Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Венгрия оказала заметное влияние на киноиндустрию в начале XX века. Среди известных венгерских деятелей кино можно назвать Бела Тарра , Иштвана Сабо , Золтана Фабри и Миклоша Янчо . Множество выходцев из Венгрии попали в число известных иностранных режиссёров и продюсеров: основатель « Fox studios » Уильям Фокс ; основатель « Paramount Pictures » Адольф Цукор и Александр Корда , оказавший огромное влияние на кино Великобритании . Лучшие фильмы в 1968 и 2000 году составили были включены критиками в так называемую « Будапештские дюжины ».
История венгерского кино начинается в 1896 году, когда состоялся первый показ фильмов братьев Люмьер в кафе отеля «Royal» в Будапеште . В июне того же года, Арнольд и Жигмонд Сиглаи открыли первый венгерский кинотеатр. Жители элитных районов Будапешта невзлюбили новый вид развлечений и кинотеатр вскоре закрыли. Однако кино становится всё более и более распространённым. К 1911 году в столице работает уже более 100 кинотеатров.
В 1908 году актёром Иозефом Нейманном и коммерсантом Мором Унгерлиндером была основана первая венгерская кинокомпания «Projectograph». Компания создавала не только художественные фильмы , но и документальные и «уличную» кинохронику : «Жизнь бродячих цыган», «Пьяный велосипедист», «Происшествие в Будапеште» . Основу игрового кино заложила фирма «Гунния», которая подражала « Pathe » и « Gaumont » . Характерным стилем раннего венгерского кино было совместное исполнение театральных постановок и показ фильмов. После каждой короткой плёнки следовала сценка с живыми актёрами, часто изображавшими тех же экранных персонажей. Этот жанр вдохновил выдающихся писателей того времени, таких как Ференц Мольнар и Фридьеш Каринти .
С 1912 по 1918 год в Будапеште появилось несколько новых кинофирм, в их числе: «Уран», «Люкс», «Стар», «Проя», «Педагогика». Во время Первой мировой войны поступление французских фильмов прекратилось, а Германия наращивала производство. Благодаря прибывшим из Германии и Австрии режиссёрам Мартину Гарашу, Корнелиусу Хинтеру, Эмилю Юстицу, Иосифу Штейну, а также Эдену Ухеру производство фильмов в Венгрии увеличивалось с каждым годом: в первый год войны было выпущено 18, в 1916 году — 47, а в 1917 — 75 фильмов .
С марта по август 1919 года, в период недолгого существования Венгерской Советской Республики , кино индустрия Венгрии оказалась первой в мире полностью национализированной. Ряд кинематографистов приветствовали изменения, правительство обеспечило защиту венгерским фильмам от иностранной конкуренции.
За 4 месяца был снят 31 фильм, не считая научно-популярных и документальных фильмов .
Последствия Первой мировой войны оставили венгерскую кинопромышленность в руинах. Многие известные венгерские режиссёры, в их числе Майкл Кёртис и Александр Корда , покинули страну.
В двадцатые годы зарубежные (в основном американские) кинокомпании, из-за кризиса в Венгрии, стали преобладать почти во всех кинотеатрах страны. Кроме них, французские и итальянские фильмы (находившиеся во время войны под запретом) упрочили отставание венгерского кино. Падения национального производства удалось избежать в значительной степени благодаря государственной поддержке.
С приходом к власти диктатора Хорти начался закат кино. Резко упало производство фильмов. В 1922 году было сделано всего 4 фильма, а в дальнейшем, с 1925 по 1929 годы, на экраны выпускалось в среднем по 3 фильма в год. В кино вводилась тотальная цензура .
В 1925 году был создан Венгерский фонд кино индустрии, был принят закон, заставляющий дистрибьюторов финансировать венгерское кино. Кинотеатры были обязаны проводить показ кинохроник, снятых «Управлением венгерского кино». В 1929 году правительство Иштвана Бетлена ввело налог на импортные фильмы, в то же время была значительно снижена плата для венгерских кинокомпаний . В ответ на квоты американские кинокомпании перестали продавать фильмы в Венгрию, и через полгода они были отменены .
Постепенно стали появляться новые производители фильмов. Первый венгерский полнометражный звуковой фильм был снят в 1931 году и назывался «Синий идол» ( венг. Kék Bálvány ) . Спустя два месяца после первого показа «Идола» состоялась премьера фильма « », ставшего одним из самых успешных фильмов Венгрии.
С 1935 года в Венгрии появляются ультраправые группы, критикующие «зараженный еврейством» кинематограф, обвиняя его в непристойности и безнравственности. Многие протесты привели к срыву кинопремьер некоторых картин. Правительство Венгрии, имевшее тесные связи с нацистской Германией, начинает оказывать давление на еврейских актёров. Вводятся антисемитские законы, положившие начало массовым увольнениям режиссёров, актёров, операторов еврейской национальности.
После войны в 1948 году кинопроизводство Венгрии национализируется. Основана «Школа Театра и Кино», открывшая миру множество имён в шестидесятых. В 50-х, во время относительной свободы, появляются новые значимые режиссёры: Золтан Фабри (« Господин учитель Ганнибал », «Карусель»), («Лилиомфи»), Феликс Мариашши («Весна в Будапеште») .
В 60-х годах появилась целая плеяда кинематографистов, которых интересовала как история страны, так и её влияние на современность. Создатели «венгерского чуда» получили множество наград на фестивалях. Главными из них считаются новаторы киноязыка Миклош Янчо , Иштван Сабо и мастер публицистичного стиля Андраш Ковач .
Во многом политика реформ Яноша Кадара послужила реорганизации венгерской кинематографии. На центральной киностудии « » возникают независимые творческие объединения, позже получившие названия «Будапешт», «Гунния», «Диалог» и «Объектив». Молодое поколение создаёт знаменитую экспериментальную студию « Бела Балаж ». Тонким реализмом выделяются работы Золтана Фабри и Кароя Макка , новизной — Иштвана Гааля . Однако, на фоне мирового киноискусства их фильмы не особенно заметны. Шедевр « новой волны » — « Без надежды » (1965) Миклоша Янчо набирает в стране около миллиона зрителей. Своего пика авторское кино достигает к 1968 году , когда количественно превосходит развлекательную продукцию. Дебютируют молодые режиссёры Марта Месарош , Ференц Коша , Шандор Шара .
Иштван Сабо завоёвывает известность картинами: « » (1965), « » (1966) и « » (1970), где рассказывает о своём ровеснике — шестидесятнике Янчи Олахе, которого во всех фильмах сыграл Андраш Балинт .
В 70-е публика постепенно утрачивает интерес к венгерским авторским фильмам, которые хотя и не теряют документализма и способности к социальной критике, но в течение последующих 20 лет становятся в своей массе более туманными и претенциозными .
C конца 80-х годов государственные кинопредприятия, в том числе киностудии, стали переходить в частные руки. Художники хотели отмены цензуры, но при этом сохранения прежней финансовой опеки государства. Политика приватизации привела к значительному роспуску творческих коллективов и закрытию кинофабрик. Появился демократичный «Совет Венгерского национального кинофонда». Из-за дробления финансов стали выходить малобюджетные картины, количество фильмов возросло (свыше 30 в год) и последние двадцать лет венгерской кинематографии отличаются множеством дебютов.
Помимо государственного, выросло коммерческое кино. Одним из ярких режиссёров «рыночного» кино стал , который обратился к жанровому кино (« », Presszo 1998). Большой успех одержала комедия Габора Херенди « » (Valami Amerika, 2002). Третьим серьёзным открытием стала Кристина Года с фильмами « » (Csak szex es mas semmi, 2005), « » (Szabadsag, szerelem, 2006) и « » (Kameleon, 2008). Международного уровня достиг фильм « Контроль » Нимрода Антала (Kontroll, 2003). После прихода к власти националистического правительства в 2012 году Совет кинофонда закрыт, на его месте основан государственный «Национальный кинофонд» .
В 2020 году завершились съёмки фильма режиссёра Петера Бергенди « Посмертно », получившего 23 награды на национальных и международных фестивалях и выдвинутого Венгрией на соискание американской кинопремии Оскар в 2022 году. Действие его разворачивается в 1918 году на территории Австро-Венгрии. Жители венгерской деревни не успевали хоронить тела умерших от испанского гриппа и в ходе военных действий Первой мировой войны . Призраки пытаются вступить в контакт с людьми, которые их потревожили своими попытками вступления в контакт. Кинокритики отмечали отсутствие в стране традиции национального фильма ужасов, что привлекло к «Посмертно» внимание искусствоведов и широкой аудитории .