Православие и папское первенство
- 1 year ago
- 0
- 0
История православия в Кении тесно связана с национально-освободительной борьбой против колонизаторов. В настоящее время Кения находится в юрисдикции Александрийского патриархата и на территории страны действуют 3 его епархии: Найробская митрополия , Ньерийская и Кенийских Гор епархия , Кисумская и Западной Кении епархия .
В Кении в 1929 году возникли две ассоциации преподавателей из племени кикуйю . Тогда многие из миссионерских организаций, возглавлявшихся Церковью Шотландской Миссии, потребовали от своих «агентов» подписать документ, заверяющий их отрицательное отношение к вопросу о женской активности в духовной жизни, а также к просветительской организации в Восточной Африке Кикуйю. Многие преподаватели отказались и открыли свои собственные школы. Так были созданы KISA (Ассоциация независимых школ кикуйю) и KKEA (Ассоциация по образованию кикуйю-каринга). В названии второй организации используется слово каринга, что означает — чистый, но может быть также переведено, как православный. С момента начала деятельности этих двух школ многие преподаватели и ученики покинули западные миссии.
Но в результате раскола эти школы оказались вне какой-либо Церкви. По стечению обстоятельств в это время через Кению из Уганды проезжал правящий епископ неканонической Африканской православной церкви , епископ Даниил-Александр, и лидеры KISA встретились с ним, пригласив его посетить Кению снова.
В 1935 году епископ Александр приехал в Кению и открыл семинарию, где обучались 8 человек, семеро из которых спонсировало KISA, и одного KKEA. Также епископ Александр рукоположил двух священников и двух диаконов. Одним из священников был Артур Гатуна , будущий первый «чёрный» епископ Кении.
К 1932 году в Кении из организации KISA образовалась , а из KKEA — .
Кенийские церковные лидеры написали письмо патриарху Мелетию II о принятии их в Александрийский патриархат . Патриарх дал положительный ответ, но вскоре умер. Кенийцы написали снова уже патриарху Христофору II . В 1942 году в Кению приехал митрополит Аксумский Николай (Абдалла) и, осмотрев всё на месте, уехал с докладом в Священный Синод. В 1946 году церковь Кении была принята в общение с Александрийским патриархатом.
Начался новый период в жизни православной церкви Кении. Сюда приезжает Апостолос Макракис , начавший здесь активную миссионерскую деятельность. В 1946—1952 годах православная церковь в Кении быстро развивается. «Тогда приходы Африканской православной церкви имели 30 тысяч активных взрослых членов Церкви с 309 храмами» .
Однако в 1952 году в стране вспыхнула партизанская война против колониального режима под названием восстание Мау-Мау , которая продолжалась до 1956 года. Колониальное правительство объявило чрезвычайное положение в ответ на деятельность повстанцев. KKEA и KISA были запрещены как симпатизирующие повстанцам. Было закрыто большинство православных храмов, а многие церкви и школы были сожжены. Большинство духовенства интернировано в концентрационные лагеря .
Против колонизаторов восстали целые народы: кикуйю , и меру , доведённые до отчаяния принудительным изъятием земель и другими унижениями. Протестантское и католическое духовенство Восточной Африки осудило Мау-Мау, объявив его бунтом дикарей- язычников , и только православная церковь поддержала восстание. Немало православных было среди лесных генералов и бойцов Мау-Мау — для них война за свободу стала войной за веру.
Православная церковь была запрещена. Отец Артур Гатуна попал в тюрьму, в которой провел 10 лет вместе с будущим президентом и лидером кикуйю Джомо Кениатой .
Восстание продолжалось до 1956 года. В это же время происходила борьба за независимость на острове Кипр . Её возглавлял архиепископ Макарий III . В 1956 году он был выслан на Сейшельские острова и в 1957 году освобождён. Возвращаясь домой, он ехал через Кению, и здесь, отслужив Божественную литургию в кафедральном соборе Найроби , произнес антиколониальную проповедь, которая подтолкнула многих к борьбе. Это навсегда связало в истории имя архиепископа Макария III с Кенией.
В 1958 году была образована Восточноафриканская митрополия в городе Букобе для Уганды , Кении и Танзании . В 1963 году Кения и Кипр одновременно становятся свободными от колониальных угнетателей, а между президентом Джомо Кениатой и архиепископом Кипра Макарием III, ставшим первым президентом Кипра, устанавливаются узы дружбы.
В 1966 году в Вайтаке, Кения, учреждена Ассоциация православной молодежи Кении (OCYAK) .
В январе 1970 года архиепископ Макарий посетил с официальным визитом (как президент Республики Кипр) Кению и был поражён экономической нищетой этой страны. В 1971 году архиепископ Макарий посетил Кению с визитом уже как предстоятель Кипрской православной церкви . Он много проповедовал. Президент Кениата подарил православным большой участок земли в пригороде Найроби, Рируте. Архиепископ Макарий решил здесь построить семинарию и техническую школу, заложив первый камень 22 марта 1971 года. Также на это строительство он пожертвовал 10 млн кенийских шиллингов. Кроме того, архиепископ Макарий крестил тысячи людей у реки Кагеры и в Ньери , на границе с Танзанией. Причём ближайшее окружение архиепископа действовали как крёстные отцы одному и более детям. Многие хотели получить имя Макарий.
В 1973 году хиротонисан епископ для Кении, им стал Георгий Артур Гатуна . В это время Кения насчитывала 13 приходов. В июне 1974 года было закончено строительство семинарии, но её не смогли открыть, так как на Кипре начался кризис. Турция напала на остров , и архиепископ Макарий, как глава государства, был втянут в политическую борьбу, более того, из-за путча «чёрных полковников» в Греции он был вынужден даже ненадолго покинуть страну. Он не имел возможности создать преподавательский коллектив и как-либо руководить семинарией.
Семинария была открыта лишь в 1982 году и названа в честь её основателя — Патриаршая семинария архиепископа Макария III . Обучение в ней шестилетнее. «Она имеет всеафриканское значение — в ней обучаются студенты из многих стран Африки. За время своего существования она выпустила около двухсот человек. Учёба здесь соединяется с катехизаторской деятельностью — это её особенность. На сегодняшний день здесь обучаются 42 студента, дипломированные специалисты выезжают за рубеж для обучения в Греции и Америке». Ректором семинарии в 1990-е годы был епископ Рирутский Макарий (Тиллиридис) .
Семинария играет значительную роль в становлении Церкви. Божественная литургия , утреня и вечерня , службы крещения и отпевания, и некоторые другие были переведены на одиннадцать языков Кении. Эти переводы помогали делать студенты и преподаватели семинарии.
Сначала православие было развито только у угандийской границы, затем оно распространилось в западные и центральные провинции Кении. Миссионерство развивается посредством личного общения, посещения родственников и т. д. Например, в 1982 году один из выпускников семинарии, чья семья поселилась среди племени туркана , за год обратил 156 человек. Сегодня здесь действует несколько церквей, и литургия совершается на местном языке .
В Кении в своё время трудился известный здесь миссионер митрополит Анастасий (Яннулатос) , ныне предстоятель Албанской Православной Церкви .
Действуют 114 приходов и, помимо постоянных общин, действуют 77 миссионерских центров (по состоянию на 1995 год). Постоянно оказывают помощь Элладская , Кипрская, Финляндская церкви, архиепископии Америки, Австралии, правительства Греции и Кипра, частные лица.
Тем не менее, насущными проблемами являются недостаток образованных священнослужителей, средств для передвижения и вопросы строительства капитальных церковных зданий. Другой проблемой является нехватка богослужебных книг, церковной утвари и облачений, которые иногда приходится переносить из прихода в приход.
Численность православных составляет несколько сот тысяч человек. Под данным Всемирного совета церквей — 620 000 , однако в это число были включены и верующие Коптской Ориентальной церкви .
В 2012 православие принял Фидель Одинга, сын премьер-министра Кении Раилы Одинги , с именем Макарий. Вскоре после, 28 июля этого он был повенчан митрополитом Кенийским Макарием в кафедральном соборе святых бессребреников Космы и Дамиана в Найроби с Гетачеу Бэкэлэ (Lwam Getachew Bekele), уроженкой Эритреи .