Interested Article - Востоккино

Всесою́зный госуда́рственный кинотре́ст «Восто́чное кино́» («Востоккино») — советская компания, созданная для поддержания киноотрасли в национальных республиках и областях РСФСР , а также в регионах Кавказа и Средней Азии .

Работала в период с 1928 по 1933 год , далее и до 1935 года — как трест «Востокфильм».

История

О необходимости создания единой структуры фильмопроизводства, проката и кинофикации в национальных регионах СССР говорилось ещё в 1926 году :

…отдельные республиканские предприятия всегда рискуют впасть в некоторый провинциализм и удариться в исключительное обслуживание узких местных интересов, тогда как перед восточным кино СССР лежит задача просвещения всего необъятного Востока, как внутрисоюзного, так и зарубежного. А. В. Луначарский , из письма Председателю Совнаркома Узбекистана, апрель 1926

Устав Акционерного общества «Востоккино» был утверждён экономическим совещанием при СНК РСФСР (ЭКОСО РСФСР) в марте 1926 года (по другим сведениям — в ноябре 1927 года ). Первое организационное собрание учредителей состоялось 24 ноября 1927 года , а 26 марта 1928 года решением собрания акционеров было образовано Акционерное общество «Востоккино» . Учредителями кинокомпании стали государственные органы 14 автономных республик и областей РСФСР, а также ряд центральных организаций ( Наркомпрос , « Совкино », « Центриздат » и другие) . В задачи «Востоккино» входила помощь национальным республикам и областям в развитии киносети и проката, а также производство художественных картин и культурфильмов на материале истории и современности малых народов РСФСР .

С первых шагов киностудия под руководством Б. А. Котиева развернула активную деятельность по производству «национальных» картин: В. И. Инкижинов снял фильм « Комета » по мотивам пьесы татарского драматурга А. Т. Рахманкулова, Д. Н. Бассалыго осуществил постановку фильма «Биюк-Гюнеш» о советском строительстве в Крыму , а А. И. Бек-Назаров снял два фильма о гольдах (нанайцах), живших традиционными стойбищам по реке Амур и её притокам (документальный — «Страна гольдов» и художественный — « Игденбу ») . К работе в «Востоккино» привлекались лучшие мастера экрана того времени В. Р. Гардин , Е. А. Иванов-Барков , А. Е. Разумный , В. А. Ерофеев , Ю. Я. Райзман , М. С. Донской , а также писатели и сценаристы В. Б. Шкловский , И. Э. Бабель , В. В. Иванов , К. Г. Паустовский и другие .

Осуществлялись как самостоятельные, так и совместные постановки картин с другими кинофабриками. Ввиду отсутствия собственной кинобазы, создание первых картин проходило на натурных съёмках, съёмки в павильоне осуществлялись на основании договоренностей «Востоккино» с фабрикой « Белгоскино » в Ленинграде . В 1930 году в состав «Востоккино» вошла Ялтинская кинофабрика , в 1931 году — « Чувашкино » , была создана Московская кинофабрика . В 1929—1930 годах «Востоккино» открыло свои отделения в Казахской, Крымской, Татарской и Дагестанской АССР . В 1930 году при «Востоккино» были организованы сценарные курсы . По аддитивному двухцветному методу «Спектроколор» в 1931 году был снят первый советский цветной документальный фильм «Праздник труда» (режиссёр — Н. Д. Анощенко ), премьера которого состоялась на открытии кинотеатра «Востоккино» в Москве .

При этом АО «Востоккино» испытывало постоянное давление сперва от руководства «Совкино», а к 1930 году и от ВСНХ СССР в связи с планами создать монополию — Всесоюзное кинообъединение «Союзкино». По проекту, предусматривавшего полное упразднение национальных киноорганизаций Председатель совета «Востоккино» Т. Р. Рыскулов обращался с критикой к Председателю ВСНХ СССР В. В. Куйбышеву , а также И. В. Сталину :

…специальных фабрик для обслуживания национальных республик и областей РСФСР не будет. Наркомпросы этих республик, безусловно, будут устранены от всякого участия в киноделе. Считать обеспеченными интересы национальных республик участием их лишь в совете при всесоюзном кинообъединении, совершенно не приходится. Т. Р. Рыскулов , из письма Председателю ВСНХ СССР В. В. Куйбышеву март 1930

В результате в апреле 1930 года «Востоккино» вошло в Государственное всесоюзное кинофотообъединение «Союзкино» на правах треста РСФСР, уже без охвата Закавказья и Средней Азии .

В связи с реорганизацией кинопроизводства и ликвидацией кинофотообъединения «Союзкино» в 1933 году был создан Государственный трест по производству национальных художественных кинокартин «Востокфильм» при Совнаркоме РСФСР , вне подчинения Главному управлению кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР . Управляющим трестом был назначен В. А. Атарбеков .

В июне 1935 года Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) в результате проверки треста «Востокфильм» выявила злоупотребления и растраты при постановке кинофильмов, а также срыв выполнения производственных планов. Управляющий трестом Атарбеков был снят с работы и исключён из рядов ВКП(б), дело было передано в прокуратуру . В августе 1935 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение ликвидировать трест «Востокфильм», а на его основе образовать восточный сектор ГУКФ при СНК СССР . Однако восточный сектор в ГУКФ так и не был создан .

Все производственные активы «Востокфильма» вместе со сценарным портфелем были инвентаризированы и переданы на балансы других киностудий .

Избранная фильмография

Критика

За время существования «Востоккино» — «Востокфильм» было произведено свыше двадцати пяти полнометражных фильмов, как самостоятельно, так и совместно с другими киноорганизациями . По оценке советского киноведа Н. А. Лебедева , «в идейном и эстетическом отношении картины Востоккино, за исключением „ Турксиба “ и фильма „ Земля жаждет “, были невысокого качества» . Фильмы «отражали жизнь, историю и быт народов, которым были посвящены, знакомили социалистические нации друг с другом, способствовали утверждению идей международной солидарности и дружбы между народами» .

Комментарии

  1. С 1928 по 1930 год — как Акционерное общество «Востоккино».
  2. Остававшиеся независимыми «Востокфильм» и студия « Межрабпом-фильм » стали помехой планам Б. З. Шумяцкого , возглавившего ГУКФ при СНК СССР, по строительству новой производственной базы на юге страны и созданию единого централизованного управления отраслью.

Примечания

  1. , с. 461—462.
  2. Луначарский А. В. . lunacharsky.newgod.su . Наследие А. В. Луначарского. Дата обращения: 23 ноября 2020. 2 августа 2019 года.
  3. / сост. и ред. Г. М. Болтянский. — М. : Кинопечать, 1929. — С. 60, 83. — 491 с.
  4. Лемберг Э. Кинопромышленность СССР. Экономика советской кинематографии. — М. : Теакинопечать, 1930. — С. 268. — 285 с.
  5. / сост. и ред. Г. М. Болтянский. — М. : Кинопечать, 1929. — С. 64. — 491 с.
  6. / сост. и ред. Г. М. Болтянский. — М. : Кинопечать, 1929. — С. 66. — 491 с.
  7. . www.rudata.ru . Энциклопедия кино. Дата обращения: 22 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  8. . — М. : Московский совет р. к. и к. д., 1930. — С. 422 (Отд. VI). — 1425 с.
  9. Лебедев Н. А. . — М. : Искусство, 1965. — 583 с. 6 июня 2020 года.
  10. / под ред. Б. С. Ольхового. — М. : Теа-кино-печать, 1929. — С. 93—96. — 465 с.
  11. Головнев И. А. // Томский журнал ЛИНГ и АНТР : журнал. — 2020. — № 1 (27) . — С. 114—125 .
  12. Янгиров Р. М. // Киноведческие записки : журнал. — 2003. — № 62 . — ISSN . 15 сентября 2019 года.
  13. // Кино-справочник / сост. и ред. Г. М. Болтянский. — М. : Кинопечать, 1929. — С. 96—99. — 491 с.
  14. . www.rudata.ru . Энциклопедия кино. Дата обращения: 24 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  15. // Рабис : журнал. — 1929. — 30 апреля ( № 18 ). — С. 13 . 18 июня 2020 года.
  16. Потатурина М. В. . gasi.culture21.ru . БУ «Государственный архив современной истории Чувашской Республики». (25 августа 2011). Дата обращения: 22 ноября 2020. 18 июня 2020 года.
  17. . goskatalog.ru . Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  18. / сост. А. Л. Евстигнеева. — М. : РОССПЭН, 2016. — С. 398—401. — 605 с. — ISBN 978-5-8243-2024-4 . 5 ноября 2020 года.
  19. . islamperspectives.org . Дата обращения: 22 ноября 2020. 18 июня 2020 года.
  20. Алексеева Е. // Киноведческие записки. — 2013. — № 102 . — С. 379—412 .
  21. . www.rudata.ru . Энциклопедия кино. Дата обращения: 22 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  22. // Литературная газета : газета. — 1930. — 9 сентября ( № 40 (77) ). — С. 4 .
  23. Майоров Н. . cinemafirst.ru . Первые в кино (7 января 2017). Дата обращения: 23 ноября 2020. 8 сентября 2020 года.
  24. Дерябин А. // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 56 . — ISSN . 10 ноября 2012 года.
  25. Майоров Н. Первые в кино. Неизданная книга, cinemafirst.ru (8 апреля 2020).
  26. , с. 1930—1933.
  27. , с. 1933—1934.
  28. / сост. А. Л. Евстигнеева. — М. : РОССПЭН, 2016. — С. 456—457. — 605 с. — ISBN 978-5-8243-2024-4 . 5 ноября 2020 года.
  29. . istmat.info . Проект «Исторические Материалы». Дата обращения: 22 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  30. Майоров Н. . Первые в кино (9 ноября 2016). Дата обращения: 23 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  31. . www.rudata.ru . Энциклопедия кино. Дата обращения: 22 ноября 2020. 1 ноября 2020 года.
  32. // Советское искусство : газета. — 1935. — 23 июня ( № 29 (255) ). — С. 4 . 25 сентября 2020 года.
  33. . www.rudata.ru . Энциклопедия кино. Дата обращения: 23 ноября 2020. 29 августа 2021 года.
  34. / сост. К. М. Андерсон и др. — М. : РОССПЭН, 2005. — С. 311. — 1117 с. — ISBN 5-8243-0532-3 .
  35. , с. 461—463.
  36. Милосердова Н. . Чапаев . Дата обращения: 22 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  37. Буханцова Н. В. . www.vestarchive.ru . Вестник архивиста (3 февраля 2017). Дата обращения: 27 ноября 2020. 30 ноября 2020 года.
  38. Белгородский Государственный Литературный музей (14 ноября 2019). Дата обращения: 27 ноября 2020. 25 октября 2020 года.
  39. от 23 апреля 2022 на Wayback Machine / net-film
  40. Джулай Л. Н. . — М. : Материк, 2005. — С. 69. — 240 с. — 500 экз. ISBN 5-85646-152-5 . 5 декабря 2021 года.
  41. Забелин Сергей. // Читинское обозрение : газета. — 2019. — 18 сентября ( № 38 (1574) ). 20 октября 2020 года.

Литература

  • / сост. В. И. Фомин, И. Н. Гращенкова, М. Р. Косинова, О. П. Зиборова. — М. : ВГИК, 2012. — 2759 с.
  • История российской кинематографии (1896—1940 гг.) / И. Н. Гращенкова, В. И. Фомин. — М. : Канон+, 2016. — 767 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-88373-049-7 .
  • Дробнис Я. // Советский экран : журнал. — 1927. — 27 декабря ( № 52 ). — С. 3—4 .

Ссылки

  • Белгородский Государственный Литературный музей (16 февраля 2018). Дата обращения: 22 ноября 2020. Архивировано из 29 ноября 2020 года.
Источник —

Same as Востоккино