Interested Article - Пермьтелефильм
- 2021-09-13
- 1
«Пермьтелефи́льм» — главная редакция Пермской студии телевидения в 1962—1992 гг., творческое объединение Пермской государственной телекинорадиокомпании в 1992—1994 гг., творческо-производственное объединение в составе Творческо-производственного объединения « Союзтелефильм » в 1994—1997 гг .
История
Создана как Главная редакция кинопроизводства в 1962 году, когда было принято решение о создании в стране региональных студий телевизионного фильмопроизводства . Тридцать с лишним лет «Пермьтелефильм» выпускал документальные, художественные, музыкальные и мультипликационные фильмы, отразившие своеобразие и богатство искусства и культуры Прикамья, самые разные направления художественного творчества наших земляков. В середине 1980-х годов была переименована в Главные редакции подготовки программ на пленке . В 1992 году ликвидирована, на её базе создано Творческое объединение «Пермьтелефильм», в 1994 году - Творческо-производственное объединение «Пермьтелефильм» Творческо-производственного объединения «Союзтелефильм». Ликвидировано 11 марта 1997 года .
Фильмы
Свыше 70 пермских киноработ отмечены дипломами, призами и другими наградами зональных, республиканских, всесоюзных и международных конкурсов. На Пермской студии телевизионного кино был снят знаменитый, ставший гордостью пермяков, фильм « Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова — второклассника и второгодника » (1966 г., режиссёр Константин Березовский ). .
Мультипликационные фильмы
Зарождение анимации в Перми
Так получилось, что зарождение мультипликации в Перми пришлось на период отечественного анимационного бума. В 60-е годы художники стремятся преодолевать шаблонное мышление, навязанные идеологические трафареты. В этот период, период оттепели, анимация начинает острее чувствовать свою актуальность, происходит переосмысление понятия «мультипликации» как продукции исключительно для детей. Лучшие фильмы этого времени — это настоящие эстетические прорывы, впервые социальный накал, размышления о настоящем и будущем, о законах нравственности — были облачены в форму философического, исповедального высказывания. К примеру, поэтические притчи Хржановского «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968) хотя и были положены до поры на полку, но в анимационной среде были восприняты как революционное откровение.
Ещё одной тенденцией советской мультипликации 1960-х является возрождение кукольной анимации. Возможно, это одна из главных причин преобладания в мультипликации «Пермьтелефильма» объёмного кино. А возможно, предпочтение отдавалась кукольным мультфильмам, потому как режиссёр-постановщик главной редакции кинопроизводства при Пермском телевидении Л. М. Кощеников долгие годы был одновременно и режиссёром театра кукол.
Особенности пермской мультипликации
Эстетика пермских мультфильмов весьма разнообразна: от упомянутых выше кукол (театральных « » 1970, объёмных « » 1972, плоских « », 1982) или рисованных с перекладками (" , 1988) до комбинированных с живыми актёрами (« Босоножка и её друзья », 1975).
При этом отличительная особенность всех анимационных фильмов пермской студии, не зависимо от техники их выполнения — это музыкальность. Вся музыка, используемая в них — оригинальна (большую часть её писал ленинградский композитор Рогачев), нередко в мелодику вплетены исконные фольклорные темы. Именно музыка в состоянии придать ощущение ирреальности вполне бытовым историям, либо, напротив, внести нотку обыденности в самые сказочные, как казалось, сюжеты.
Следующая особенность пермской мультипликации — это её огромное внимание к фольклору вообще, и в частности к коми-пермяцкому эпосу. К этому направлению можно отнести и мультфильмы « » (1984), « » (1982), « » (1985) и двухчастевой мультфильм « » (« », 1988 и « », 1988). «Фольклор — дело серьёзное, считает . — В нём нашли отражение важнейшие проблемы становления народного сознания. В эпических сказаниях, впрочем, как и в песнях, сказках, легендах, можно проследить судьбу целого народа. Кудым-Ош — богатырь языческих времен, в этом образе можно увидеть отголоски тотемизма, ведь Кудым — значит, „медведь“, самый могучий, „главный“ зверь уральской тайги. <…> Пера-богатырь пришёл к нам из эпохи раннего христианства и заставляет вспомнить о его системе образов».
При создании анимационных фильмов обращённых к уральским мотивам проявляется немалое внимание к деталям — все изображения используемые в таких мультфильмах очень близки народной живописи коми-пермяков, над их созданием работал талантливый коми-пермяцкого художник В. Оньков. В музыке, звучащей в фильме, в фонограмму вплетены народные коми-пермяцкие мотивы. А речь персонажей — насыщенна диалектизмами. Следующий момент, который заслуживает отдельного внимания при анализе пермской анимации — это мультфильмы для взрослых.
Первый же фильм, «Как Ваня жену выбирал» стал в 1979 году призёром Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Баку. Второй — «Всем чертям назло» (1981), неоднократно показывался по центральному телевидению. Герои этих мультфильмов — персонажи из русских народных сказок, перенесённые в современность. Как отмечал сам режиссёр Л. Кощеников (о фильме «Всем чертям назло»): «В новом фильме сказочные персонажи и эпизоды перенесены в современность. Будет семь песен — озорных, а иногда, на наш взгляд, ядовитых. Зло (а его в нашем фильме представляют два вполне современных чёрта и их тетка Баба Яга) нередко обладает одним свойством. Оно активно. В то время как добро, опять-таки нередко, медлительно, пассивно. Вот об этом феномене наш фильм» .
Редакционно-производственный состав мультцеха
Выпущенные мультфильмы
- 1965 — «Семь Я»
- 1966 — «Как Лежебока Неохоткин работягой стал»
- 1971 — «Волшебная калоша»
- 1969 — « »
- 1970 — « Сказка про доброго слона »
- 1971 — « »
- 1972 — « »
- 1972 — « »
- 1973 — « »
- 1974 — « »
- 1974 — « »
- 1975 — « »
- 1975 — « Босоножка и её друзья »
- 1976 — « Будь моим слоном »
- 1977 — « »
- 1978 — « »
- 1979 — « »
- 1980 — « Петькины трюки »
- 1981 — « »
- 1982 — « »
- 1983 — « Капризка »
- 1984 — « »
- 1985 — « »
- 1986 — « »
- 1987 — « »
- 1988 — « »
- 1988 — « »
- 1989 — « Про Ксюшу и Компьюшу »
- 1989 — «Мимикрия»
- 1990 — « В старом сундуке »
- 1990 — « »
- 1992 — « »
- 1993 — «Домовой и каша»
- 1993 — «Когда родителей нет дома»
- 1994 — «Домовой и книга»
- 1994 — «Смолянка, восковинка и жевательная резинка»
- 1994 — «Шарик»
- 1995 — «Загадки, шутки и всяческие прибаутки»
- 1996 — «Говорящий картофель»
- 1997 — «Отражение»
Литература
- Юлия Баяндина. . — Маматов, 2012. — P. 128. — ISBN 978-5-91076-074-9 .
- * Паластрова Нина Александровна . Телемираж: заметки на ракордах. (Субъективные заметки монтажера кино о своей профессии и коллегах редакции кинопроизводства Пермского комитета по телевидению и радиовещанию в период с 1959-го по 1990-е гг.) — Москва, Эдитус, 2019. - 297 с., с ил. — ISBN 978-5-00149-068-5
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 26 июля 2019. 26 июля 2019 года.
- . Дата обращения: 21 ноября 2015. 22 ноября 2015 года.
- Уверова Л. Знакомьтесь: Кудым-Ош // Звезда. 1988. 2 сент
- Бердичевская А. Комедия — это серьёзно // Вечерняя Пермь. 1981. 18 апр.
Ссылки
- 2021-09-13
- 1