 8 студентов и впоследствии рукоположил 2-х священников и 2-х диаконов. «Африканская Православная Церковь» была принята в состав Александрийского Патриархата в 1946 году .

Современное положение

Основа миссии — финансовая и духовная поддержка со стороны братских Церквей и обучение студентов из Африки в православных учебных заведениях США и Греции.

С основанием в 1982 году в Найроби (Кения) Православной Патриаршей семинарии (Александрийский Патриархат) имени Архиепископа Кипрского Макария III последняя стала главным источником православного просвещения.

Характерный для стран Африки низкий уровень жизни обусловливает необходимость наряду с миссионерской деятельностью и катехизацией организовывать и медицинские центры, и школы, и технические училища, и аграрные училища, что требует серьёзных дополнительных усилий и затрат.

Крупнейшая православная община Африки существует в Кении, где в начале 2000-х годов насчитывалось около 300 приходов и 67 групп; в их ведении 10 детских садов, 5 начальных школ, одна средняя школа и 3 клиники. Паства насчитывала по данным Всемирного совета церквей — 620 000 человек .

В 2016 году Православная Церковь получила официальный статус в Габоне .

Священный синод Русской православной церкви 29 декабря 2021 года в ответ на признание в ноябре 2019 года патриархом Александрийским Феодором II автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ) учредил Патриарший экзархат Африки , охвативший весь Африканский континент с прилегающими островами. Синод РПЦ утверждал: «На сегодня не менее ста приходов Александрийского Патриархата во главе с их настоятелями заявили о желании перейти в лоно Русской Православной Церкви» . Решение руководства РПЦ о создании своей структуры в пределах юрисдикции Александрийского патриархата было осуждено последним .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 8 сентября 2020. 17 августа 2021 года.
  2. — статья из энциклопедии «Кругосвет» .
  3. . от 22 декабря 2015 на Wayback Machine .
  4. Александрийская Церковь // ЖМП № 7, 1977. С. 50.
  5. Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2003. С. 144.
  6. . 11 марта 2008 года. (англ.)
  7. . Дата обращения: 11 февраля 2016. 12 февраля 2016 года.
  8. . Официальный сайт Русской православной церкви (29 декабря 2021). Дата обращения: 3 января 2022. 29 декабря 2021 года.
  9. . Дата обращения: 3 января 2022. 1 января 2022 года.
  10. . Deutsche Welle (2 января 2022). Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.

Литература

  • Голубцов В. Православие в «чёрной» Африке
  • История Александрийской Православной Церкви // Поместные Православные Церкви. М., 2004.
  • Ростислав (Колупаев), иг. Чёрное православие.
  • Суслов П. А. Православие в Африке
  • Хейз С. Православная миссия в тропической Африке // Альфа и Омега № 1 (15), 1998.
  • Шишкин М. Торжествующая церковь африканских святых.
  • F.B. Welbourn. East African Rebels. London, 1961.
  • . от 30 октября 2012 на Wayback Machine

Ссылки

  • C. Хейз. Сокращённый перевод: Hayes, Stephen. Orthodox Mission in Tropical Africa // Sourozh. A Journal of Orthodox Life and Thought. № 65. August 1996. — pp. 30—37.
  • . от 18 мая 2014 на Wayback Machine // «Альфа и Омега», № 15, 1998
  • Колупаев В.Е. . от 24 февраля 2017 на Wayback Machine
Источник —

Same as Православие в Африке