Interested Article - Католицизм в Северной Македонии

Католицизм в Северной Македонии представлен рядом церковных структур, являющихся частью всемирной Римско-католической церкви .

Католики составляют незначительную часть от общего числа верующих в Северной Македонии, подавляющее большинство населения относит себя к православию и исламу . По данным сайта catholic-hierarchy.org в 2005 году число католиков страны составляло около 14 тысяч человек (0,7 % населения) . Примечательной особенностью католичества Северной Македонии является факт, что большинство македонских католиков принадлежит византийскому обряду , в Македонскую грекокатолическую церковь входит около 11 400 человек, тогда как католиков латинского обряда в стране всего около 3,5 тысяч (главным образом, этнические хорваты ).

История

Церковь Святого Сердца Иисуса, Скопье

Начало христианизации территории современной Северной Македонии восходит к первым векам христианства, на Сардикийском соборе (343) присутствовал епископ Скупи (совр. Скопье ) Перигорий . В IV веке существовало епископство и в городе Лихидос (совр. Охрид ) . После переселения славян на Балканы в VI—VII веке они вытеснили и ассимилировали греческое население современной Северной Македонии. В IX веке эти земли вошли в состав Болгарской державы . После раскола христианства Македония продолжала оставаться тесно связанной с Восточной церковью, за исключением краткого периода, когда после IV крестового похода и основания Латинской империи в Скопье было учреждено католическое епископство .

В XIV веке территория современной Северной Македонии была завоёвана Османской империей . Исламизация населения привела к появлению в Македонии славян-мусульман (см. торбеши ). При турецком правлении важную роль играла православная Охридская архиепископия . Давление, которому охридские архиепископы подвергались со стороны греческого духовенства, привело к двум кратковременным униям с Католической церковью в 1623 и 1661 годах, обе распались вскоре после заключения. В XVII веке началось ослабление Османской империи, именно в этот период в Македонии оказалось возможным установить католические структуры. В 1656 году в Скопье была основана католическая архиепархия .

Во второй половине XIX века архиепархия Скопье насчитывала около 11 тысяч католиков, священники подготавливались в семинарии Шкодера (совр. Албания ). В конце 1850-х годов среди болгар, находившихся в юрисдикции Константинопольского патриархата , усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя, а также, у части духовенства и верующих, за установление унии с Римом. В Македонии большинство населения имело болгарское этническое самосознание, там также протекали эти процессы. В 1874 году епископ Кукуша (совр. Килкис , Греция ) Нил Изворов обратился к Святому Престолу с просьбой принять его и его паству в общение с Римом. В ответ епископ Изворов был назначен католическим архиепископом византийского обряда в Македонии . В 1878 году Болгария получила независимость, а ещё раньше Болгарская православная церковь объявила о своей автокефалии (непризнанной Константинополем). Большинство христиан византийского обряда в Македонии вернулось в православную Болгарскую церковь, небольшая группа верующих осталась в грекокатоличестве , которое с этого момента в Македонии стало развиваться независимо. В конце XIX века в Македонии действовало два апостольских викариата — в Кукуше для католиков византийского обряда и в Скопье для католиков латинского обряда.

После Первой мировой войны в 1918 году была образована отдельная Македонская грекокатолическая церковь в статусе апостольского экзархата . В 1924 году экзархат был ликвидирован, а грекокатолики Македонии, как и все прочие грекокатолики Югославии, подчинены епархии с центром в городе Крижевцы ( Хорватия ). Латинская архиепархия в Скопье в 1924 году была понижена в статусе до епархии . В 2001 году в связи с обретением Республикой Македонией независимости была воссоздана Македонская грекокатолическая церковь в статусе апостольского экзархата .

Структура

Католическая церковь в стране структурно делится на епархию Скопье латинского обряда и грекокатолический апостольский экзархат Северной Македонии ( Македонская грекокатолическая церковь ). Несмотря на независимость двух структур, в связи с малочисленностью их возглавляет один епископ , в настоящее время епископ Киро Стоянов . Латинская епархия Скопье подчинена метрополии Врхбосны ( Сараево ) в соседней Боснии и Герцеговине .

Статистика по епархиям (данные 2004 года) :

Епархия Статус Митрополия Обряд Число католиков Процент католиков Число священников Число приходов
Македонская грекокатолическая церковь Грко-католичка црква во Македонија Апостольский экзархат Византийский 11 400 0,5 % 9 5
Скопье Skopje Епархия Врхбосна (Сараево) Латинский 3 572 0,2 % 6 2

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 октября 2010. 4 февраля 2016 года.
  2. «Македония» // Католическая энциклопедия . Т.3. М.:2007. Ст. 30-36
  3. от 12 марта 2013 на Wayback Machine Macedonia, Statistics by Diocese, by Catholic Population [Catholic-Hierarchy]]

См. также

Ссылки и источники

Источник —

Same as Католицизм в Северной Македонии