Католицизм в Аргентине
- 1 year ago
- 0
- 0
Католицизм в Болгарии . Католическая церковь Болгарии — часть всемирной Католической церкви.
Католицизм — четвертая по численности религиозная деноминация страны после православия , ислама и протестантизма . По данным переписи 2011 года в стране проживает 48 945 человек (0.85 % населения) римско-католического вероисповедания . Католические справочники приводят цифру около 60 000 человек католиков латинского обряда . Грекокатолики страны объединены в Болгарскую грекокатолическую церковь , их численность около 10 000 человек .
Католики страны принадлежат трём группам, различным по своему историческому происхождению. Первая — потомки переселенцев с Запада, в первую очередь потомки саксонских рудокопов на северо-западе страны и выходцев из колоний Рагузы . Вторая — потомки обращенных в католицизм павликиан . Большая часть этой общины проживает в Румынии и Сербии и известна как банатские болгары . Однако и в самой Болгарии есть значительное количество католиков этой группы, так, в городе Раковски католики составляют большинство населения. Третья группа — принявшие католичество в различные исторические периоды православные. Большая их часть принадлежит к грекокатоликам.
Первые латинские миссионеры появились в Болгарии ещё до Великого раскола христианской церкви при Борисе I . После крещения болгарского народа из-за разногласий с патриархом Фотием Борис подчинил болгарскую церковь папе Николаю I , заключив с ним унию. Уния просуществовала четыре года, в 870 году Болгария перешла под омофор нового константинопольского патриарха Игнатия , который предоставил Болгарской епархии широкую автономию .
Ещё одна уния Болгарии со Святым Престолом была заключена в 1204 году при царе Калояне , она продлилась до 1235 года . После её падения вплоть до XVI века Католическая церковь не имела с Болгарией никаких связей, а в XIV веке Болгария была завоёвана Османской империей .
Новое появление католиков на территории страны датируется XVI веком. В страну начали переселяться исповедующие католицизм саксонские рудокопы и торговцы из адриатического города Рагуза (совр. Дубровник ). Католические миссионеры развернули широкую деятельность по обращению в католичество остатков некогда многочисленной еретической секты павликиан и преуспели в этой деятельности, в XVII веке подавляющее большинство павликиан стали католиками . В 1601 году папа Климент VIII учредил Софийскую епархию , а в 1648 году папа Иннокентий X учредил епархию Никопола . По различным данным в Болгарии XVII века было от 5800 до 8000 католиков . Турецкое правительство сначала не мешало деятельности католических миссионеров, однако после того, как в 1688 году католическая община Чипровца стала ядром антитурецкого Чипровского восстания , турки начали преследование католической общины . Большая часть католиков Болгарии из-за репрессий бежала в Валахию и Славонию .
В конце 1850-х среди болгар усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя. Часть духовенства на этой почве выступила за унию с Римом. Возглавлявший сторонников унии архимандрит Иосиф Сокольский 8 апреля 1861 года был посвящён папой Пием IX в епископы и назначен главой Болгарской католической церкви византийского обряда . В этом качестве он был признан и султаном . Церковь быстро росла, число грекокатоликов в Болгарии превысило 60 000 человек, но когда в 1870 году фирманом султана Абдул-Азиза , в частности, в ответ на требования России был учреждён Болгарский экзархат под юрисдикцией Константинополя, который де-факто стал независимой церковной структурой, три четверти болгарских грекокатоликов вернулось в православие . После Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и освобождения от турецкого ига в стране сохранилась небольшая греко-католическая община.
В начале XX века влияние Католической церкви в Болгарии резко выросло. Многочисленные монашеские ордена и институции открыли в стране ряд школ, колледжей и госпиталей, строились католические церкви. Князь, а затем царь Болгарии Фердинанд I был сам по рождению католиком и был женат на ревностной католичке Марии-Луизе Бурбон-Пармской , поэтому поддерживал деятельность католических структур. В 1925 году были установлены дипломатические отношения между Болгарией и Святым Престолом, большую роль в подготовке этого события сыграл папский нунций Анджело Ронкалли (будущий папа Иоанн XXIII ) . В 1911 году в Болгарии насчитывалось 32 тысячи католиков латинского обряда и 9 тысяч — византийского обряда .
После Второй мировой войны коммунисты начали политику преследования Католической церкви в Болгарии. Все католические церкви были закрыты, ценности конфискованы. На «католических процессах», проходивших в 1951—1952 годах 60 католических епископов и священников были осуждены «за шпионаж», четверо из них расстреляны. Расстрелянный епископ Евгений Босилков был беатифицирован в 1995 году. После падения коммунистического режима Католическая церковь в Болгарии получила возможность свободного функционирования. В 1990 году были восстановлены дипломатические отношения со Святым Престолом, в мае 2002 года Болгарию посещал с визитом Папа Иоанн Павел II .
Всего в Болгарии существует 2 католические епархии латинского обряда — епархия Никопола и епархия София-Пловдив . Они не объединены в митрополию и обе имеет статус епархии прямого подчинения Святому Престолу . Болгарская грекокатолическая церковь имеет статус апостольского экзархата , центр находится в Софии .
Статистика по епархиям (данные 2006 года ) :
Епархия | Статус | Обряд | Число католиков | Число священников | Число приходов | Глава | |
Епархия Никопола | Никопол , Русе | Епархия прямого подчинения | Латинский | 30 000 | 10 | 19 | Петко Христов |
Епархия Софии — Пловдива | София , Пловдив | Епархия прямого подчинения | Латинский | 34 000 | 21 | 16 | Георги Йовчев |
Апостольский экзархат Софии | София | Апостольский экзархат | Византийский | 10 000 | 21 | 21 | Христо Пройков |