Interested Article - Архитектура Венгрии
- 2020-09-18
- 1
Архитектура Венгрии — совокупность сооружений Венгрии и стилей, являющихся характеризующими чертами .
На протяжении своей истории Венгрия не раз, и довольно существенно, меняла границы своей территории. Во времена наибольшего расширения в XII—XV веках она включала территории современных Словакии , Закарпатской Украины, Трансильвании и Хорватии с выходом к Адриатике . Учитывая это, некоторые достопримечательности венгерской архитектуры могут рассматриваться в контексте развития архитектуры других стран.
Начало формирования венгерской архитектуры
Стилевые направления архитектуры Венгрии формируются с приходом древнемадьярских кочевых племен в 895 году на территорию бывшей римской провинции Паннонии в междуречье Дуная и Тисы , где они основывают своё государство .
Поскольку мадьяры были кочевниками, то у них не было градостроительных и архитектурных традиций. Их жилищем, служил легковозводимый шатёр из войлока наподобие юрты (упоминаемый в исторических источниках аж до XIV в., последнее упоминание датируется 1399 г.) . Впрочем, были известны древним мадьярам (часть которых были полукочевниками, занимавшихся скотоводством) в то время и более основательные жилые сооружения, в частности, упоминаемые в сказаниях. Они представляли собой примитивные деревянные или дерновые хижины без окон и с низкими дверями и с очагом посередине. Крыша таких хижин, вероятно, конструктивно представляла собой две наложенные на параллельные стены балки, покрывавшиеся сухими ветками, соломой и тростником . Бытовал и другой тип наземного жилья — прямоугольные хижины с открытым пристенным очагом и без дымохода, строившиеся в степях Альфёльда и юга Венгрии из самана или из обмазанного глиной плетня, а на севере — из брёвен. Многие из подобных жилищ обладали открытым навесом над входом, представлявшим собой опиравшийся на два столба продолженный скат крыши . Также жильём служили известные в Паннонии ещё со времён неолита землянки .
Однако на территории Паннонии к моменту т.н. «Завоевания Родины» уже проживали славяне , авары и германцы . Сама область входила к тому моменту в состав Великой Моравии — славянскому раннефеодальному государству. У всех вышеперечисленных народов осевшими мадьярами были заимствованы приёмы строительства и архитектурно-градостроительная культура, в свою очередь, основанная на древнеримском наследии . Как и в случае с другими «варварами», перенимавшими римскую архитектурно-градостроительную традицию, новые архитектурные сооружения и даже поселения основывались на месте римских. Однако, даже в случаях, когда венгерские города основывались непосредственно на развалинах римских ( Шопрон (Скарбантия), Дебрецен ), либо же вблизи них (так, Буда была основана вблизи древнеримского городища Аквинк ), то они не воспроизводили характерной для Рима чёткой регулярной планировки .
Романская архитектура (XI — середина XIII вв.)
Осев, венгры в качестве оборонительных сооружений сперва стали пользоваться земляными крепостями своих предшественников, состоявших из вала и рва; примером подобного сооружения может послужить крепость в посёлке Тихань . Однако впоследствии на территории Венгрии начинают появляться замки , сначала деревянные, а с XII-XIII вв. — и каменные. Замковые сооружения Венгрии того времени были двух видов: жилые башни, и собственно замки с донжонами . Донжон второго типа представлял собой обособленную каменную башню высотой 25-27 м и шириной 10 м в поперечнике; он был последним прибежищем защитников замка при его захвате. Вход в донжон располагался на втором этаже со стороны, противоположной возможному нападению неприятеля. Жилые башни были прямоугольными, многоугольными или круглыми в плане, обладая толстыми стенами и не менее четырёх этажей, разделённых деревянными перекрытиями. Самой древней сохранившейся жилой башней является королевский дворец в Эстергоме , возводившийся с 1180 г. Дворец обладал тронным залом, «залом Стефана», и капеллой. Более поздним примером сооружения подобного типа является башня XIII в. в Шарошпатаке . Из донжонных венгерских замков можно отметить , сооружённый Белой IV после 1241 года .
Основные города средневековой Венгрии — Вышеград , Шарошпатак , Буда — уже в Раннее Средневековье имели замки, центральные площади нерегулярного плана с собором и кладбищем, были окружены внешними оборонительными стенами. Первыми королевскими столицами были Эстергом , Секешфехервар , а с середины XIII века — Буда. Города располагались преимущественно по берегам судоходных рек. Городская планировка была нерегулярной, и, как правило, город развивался за счёт поглощения других поселений (например, Сегед уже в XV в. объединил три независимых поселения — собственно Сегед с королевским замком (возникнув раньше, чем поселение, в XIII столетии был обнесён каменными стенами и рвом), Верхний Сегед и Нижний Сегед ); однако развитие города осуществлялось таким образом, чтобы замок всегда оставался на его краю, а если город обносился стенами, то замок включался и в их цепь. Замки и крепости располагались близ переправ, в горных областях замки строились на горных вершинах, а на равнинах вокруг замка устраивался наполненный водой ров . Главная городская площадь была рыночной, её расположение зависело от протекавших торговых путей: как и перед воротами замка, так и в отдалении от них. В том же Сегеде, в отличие от других венгерских городов, соборная площадь образовалась у развилки улиц, в то время, как в остальных собор строили на рыночной площади . Типичными примерами площадей средневековых венгерских городов являются площади в Пече и Папе .
Городская застройка в венгерских средневековых городах не была плотной, ввиду чего дома располагались длинной стороной к улице и примыкали друг к другу. В высоту они были одно- и двухэтажными . К концу XII века в архитектуре больших городов распространится французские веяния, характерные как и для светской, так и для церковной архитектуры . Сельские жилища того времени, согласно данным археологических раскопок, всё ещё были примитивными. Примером тому могут послужить находки землянок XII века из Альфёльда, отдалённо напоминающие неолитические паннонские землянки. Они были однокамерными, и обладали столовой конструкцией крыши — «на сохах» — она покоилась на трёх центральных столбах с развилками на верхних концах, поддерживавшими брус конька крыши . Были известны в средневековых венгерских сёлах и наземные жилища. Так, один путешественник, побывавший на венгерских землях в начале XII века, писал, что большинство попадавшихся ему домов «имели тростниковые стены» . Кроме того, по данным археологии известны и наземные хижины, датируемые XII-XIV вв., открытые в том же Альфёльде. Они представляли однокамерное сооружение с пристенным открытым очагом . Хозяйственные постройки распологались отдельно, во дворе .
Около 1000 года при князе Иштване I из рода Арпадов Венгрия принимает христианство, а сам Иштван становится первым венгерским королём. Туда приглашаются монахи бенедиктинского ордена , на которых была возложена задача взять в руки духовно-образовательные дела, но и сферу архитектуры. Именно бенедиктинские строительные артели ввели в Венгрии развитый тип католического храма — трёхнефную базилику с западным фасадом, фланкированную двумя башнями . Кроме того, Венгрия как преемница Моравской державы стала наследницей её архитектурных традиций, в частности в строительстве центрических храмов — ротонд и тетраконхов .
Для романской эпохи характерна работа архитектурных артелей из Ломбардии (область на севере Италии), которые построили две самые значительные базилики времен Иштвана I — в Секешфехерваре и Пече , с деревянными перекрытиями. Секешфехерварский собор (не сохранившийся до наших дней; на его месте располагается т. н. «Сад руин») использовался как место коронации и в качестве усыпальницы венгерских королей, поэтому имел пышный декор и мозаики на золотом фоне в интерьере по византийским образцам. Печский кафедральный собор , завершенный после 1064 года и значительно перестроенный в XIX веке, имел восточный (трёхапсидный) и западный фасады, франкованные парами высоких башен .
Собор в Калоче конца XII века имеет французский бенедиктинский план: это трехнефная базилика с трансептом , полукруглым хором, деамбулаторием , венцом капелл и очень развитым перспективным порталом на главном фасаде.
С начала XIII века ведущую роль в архитектуре начинает играть цистерцианцы , а ломбардийское влияние вытесняется французским. Примером этого является романская церковь цистерцианского монастыря в Белапатфальве 1232 года — трехнефная базилика с трансептом и прямоугольным пресвитерием , без башен, с перспективным порталом и окном-розой над ним (цистерцианцы в своих храмах избегали башен).
Наиболее выдающийся, сохранившийся до сих пор памятник венгерской романики — церковь бенедиктинского аббатства в близ Сомбатхея , сооружённая к 1220 году и являющаяся выразительным памятником позднероманского, переходного к готике стиля . Конструктивно она представляет собой трёхнефную базилику без трансепта , завершённую с востока тремя полукруглыми апсидами, с двумя башнями с палаточными крышами на западном фасаде, между которыми очень развит перспективный портал с вимпергом . Фасады украшены аркатурными фризами, что является влиянием ломбардской архитектуры.
С 1220-х годов большое влияние в Венгрии приобрёл орден премонстрантов , чья строительная традиция была близка к бенедиктинской . Им принадлежали церковь монастыря в Оча первой половины XIII века и церковь 1221-56 гг. в Жамбеке, сохранившаяся в руинах. Она принадлежит к традиционному в Венгрии типу двубашенных базилик, однако имеет романо-готические черты ( контрфорсы на фасадах, стрельчатые форма арок, нервюрный свод).
Отдельная архитектурно-художественная школа, основанная на французской традиции, сформировалась в XII веке в городе Эстергом , который развивался с X века как княжеская, а с XI-го — как королевская резиденция. Примером является портал Эстергомского собора и королевская капелла, сочетающая стрельчастость арок, готические нервюры, окно-розу, романскую скульптуру и мозаику.
В сакральной архитектуре применялись и другие виды храмов — ротонды, тетраконхи (кладбищенская капелла в Папоци XIII в.), храмы общего типа с нефом, алтарем и башней по оси западного фасада (церковь первой половины XIII в. в Эгреге). Последний тип стал каноническим для сельских храмов. Вместе ротонды и тетраконхи повлияли на появление аналогичных храмов в Польше и Чехии.
Под влиянием южногерманских образцов в Венгрии строились так называемые двойные капеллы — как в королевском замке в Эгере конца XII века, где две капеллы с алтарями расположены друг над другом и соединены хорами, а также большим отверстием в центре: нижняя капелла предназначалась для прислуги, верхняя — для короля или князя.
В целом домонгольский этап был временем завершения формирования и наивысшего расцвета венгерской архитектуры (особенно церковной), ввиду наибольшего на тот момент обогащения и усиления церкви и феодалов .
Готическая архитектура (середина XIII — середина XV вв.)
Вторжение монголов в Венгрию в 1241 году становится своеобразной условной границей между романским и готическим стилем в венгерской культуре, включая искусство и, в частности, архитектуру. В это время венгерские короли поддерживали тесные династические связи с французским королевским домом, что способствовало французскому влиянию в архитектуре. В течение 1244 — 47 гг. в Венгрии работал знаменитый французский архитектор готической эпохи Вилар д`Оннекур, после которого здесь остались архитектурные проекты и ученики.
От этой эпохи сохранилось мало значительных храмов, что связано с поздними турецкими разрушениями XVI — XVII веков : собор Богородицы в Буде XIV-XV веков, башня церкви Марии Магдалины в Буде ( 1274 ), францисканская церковь в Шопроне с залом капитула середины XIV века (трехнефный зальный храм с удлиненным граненым пресвитерием ). Зато сохранилось немало сельских готических храмов, являющихся двух- или (реже) трёхчастными сооружениями, с перекрытым сводом алтарём, в свою очередь, являющимся многоугольным в плане. В их числе церковь в Матраверебее ( 1400 ; трехнефная базилика с башней) и однонефная церковь XV века в с крестовыми сводами, перекрывающими неф и алтарь. Центрические культовые сооружения (как, например, кладбищенская капелла св. Якова середины XIII в. близ церкви св. Михаила в Шопроне) в эту эпоху сооружались реже .
Более мелкими памятниками готической архитектуры являются поклонные кресты — небольшие сооружения со статуей того или иного святого, сооружённые на высоких основаниях. Примерами могут послужить расположенные близ Шопрона крест Покоя и крест Булочника, оба из них датируются XIII веком .
В эпоху готики замки получили регулярную форму, приблизившись к типу конвента . Например, замок Диошдьёр XV века, расположенный в Мишкольце — с конвентом, четырьмя угловыми башнями (не выходящий за общий периметр стен), окруженный внешней полосой стен и башен. На втором этаже замка располагались рыцарский зал, капелла и помещения для гостей . Замок в городе Тата начала XV века также принадлежал к типу конвента — в его архитектурных формах видится сильное итальянское влияние, к этому времени он превратился в королевский охотничий дворец . С середины XIV века началась перестройка королевского замка-дворца в Вышеграде .
Также в данный период предпринимались попытки вынести донжон за пределы замка . Опасность вторжения внешних вражеских сил, а также восстаний и междоусобных войн побуждала феодалов объединять строительство замков и дворцов в единое целое .
Во времена правления короля Сигизмунда Люксембурга лучше всего развивается столица — город Буда . Здесь на горе над Дунаем, начиная с 1412 построен новый королевский дворец (хотя изначальная задумка так и не была полностью воплощена) , окруженный крепостными стенами (сохранились Южный бастион, Большой барбакан и башня с Большими воротами); такими же стенами окружили центра города. Стилистика этой архитектуры была под сильным влиянием чешской поздней готики (поскольку Сигизмунд был уроженцем Праги ). Силуэт тогдашней Буды формировали три высотных доминанты: башни собора ( 1470 ), доминиканской церкви ( 1496 ) и церкви Магдалины ( 1274 ).
Градостроительство в эту эпоху продолжает тенденции предыдущей. Характерным образцом городской архитектуры являются дома конца XV века из Будайской крепости (Будапешт) и из Шопрона . Городские дома того времени также примыкали друг к другу, второй этаж надвисал над первым благодаря аркатуре на консолях. На первом этаже располагались лестница на второй этаж, мастерские и лавки, на втором — жилые комнаты. Самой парадной из них была столовая с деревянным потолком, нередко расписным. На первом этаже также располагались сводчатый вестибюль или проезд, пересекавший все здание. По продольным стенам первого этажа располагались ниши для сидения — уникальная и характерная деталь венгерской средневековой городской архитектуры — на которых сидели посетители или слуги, ждавшие своих хозяев. Первый этаж городских домов обычно были сводчатыми, а вторые — нередко с деревянными перекрытиями. Изнутри стены штукатурились и иногда расписывались геометрическим орнаментом .
Благодаря тесным связям с Италией, в венгерской готике довольно рано появились черты
Ренессанса
. Однако с конца XIV века Венгрия вступает в длительную борьбу с турецкой экспансией (закончившаяся поражением Венгрии), помешавшей развитию страны в целом и архитектуры в частности
.
Ренессанс (середина XV — начало XVI вв.)
Ренессанс в Венгрии был связан прежде всего с королевским двором Матьяша Корвина . Приглашенные из Италии мастера выполняли небольшие постройки — гробницы и табернакли в храмах.
Всего же в архитектуре Венгрии этого времени, особенно в церковной, продолжали доминировать готические формы, однако нервюрный свод нередко превращается в декорации, навешенные на цилиндрический свод (церковь Иштвана Батори в Нирбаторе ( 1488 ).
В 1470 году по приказу Матьяша Корвина был перестроен королевский дворец в Буде, создав не сохранившийся до наших дней ренессансный внутренний двор с аркадой , связав таким образом здания времён Сигизмунда и правителей Анжуйской династии (1308-1386 г.) новым корпусом, где располагались тронный зал, библиотека, капелла и зал для совещаний. Перед входом во дворец была сооружена широкая мраморная лестница с бронзовыми канделябрами . В найденных в результате археологических раскопок фрагментах декора (в частности, капители колонн из красного мрамора, поддерживавших аркаду и балконы на втором этаже дворца) отчётливо прослеживается флорентийское влияние. Одновременно правитель перестроил замочно-дворцовый комплекс в Вышеграде , начавший строиться при Анжуйском доме, который имел размеры в плане 600 х 200 м, 350 помещений и совмещал стилистику готики и ренессанса. Вышеградский замок сохранился в руинированном состоянии. Кроме того, неподалёку от столицы, близ деревни Нек в Будайских горах, было начато строительство летней резиденции, законченное, однако после его смерти, и до наших дней не дошедшее. Сооружение было схоже по планировке с итальянской виллой того времени: прямоугольное, без двора, с простым объёмом, однако северная стена была расчленена балконом и колоннадой .
Ведущим и наиболее хорошо сохранившимся памятником этой эпохи является дворцово-замковый комплекс рода Ракоци в Шарошпатаке, построенный в 1534—67 гг. (мастер Петер Перени) — четырёхугольного плана, с краеугольными башнями и аркадным внутренним двором. Дворец был возведён вокруг жилой башни, перестроенной в первую очередь. Первоначальный вид сохранила дворовая часть сооружения, реконструированного Перени, включая лестницу, ведущую на т. н. «лоджию Перени», напоминающую аналогичные дворцовые сооружения Венеции и Далмации . Вершиной зрелого Возрождения в венгерской церковной архитектуре является капелла архиепископа Бакоца в Эстергоме ( 1507 ) — кубическая, увенчанная куполом, с тонким ренессансным декором. Данное архитектурное сооружение является первым в своём роде на территории Венгрии, где отсутствуют элементы готики. Вероятным прототипом этой капеллы послужила церковь Мадонны делле Карчери в Прато , построенная Джулиано да Сангалло .
Этот период был недолгим и оставил после себя мало памятников, учитывая исторические реалии: в 1526 году турки-османы одержали победу над венгерским войском в битве при Мохаче , а в 1541 году захватили столицу страны Буду и большую часть страны. С тех пор строительная деятельность в Венгрии фактически приостановилась и продолжалась лишь на территориях Словакии и Трансильвании , не контролировавшийся турками . В память о тех временах остались турецкие бани «Кирали», Рудаш построенные в Буде ( 1566 —70). В Трансильвании же продолжали возводиться замки, в которых, однако, уже применялись приёмы и техники, характерные для Ренессанса и пришедшие сюда из собственно Венгрии .
Сельское жилище продолжало усложняться. Альфёльдские землянки в XV-XVI вв. становятся трёхкамерными .
Барокко (конец XVII — конец XVIII вв.)
Архитектура барокко в Венгрии получила возможность развития только с 1686 года , когда после битвы под Веной ( 12 сентября 1683 года ) Османскую империю вытеснили из Австрии и Венгрии. Последняя вошла в состав Габсбургской монархии , и её архитектура развивалась в единой стилистике с другими землями империи. Эта стилистика близка к так называемому динамическому барокко , которое из Италии распространилось в Центрально-Восточной Европе, однако в Венгрии она представлена в упрощенном, несколько провинциальном варианте.
В то время здесь строят прежде всего новые храмы в этой стилистике, а также замки, среди которых преобладает один тип — прямоугольный в плане, с четырьмя угловыми башнями (замок Ракоци в Эгервари, перестроен в 1712 — 13 гг. из замка XVI века). В городах появляются жилые дома с барочным декором на фасадах (дома в Секешфехерваре , Будапеште). В Венгрии в то время работают итальянские, австрийские и немецкие мастера, в том числе и такие знаменитые, как Иоганн Лукас фон Хильдебрандт , Андреас Меергофер.
Этапными памятниками стиля барокко в Венгрии являются:
- дворец на развалинах королевского замка в Буде, построенный в 1749 — 69 годах по проекту знаменитого австрийского архитектора Иоганна Фишера фон Эрлаха для размещения университета-военного штаба, а впоследствии — королевской резиденции;
- дворец принца Евгения Савойского в Рацкеве 1702 года (работы архитектора Хильдебрандта) — с характерным для барокко центрально-симметричной П-образной композицией главного корпуса с боковыми флигелями и замкнутым курдонёром ;
- дворец Гроссалькович в Гёдёллё 1744 — 47 годов (архитектор А. Меергофер) — с очень пластичной и парадной композицией, в которой центральная часть дворца увенчана массивным куполом;
- двухэтажный дворец Петерфи (Кристхауз) в Пеште 1755 года (архитектор А. Меергофер) со стилистикой фасадного декора, приближенной к рококо .
Свободной репликой парижского комплекса инвалидов является дом инвалидов (ратуша) в Будапеште (1727 — 35, архитектор ).
К лучшим барочным храмам Венгрии относятся:
- Университетская церковь в Пеште архитектора А. Меергофера (1722 — 42) — свободная композиция на тему римской базилики Иль-Джезу ;
- зального типа церковь миноритов в Эгере (1758 — 73) Матиаша Герли;
- двубашенные церкви Св. Стефана в Секешфехерваре (1758 — 68), св. Игнация в Дьёре , в Тати и в Тихани середины XVI и века.
Классицизм (конец XVIII — начало XIX вв.)
Классицизм в Венгрии не обозначился эпохальными архитектурными творениями. Именно в это время активно застраивается город Пешт, который впоследствии объединится с городом по ту сторону Дуная — Будой , образовав новую метрополию — Будапешт . Классический архитектурный облик Будапешта создали три архитектора — Михай Поллак (здание Национального музея ), Й. Хильда и М. Зиттербарт.
Лучшим произведением последнего является главный корпус Комитата (областного совета) в Пеште 1841 года , фасад которого решён в виде большого коринфского ордера на аркаде. К классицистической стилистике относится и знаменитый Цепной мост в Будапеште 1839 — 49 гг. (автор проекта англичанин В. Кларк).
Интересным классицистическим храмом является реформатская церковь в Сильвашваради (1837 — 41) архитектора И. Хильда, которая представляет собой упрощенную реплику римского Пантеона . К этой же классицистической стилистике, правда с реминисценциями барокко , принадлежит двубашенный реформатский храм в Дебрецене 1805 — 23 гг. (архитекторы И. Талер и М. Печи).
Выдающейся достопримечательностью венгерского классицизма является также архиепископский собор в Эстергоме, построенный в 1802 — 69 годы (архитекторы П. Кюнель и Я. Пак), с величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера на главном фасаде, могучим куполом, подбанники которого опоясаны колоннадой, и двумя колокольнями на обочине, соединенными с основным объёмом собора монументальными арками.
Историзм и эклектика (вторая половина XIX в.)
Историзм и эклектика в венгерской архитектуре доминировали на протяжении второй половины XIX века. Это было время национально-государственного возрождения венгров, что ярко проявилось в архитектуре, особенно — в формировании ансамблей столицы — города Будапешта, который с 1867 года стал второй столицей двуединой монархии Австро-Венгрии .
Основная черта этой эпохи — архитектурное соперничество с Веной . По примеру венского Ринга в Будапеште также была создана система кольцевых бульваров. В 1896 году в Будапеште открыт самый первый в континентальной Европе метрополитен .
Важным для престижа нации проектом в конце XIX — начале XX вв стало строительство королевского дворца на территории Будайского замка в Будапеште по проекту архитекторов М. Ибла и А. Гаусмана ( 1890 — 1904 гг) в характерной для тогдашнего австро-венгерского официоза неоренессансной стилистике, с сохранением барочного дворца и остатков готических зданий. Центральный ризалит увенчан высоким необароковым куполом, благодаря которому это здание на горе стало главной доминантой Будапешта.
Символами Будапешта также стали два монументальных здания: купольная двубашенная базилика Св. Стефана ( 1848 — 1905 гг, архитекторы И. Хильда и М. Ибл), решенная в смешанной ренессансно - барочной стилистике; и здание парламента на набережной Дуная ( 1885 — 1904 гг., архитектор — И. Штейндл) — в стилистике, сочетающей формы неоготики , необарокко и неовизантийского стиля , с симметричным планом и безупречно решенной функцией.
Кроме того, этапными памятниками архитектуры Венгрии этой эпохи, являются:
- Западный вокзал в Будапеште (1874—77) — с металло-стеклянным дебаркадером , выполненным по проекту фирмы знаменитого французского инженера Гюстава Эйфеля .
- Концертный зал (казино) «Вигадо» в Будапеште (1859 — 65 гг, архитектор Ф. Фесль) — крупнейшее произведение венгерского романтизма , объединяющее стилистику романскую, мавританскую и византийскую;
- Оперный театр (Будапештская государственная опера) в стилистике «Рингштрассе»; построен в 1873 — 84 годы по проекту архитектора М. Ибла.
Образцом поздне-романтических стилизаций является Рыбацкий бастион в Будапеште ( 1905 ) — откровенная историческая декорация в неороманских формах.
В целом архитектурный облик Будапешта окончательно сформировался именно в этот период.
Модерн (1890—1914 гг.)
Модерн в Венгрии развивался как местное, несколько провинциальное ответвление венского сецессиона . В то же время архитекторы младшего поколения — Э. Лехнер, Б. Лайта т.д. прибегли к поискам венгерского национального стиля в архитектуре.
Основные произведения Е. Лехнера: церковь св. Ладислава в районе Будапешт-Кебан ( 1894 — 1906 ), фасады которой облицевали цветной майоликой ; Музей прикладного искусства (1893 — 96 гг), Геологический институт (1896 — 99 гг), Национальный банк ( 1899 — 1902 ), дом почтовой сберегательной кассы ( 1901 ) — все в Будапеште.
Другие тогдашние яркие произведения архитектуры: театр им. Я. Арана ( 1909 ) и дом Рожевальди начала XX в. (архитектор Б. Лайта), здание банка Османского ( 1906 ) — все в Будапеште, а также немало доходных домов и особняков там же.
Отдельные образцы венгерского модерна есть и в других городах — ратуши в Кечкемете и Кишкунфеледьхазе , частные дома (дворцы) и гостиницы в Сегеде и Мишкольце , здание Музея Лайоша Кошута в Цегледе и др.
Архитектура интербеллума (1918-1939 гг.)
Архитектура ВНР (1948-1989 гг.)
|
Этот раздел
не завершён
.
|
С установлением социалистического режима архитектура Венгрии стала в большой степени более ориентированной на советскую .
В эпоху социализма одним из направлений венгерской архитектуры стала массовая жилищная застройка, во многом обусловленная жилищным кризисом, обострившимся после Второй Мировой войны.
Современная архитектура (с 1989 г.)
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Традиционная архитектура
Традиционная венгерская архитектура является одной из наиболее изученных областей венгерской этнографии. Изучение традиционного венгерского жилища стало проводиться очень рано, ещё с середины XIX в., но особенно интенсивным он стал после основания Венгерского этнографического музея в Будапеште в 1868 г. Изучению традиционного жилища Венгрии посвящены ряд работ наиболее известных этнографов Венгрии: Яноша Янко, Кароя Шебаштьена, Жигмонда Батки и т. д.
Традиционный венгерский дом, как правило, в плане является прямоугольным, выходящим торцом (фронтоном) на улицу, а длинными сторонами — во двор. Крыша в большинстве случаев — двухскатная. На западе и севере Венгрии, а также секеев (этнографической группы трансильванских венгров) издавна распространены очень высокие и крутые вальмовые или полувальмовые крыши стропильной конструкции . Одна из боковых сторон дома может обладать галереей, структурно образованной продолжением ската крыши, опирающегося на столбы (деревянные, каменные, саманные), поддерживающего крышу. Эта галерея является характерной особенностью традиционных венгерских домов . Подобная планировка также характерна и для других народов, населяющих Паннонскую равнину — румын , хорватов Посавины , воеводинских сербов и словенцев паннонской части Словении. Поэтому в литературе подобный тип домов носит название паннонского .
На большей части Венгрии довольно мало лесов, и поэтому издревле преобладающими строительными материалами были глина, тростник и солома. Наиболее архаичной является техника строительства из тростника: стены возводились из вертикально поставленных или связанных тростниковых прутьев. Таким образом ещё в середине XX века возводились некоторые хозяйственные постройки, а в глубокую старину таким образом возводились даже церкви. Также строили дома со стенами из плетня (многие из них сохранились до сих пор), сплетённого из тростника или ивовой лозы. Снаружи и внутри плетнёвые стены обмазывались глиной и затем белились. С XVIII века начали возводить глинобитные здания , прежде, до укрепления берегов рек, крестьяне не строили здания с глинобитными или земляными стенами, поскольку такие дома при половодье легко смываются водой . Белятся глинобитные и плетнёвые дома по традиции раз в год, перед Пасхой .
На севере страны и в Трансильвании, в местах, богатых лесом, традиционно строились бревенчатые постройки. У секеев и палоцев (этнографической группы венгров на севере Венгрии) старинные дома, как и у славян, были срубными , брёвна соединялись «в чашу», «в угол» и «в замок», промежутки заполнялись мхом и коноплёй. Позднее распространилась столбовая конструкция — промежуток между вертикальными столбами заполнялся обтёсанными четырёхугольными брусьями, заостренные концы которых входили в пазы столбов. В такой технике традиционные деревянные дома у вышеупомянутых групп строились ещё в середине XX века .
Каменные традиционные дома строились на побережье Балатона , отчасти у палоцев, а за пределами страны — в Трансильвании. С конца XIX века традиционные строительные материалы постепенно и повсеместно вытесняются кирпичом .
Кровля — соломенная или тростниковая, у палоцев и секеев крыши могли покрываться дранкой , в XIX веке распространяется черепичная кровля. Способ покрытия соломой различался в зависимости от местности. Так, в Задунавье и Трансильвании солому клали «в натруску» (то есть укладывали ровным слоем и затем утрамбовывали), в Альфёльде и на севере Венгрии их связывали в пучки и привязывали к остову крыши ивовыми прутьями, а у палоцев использовалась технология, по результатам которой соломенная крыша обладала ступееобразной формой, что напоминало соломенные крыши словаков .
Фронтон дома и некоторые другие архитектурные элементы (например, ворота) активно декорировались. Например, фронтоны глинобитных и плетнёвых домов нередко украшали художественной лепкой, на коньках крыши прибивали соломенные или деревянные украшения, нередко в виде животного или человека. Дома палоцей и секеев традиционно украшались резьбой: вырезались фронтоны и колонны домов, а у вторых ворота покрывались не только резьбой, но и красочной росписью .
Всего выделяют два типа региональных вариантов традиционного венгерского жилища: южновенгерский, и северо- и центральновенгерский тип. Для первого типа характерно развитие из примитивной однокамерной хижины путём пристройки или отделения от кухни комнаты-спальни, для второго — пристройкой к дому холодных сеней ( венг. pitvar ), со временем трансформировавшихся в кухню . Дома первого типа тяготеют к планировке традиционных домов Южной Европы, в частности, жилищ южных славян, в то время как второго — к планировке широко распространённого типа восточноевропейского традиционного дома. Впрочем, в реальности распространение вышеупомянутых типов отнюдь не такая простая, как на первый взгляд: в той или иной деревне могут встречаться дома обеих типов, либо же различные смешанные формы .
Северо- и центральновенгерский тип дома в основном сформировался к XVIII веку, и, помимо, собственно севера и центра Венгрии, также распространён в Трансильвании. Он трёхкамерный, состоит из сеней (сформировавшихся из открытого навеса, находившегося на узкой стороне, у входа), комнаты с печью ( венг. ház ) и каморы ( венг. kamora ); хотя ещё в начале XIX столетия в приграничных со Словакией комитатах и Торна попадались двухамерные дома: с очень маленькими сенями и отапливаемой комнаты. Сени в трёхкамерном доме подобного типа располагаются посередине, а камора и отапливаемая комната — по бокам. Первоначально дома подобного типа отапливались открытым пристенным очагом, однако впоследствии над ним начали делать сплетённый из веток дымарь наподобие камина , выводивший дым на чердак; ещё позднее от славян была заимствована печь , слившаяся очагом. Печь не только отапливала дом, в ней пекли хлеб, а очаг использовался для приготовления других видов пищи. На традиционную архитектуру палоцей оказала влияние традиционная словацкая архитектура. У палоцев камора использовалась в качестве спальни для взрослых дочерей хозяев, там же обычно хранилось их приданое .
Южновенгерский тип дома, помимо южной Венгрии, был частично распространён и на западе. Вход в дом вёл в помещение ( венг. konyha ) с большой печью у стены, а также мебелью вроде кроватей, лавок и стульев. оно служило центром жизни хозяев. Подобная кухня была значительно больше аналогичной в северно- и центральновенгерских домах . В дальнейшем к кухне могли пристраивать т.н. «собу» ( венг. szoba , см. сербохорв. соба — аналогичное помещение в жилище южных славян ), отапливавшуюся кафельной печью, известной, согласно археологическим данным, с конца XV века . В Задунавье печь играла меньшую роль, чем в других областях, а первостепенную — очаг, располагавшийся на широкой лежанке .
В некоторых хозяйственных постройках сохраняются архаичные элементы, включая даже юрту. Так, в Альфёльде ещё в середине XX века сохранялись птичники , свинарники и зернохранилища, круглые в плане, плетёные из ветоши и обмазанные поверх глиной; и с конической крышей, покрывавшейся соломой или тростником. Другим отражением кочевого жилья являются времянки пастухов, в Хортобадьской пусте ещё в то же время в летнюю пору пастухами сооружались шалаши конической формы (отдалённо напоминавшие сибирские чумы ), материалом которых служили ветки и прутья, у основания стены укладывались дёрном или землёй, а верхушки стен связывались вместе . Также к архаичным элементам можно отнести вышеупомянутую конструкцию крыш в виде двух балок на параллельных стенах и с кровлей поверх, известную древним мадьярами и сохранявшуюся до XX века в некоторых хозяйственных постройках .
Кроме того, ещё в XIX веке крестьянами строились землянки, сохранившие с XV-XVI вв. трёхкамерную планировку, а также бывшие двухкамерными; а ещё в середине XX века срубные землянки со столбовой конструкцией крыши строились в лесах севера страны, в Альфёльде, служили временным жильём для сезонщиков- лесорубов . Некоторые из землянок порой были большими по площади, достигая 15-16 м в длину, 5-6 в ширину и глубину в 2 м . Следы архитектуры землянок сохраняются в традиционных домах некоторых местностей. Для них характерная столбовая конструкция крыши и низко нависающие вальмовые, крытые соломой или тростником, крыши .
Возвращаясь к хозяйственным постройкам, необходимо отметить устройство усадьбы, также различавшейся в зависимости от местности. В Задунавье, Альфёльде и у палоцев часто встречается однорядная связь жилых и хозяйственных построек. Такая планировка во многом схожа с усадьбой среднеевропейского традиционного дома, хотя в самой Венгрии она более поздняя по своему происхождению. В западной Венгрии дом и хозяйственные постройки (хлев, конюшня и т. п.) группируются вокруг двора и образуют замкнутый четырёхугольник. Скот долгое время содержался на открытом воздухе, в специальных огороженных загонах , и только в XX веке стали сооружать помещения для скота .
-
Дом в селе Жамбок (медье Пешт , Центральная Венгрия )
-
Дом в селе Дань (то же медье)
-
Дом в селе Мурга (медье Тольна , Южно-Задунайский край )
-
Дома в селе Фертёсеплак (медье Дьёр-Мошон-Шопрон , Западно-Задунайский край )
-
-
Традиционный дом области Хортобадь , археопарк у M3
См. также
Примечания
- ↑ , с. 530.
- ↑ , с. 58.
- , с. 58-60.
- ↑ , с. 62.
- , с. 533-534.
- ↑ , с. 530-531.
- ↑ , с. 532.
- ↑ , с. 535.
- ↑ , с. 60.
- ↑ , с. 65.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- , с. 537.
- , с. 538.
- , с. 539.
- , с. 539-540.
- ↑ , с. 534.
- ↑ .
- , с. 532-533.
- , с. 55.
- ↑ , с. 63.
- , с. 63-64.
- ↑ М.С. Кашуба. Типы народного жилища Югославии в XIX в. // Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы / Отв. ред. Токарёв, С. А. и др.. — М. : Наука , 1968. — Т. I. — С. 69-101. — 376 с.
- , с. 62-63.
- , с. 64.
- , с. 64-65.
- ↑ , с. 68.
- , с. 65-67, 68.
- , с. 67.
- ↑ , с. 67-68.
Литература
- Гроздова Н. Н. Сельское жилище венгров // Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы / Отв. ред. Токарёв, С. А. и др.. — М.: Наука , 1968. — С. 55—69. — 376 с.
- Квитницкая Е. Д. // Всеобщая история архитектуры в 12 томах / отв. ред. А. А. Губер. — М. , 1966. — Т. 4 : Архитектура Западной Европы. Средние века. — С. 530—541. — 694 с.
- Ревхели Э. Часть вторая. Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии). Глава VIIІ. Архитектура Венгрии // Всеобщая история архитектуры в 12 томах / отв. ред. В. Ф. Маркузон. — М. , 1967. — Т. 5 : Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения. — С. 530—540. — 659 с.
- Келлер Б. Б. Глава V. Архитектура Австро-Венгрии // Всеобщая история архитектуры в 12 томах / отв. ред. С. О. Хан-Магомедов. — М. , 1972. — Т. 10 : Архитектура XIX — начала XX вв.. — С. 242—267. — 592 с.
- Кудряшов В. И., Самойлова Н. А. // Всеобщая история архитектуры в 12 томах / отв. ред. О. А. Швидковский. — М. , 1977. — Т. 12 (вторая книга) : Архитектура зарубежных социалистических стран. — С. 80—124. — 578 с.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- 2020-09-18
- 1