Референдум в Грузии (2003)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архитектура Грузии — архитектурная культура грузинского народа , созданная на территории Грузии и в других странах. Одной из характерных черт грузинской архитектуры является разнообразие стилей, охватывающих замки , башни , крепости , дворцы и церкви .
Сванские башни и крепостной город Шатили в регионе Хевсурети являются великолепными образцами средневековых грузинских замков. Средневековые церкви Грузии имеют свой уникальный характер, хотя они взаимосвязаны с армянской и византийской архитектурой . Они обычно сочетают коническую куполообразную часть, поднятую на высокий барабан, над прямоугольной или крестообразной нижней структурой. Этот стиль архитектуры, известный как «грузинский кресто-купольный стиль», сформировался в Грузии в IX веке . Одной из отличительных особенностей грузинской церковной архитектуры является уникальное распределение пространства внутри церквей, отражающее высокую значимость индивидуализма в грузинской культуре. Прежде чем стало характерным использование кресто-купольного стиля, большинство грузинских церквей были базиликами .
История строительства в Грузии прослеживается с V-IV тысячелетия до нашей эры, начиная с палеолита и до позднего средневековья . Старейшие сооружения были выполнены из камня и дерева , затем из кирпича .
Города Иберии были крепко построены с использованием камня или толстых глинобитных кирпичей на каменных фундаментах, с использованием каменной отделки архитектурных элементов и крыш из черепицы. Сохранившиеся фрагменты языческих религиозных зданий демонстрируют широкий спектр влияний, включая персидские , древнегреческие и римские , но особое внимание уделяется дворцам , баням и бассейнам (Дедоплис Гора, Мцхета , Севсамора, Настакиси и Дзалиси ).
В I-III веках н.э. на территории Лазики было много крепостей, таких как Апсарос , Археополис и Петра-Цихисдзири . Дома колхидского типа, такие как дарбази , с характерной купольной крышей, описанные Витрувием , также были распространены в этом регионе.
Важным этапом в развитии архитектуры стало принятие христианства в ранние времена. В период с IV по VI века преобладали базилики с мраморными архитектурными деталями и мозаичными полами.
VII век был период значительного пересмотра внутреннего пространства церквей. Оно было расширено введением столбов, поддерживающих теперь барабан , что позволило экспериментировать с стенами и улучшило эстетическое восприятие интерьера. Традиционные треугольные ниши по бокам апсиды также появляются в этом столетии. Первым таким примером, который фактически начал новые традиции, была церковь Цроми .
Первые намеки на появление архитектуры XI-XIII веков проявляются в X век в соборе Кумурдо .
С начала XI века грузинская архитектура становится исключительно художественной и декоративной. Фасады приобретают богатую рельефную орнаментацию и аркады. Орнаменты вдохновлены природой — цветами, птицами, дикими и домашними млекопитающими и людьми. Характерными для восточных фасадов стали два орнаментированных ромба с украшенным окном и крестом над ним, впервые появившиеся в Самтависи и позднее использовавшиеся до XIII века. Многие ранее построенные церкви, такие как соборы Светицховели и Манглиси , были существенно перестроены и украшены в XI веке.
Важным шагом в общем дизайне стало введение крестово-купольного стиля . Примеры этого периода: собор Самтависи , церковь Самтавро .
Следуя установленным в XI веке традициям, в XII веке акцент был сделан на увеличении освещения интерьеров для лучшего наблюдения за фресками. Это отразилось в создании большего количества окон в куполе и боковых стенах. Примеры: церковь Икорта .
XIII веке начинают строить колокольн возле церквей. Вторжение Хорезмийцев и монголов , а также сильное землетрясение 1283 года привели к значительным разрушениям. Тем временем конец XIII века отмечен крупномасштабным строительством монастырей, особенно в провинциях, менее пострадавших от вторжений, таких как Самцхе . Его правители из семьи Джакели смогли построить один из лучших на тот период и до сих пор в значительной степени сохранившийся Церковь Святого Савы, часть монастыря Сапара . Следуя общим традициям золотого века , церкви этого периода характеризуются более упрощенными и менее выразительными украшениями. Фасадная архитектура исчезает, а украшения делаются на гладких поверхностях. Ранее выпуклые украшения окон погружаются в стену. Отделка характеризуется полихромией. Купол выглядит массивнее, чем в предыдущие века, и его барабан обычно имеет двенадцать окон, хотя, начиная с церкви Святого Савы, их количество увеличивается до шестнадцати — восемь настоящих и восемь ложных окон.
Упадок начавшийся в предыдущем веке из-за монгольского влияния, продолжил отражаться в архитектуре XIV века. Барабан церковного купола становится более приземленным. Украшения фасада остаются только вокруг дверей и окон. Примеры включают церковь Троицы в Гергети, монастырь Зарзма и Чулеви .
Грузинский архитектурный след можно найти за пределами современной Грузии, в таких местах, как Турция ( Ишхани и Ошки .и другие), Болгария ( монастырь Бачково , построенный в 1083 году грузинским военным командиром Григорием Бакуриани ), Греция ( Иверский монастырь , построенный грузинами в X веке ) и Иерусалим ( Монастырь Святого Креста , построенный грузинами в IX веке ).