Interested Article - Швейцарская музыка

Швейца́рская му́зыка ( музыка Швейцарии ) — обобщающее понятие, применяемое к музыке различных жанров , которая была создана в Швейцарии . Её история восходит ко II веку до н. э. , сложилась в результате смешения народных традиций древних племён, заселявших территорию Швейцарии . Из народной музыки страны наиболее популярно пение йодль ( тирольское пение), которое сейчас распространено в Центральной Швейцарии и Аппенцелле . Центрами музыкальной культуры Швейцарии являются города Берн , Цюрих , Лозанна , Люцерн и др.

Так как в Швейцарии используются три языка: немецкий , французский и итальянский , это отразилось и на музыкальной культуре страны: связи с романским, немецким и французским искусством показательны в почти равной мере .

История

Античность и средневековье

Ноткер Заика

Швейцарская музыка возникла в результате взаимодействия культур племён гельветов и ретов , заселявших территорию Швейцарии во II веке до н. э. . В течение нескольких веков выявились национальные черты швейцарской музыки. Важную роль в музыкальной культуре занимал певческий жанр альпийских горцев — йодль . В Швейцарии жанр йодль возник как средство коммуникации ; пастухи в горах использовали горловые звуки для поддержания связи друг с другом . Песни в жанре йодль исполнялись с переливами, в форме вокализа . В V - VI веках швейцарская музыка подверглась воздействию алеманов и бургундов .

Профессиональная швейцарская музыка зародилась в X веке в монастырях, где развивалась литургическая музыка. Музыкальная теория изучалась главным образом в основанном в VII веке Санкт-Галленском монастыре , где работали теоретики и композиторы конца IX — начала X веков : Ноткер Заика , (автор «троп» , из которых наиболее известен «Hodie cantandus est»), Ноткер Губастый и Экхарт IV . Здесь Ноткер Заика написал трактаты «О 8 тонах», «О 8 ладах», «О тетраходе», «Послания о музыке», ввёл в употребление в западных церквях секвенцию , составил учебник музыки на основе Боэция .

Начиная с XIII века в песенном фольклоре некоторых районов Швейцарии выделяются патриотические, антифеодальные песни. Также большую популярность приобретают пастушьи напевы и наигрыши. На территории Швейцарии появляется известнейший швейцарский народный инструмент — Альпийский рог . В Европе инструмент появился с племенами кочевников и первоначально использовался для передачи военных сигналов, а с XVIII века его стали использовать в качестве музыкального инструмента . В средние века носителями светской музыки в Швейцарии были миннезингеры , немецкие лирики- поэты . Они особенно прославились в XIII XIV веках . В стране пользовались популярностью песни миннезингеров Й. Халдауба, Б. Штайнмара, графа Вальтер фон Гомберга, У. фон Зингерберга . В XIV веке демократизация страны способствовала развитию национального музыкального искусства. В то же время в Швейцарии распространилось искусство провансальских трубадуров ; были популярны духовные песни немецкого поэта . В XV веке произведения швейцарских композиторов впервые начали печататься в городах других западно-европейских стран ( Вена , Копенгаген и т. д.).

XVI—XIX века

Схема ладов Глареана

В эпоху Реформации в Швейцарии развивалось нотопечатание. В крупнейших типографиях , к числу которых принадлежала типография М. Апиариуса в Берне, печатались сочинения швейцарских композиторов XVI века . Известнейшими музыкальными теоретиками XVI века являются Х. Коттер (также композитор), написавший произведения для органа в табулатурных записях, и Генрих Глареан . Глареан написал трактат «Додекахордон» («Двенадцатиструнник», 1547 ), почти полностью поменявший воззрения на ладовую систему , расширил ладовую систему до 12 ладов (изобрёл 4 новых лада). Большое влияние на дальнейшее развитие швейцарской музыки оказало распространение идей гуманизма во время пребывания Эразма Роттердамского в Базеле .

Некоторые швейцарские композиторы XVI века: Л. Зенфль , Л. Буржуа (один из составителей Женевского пластыря, мастер полифонического письма), И. Ванненмахер, (автор мотетов и светских песен). Людвиг Зенфль сочинял многоголосные мотеты и песни, был учеником Хенрика Изака и его преемником на должности придворного музыканта при дворе императора Максимилиана в Вене. Его творчество высоко оценил Мартин Лютер .

В итоге Реформации, проведённой в Швейцарии радикальными кальвинистами и продолжавшейся до начала XVII века , иностранная музыка подверглась гонениям, Швейцария оказалась в стороне от преобразований, совершившихся в музыкальной культуре Италии , а затем в других западно-европейских странах в XVI—XVII веках. В результате музыкальное искусство страны пришло в упадок. Швейцарские композиторы, не видя для себя будущего на родине, уезжали за границу . Первые произведения с заграничным воздействием появились лишь в 1628 году — произведения И. Бенна. После окончания Реформации кальвинистов в стране появились первые музыкальные организации — Коллегиум музикум . Первые объединения Коллегиум музикум появились в Цюрихе в 1613 году и Винтертуре в 1629 году . Прославились композиторы И. У. Зульцбергер и В. Молитор, написавшие множество светских многоголосных сочинений .

В XVIII веке композиторы Швейцарии начали развивать светские жанры инструментальной музыки, в отличие от Зульцбергера и Молитора, которые использовали светский жанр только в вокальных произведениях. Приобрели известность трио-сонаты и увертюры Джованни Альбикастро . Альбикастро напечатал 8 сборников своих сочинений в Германии и Нидерландах в 1700 06 годах . В XVIII веке популярностью пользовались кантор И. Бахофен (духовные кантаты , для органа), органист Ф. Мейер фон Шауэнзе ( оперы-буффа , зингшпили , поставленные в Люцерне ), педагог Й. Г. Эгли (пьесы для фортепиано ). В 1788 году в Цюрихе впервые были поставлены оперы ; с 1820 года в Цюрихе ставились сценические произведения швейцарских композиторов , в том числе Г. Гёца, а с 1834 года их начали ставить в Муниципальном театре в Базеле . В то время в Цюрихе оперы ставились регулярно.

Ганс Георг Негели

В конце XVIII века в стране началось так называемое хоровое движение под влиянием идей Жан-Жака Руссо и Иоганна Песталоцци . По всей стране популяризировалась народная музыка, к хоровому пению привлекались широкие слои населения, обрабатывались народные мелодии, создавались музыкальные школы и любительские мужские хоры (самые большие из них насчитывали около 600 человек ). Под влиянием педагогических идей Песталоцци развилась музыкальная педагогика . Известный педагог и композитор Г. Г. Негели издал свои работы, в их числе «Обучение пению на основе принципов Песталоцци», «Лекции о музыке, рассчитанные на дилетантов», «Музыкальные таблицы для обучения пению в школах». Также он основал своё издательство и певческий институт в Цюрихе (в дальнейшем существовал под названием Мужского хора Цюриха). В числе выдающихся музыкальных деятелей начала XIX века пианист и композитор Ф. К. Шнидер фон Вартензе (опера, симфония, оратории, написал книгу «Система ритмики»), композитор Ф. Т. Фрёлих (хоровые сочинения, около 150 песен), пианист и композитор В. Баумгартнер (друг Рихарда Вагнера , музыкальный директор Цюрихского института). Известные музыковеды: М. Люсси , написавший теорию ритма и учение об акцентуации, и А. Дешевран — исследователь григорианского пения .

Некоторые швейцарские музыканты учились и были лично знакомы с крупнейшими композиторами Европы . Например, пианист Ш. С. Бови-Лисберг был учеником Шопена , а Г. Вебер был учеником Таузига . Этот фактор в свою очередь способствовал развитию швейцарской музыки.

Рихард Вагнер

В XIX веке музыкальная жизнь во всех городах Швейцарии развивалась равномерно, поэтому ни один из городов не выдвигался как музыкальный центр. По всей стране, включая небольшие города, появлялись музыкальные коллективы : профессиональные и любительские хоры, симфонические оркестры . В 1835 году меценатом Франсуа Бартолони в Женеве была основана Женевская консерватория , старейшая из консерваторий Швейцарии. Крупнейшим симфоническим оркестром являлся (основан в 1862 году ). Музыкальная культура в немецких кантонах была тесно связана с немецкой культурой ; в Германии получали образование многие швейцарские музыканты (например И. Рафф); в развитие швейцарской музыки вносили свою лепту некоторые немецкие композиторы : Ф. Абт 1841 52 руководил оркестром в Цюрихе), Т. Кирхнер (обосновался в Швейцарии с 1843 года ), Г. Гёц и др.

Большую роль сыграл Рихард Вагнер, в 1849 58 годах он прожил в Швейцарии. В 1850 53 годах он дирижировал в спакталях и симфонических концертах, ставящихся в Цюрихском театре , сам поставил спектакль «Летучий голландец» в Цюрихе ( 1852 ), Лозанне, Женеве . Произведения Вагнера составляли основную часть репертуара Цюрихского театра в XIX веке.

Крупнейшие швейцарские композиторы конца XIX — начала XX веков: Ф. Хегар , X. Хубер , О. Барблан (патриотические песни, был учеником А. Брукнера ), Ф. Клозе (музыкальная драма «Ильзебилль», оратория «Солнечный дух»), И. Лаубер. Фридрих Хегар основал смешанный хор ( 1864 ), музыкальную школу ( 1876 ), ставшую в 1907 году консерваторией; руководил ею до 1914 года . Хубер был директором Базельской консерватории , написал множество фортепианных произведений в духе Ференца Листа .

В 1861 году был основан первый музыкальный журнал «Schweizerisches Sängerblatt», который издавался в Берне до 1878 года . В 1879 году был создан второй музыкальный журнал «Schweizerische Musikzeitung und Sängerblatt» . В 1868 году дирижёр и скрипач Ф. Хегар основал Оркестр Тонхалле , а в 1877 году был основан Бернский симфонический оркестр .

XX век

Классическая музыка

В начале XX века выделились приверженцы немецкой, французской и итальянской музыкальных культур. Музыкальное общество страны раскололось на три лагеря.

Среди приверженцев немецкой музыки были О. Шёк (оперы, инструментальные и хоровые произведения, писал под влиянием Шумана и Вольфа ), Г. Зутер ( оратории , симфонии ), Ф. Андре, В. Курвуазье, Г. Песталоцци, Ф. Врун, К. Бек (6 симфоний, 2 кантаты, концерты ), Г. Хиллер, В. Фогель , А. Мёттингер, Т. Кельтерборн, В. Буркхард, Т. Зутер, Ж. Вильдбергер.

Эмиль Жак-Далькроз

Традициям французской музыки придерживался педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз , основатель системы музыкально-ритмического воспитания, получившей распространение в 1920—х в Европе и США ; основал в Женеве институт, в котором преподавал с 1915 года . Другие композиторы «французской» Швейцарии: Г. Доре (оперы, песни, хоры), который также был выразителем романского начала в музыке , А. Ганьебен (директор Женевской консерватории в 1925 57 годах ), Ф. Мартен (в его творчестве проявилось сочетание традиций Р. Вагнера, Р. Штрауса и др. ), Ж. Ф. Цбинден, А. Ф. Марескотти, Т. Ваутас.

Представителями романских и итальянских музыкальных традиций в швейцарской музыке были: Р. д’Алессандро, О. Нуссио (ученик О. Респиги ), К. Ф. Семини, Г. Жиюфре, Г. Зутермейстер (опера «Чёрный паук», песни, связанные с традициями Верди , Пуччини , Р. Штрауса ).

С 1910—х годов уровень швейцарской музыки значительно повысился благодаря пребыванию в нейтральной Швейцарии известных композиторов во время мировых войн . В их числе — И. Ф. Стравинский ( 1914 18 ), написавший здесь «Свадебку» и « Историю солдата », исполненных здесь же под руководством Эрнеста Ансерме, в его честь назван концертный зал в Монтрё ; Ф. Бузони ( 1915 20 ); Э. Леви ( 1916 1920 ; Ф. Ярнах ( 1918 21 ); С. В. Рахманинов ( 1932 39 ); Г. Шерхен ( 1933 66 , с перерывами); Р. Штраус (конец 1940-х), П. Хиндемит ( 1953 63 ), Э. Петри ( 1957 62 ), Б. Мартину (конец 1950-х). Во время войны и после неё в Швейцарию эмигрировали многие зарубежные исполнители ― Геза Анда , Тамаш Вашари и др.

Немецкая почтовая марка к столетию со дня рождения Онеггера

Известны дирижёр Эрнест Ансерме , основатель Романского оркестра в Женеве ( 1918 ), и Эрнест Блох , уроженец Женевы, живший в США и проведший в Швейцарии 10 лет; среди модернистов : Армин Шиблер, перешедший от неоклассицизма к додекафонии и Рольф Либерман , писавший под влиянием авангардизма . Либерман и Зутермейстер под влиянием Фогеля обратились к серийной технике . Известнейший швейцарский композитор начала XX века — Артюр Онеггер . Писал оперы (самая известная из них — «Юдифь», 1925 ), кантаты, симфонические поэмы и т. д. С 1920 года был одним из членов французской « Шестёрки » . Среди других композиторов — П. Мюллер-Цюрих , Р. Обусье, В. Грезер, К. Регамей, Э. Стемпфли.

В тот же период развивалось музыковедение . Швейцарские музыковеды начала XX века: Р. А. Моозер (ряд работ о русской музыке ), К. Неф («История западно-европейской музыки»), Э. Бернулли, Э. Ислер, Ж. Хандшин , Ж. Обер. Наряду с ними в стране работали австрийские и немецкие музыкальные теоретики Э. Курт, К. Г. Феллерер , П. Вагнер, и др. В 30 40-х годах в Швейцарии работали музыковеды В. Шу, В. Мериан, М. Фер, А. Э. Шербюлье.

В музыкальных произведениях 20 —30-х годов чувствуется смешение немецкого романтизма и французского импрессионизма . Это явление особо типично для произведений Ф. Мартена. Развивается и народная музыка, композиторы смешивают народную музыку с другими жанрами, например Ф. Лихти, а американский певец в стиле кантри Джимми Роджерс основывает жанр блюз -йодль — сплав блюза и йодла . Было создано несколько симфонических и камерных оркестров ( Оркестр итальянской Швейцарии в 1933 году Л. Казеллой , Лозаннский камерный оркестр в 1942 году В. Дезарзаном , Цюрихский камерный оркестр в 1945 году Э. де Штуцем ). После окончания Второй мировой войны развились культурные связи с другими странами, в Швейцарии сосредоточились многие международные музыкальные организации (Европейская ассоциация музыкальных фестивалей в Женеве, Международная федерация музыкантов в Цюрихе, Международное музыковедческое общество в Базеле, основанное там же в 1927 году ). Среди швейцарских музыкальных организаций были Ассоциация швейцарских композиторов, Союз швейцарских музыкантов (с 1900 года ), Швейцарское объединение исполнителей, Швейцарский музыкальный совет (с 1964 года ), входящий в Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО и координирующий музыкальную жизнь страны.

В 50 60-х годах композиторы искали новые выразительные формы. Многие из них сочиняли в традиционной форме и экспериментировали в технике исполнения. В их числе А. Шиблер, Дж. Дж. Энглерт, Р. Штурценэггер, Ж. Вильдбергер, Р. Кельтерборн и др. Исполнялись экспериментальные сочинения Ю. Виттенбаха, П. Марьетана, Х. У. Лемана, У. П. Шнайдера, Р. Мозера .

В 60— 70—х годах в музыке швейцарских композиторов заметно сказывается влияние К. Штокхаузена и В. Булеза . Многие швейцарские композиторы учились в и Донауэшингене , где получали представление о современной музыке. Во многих городах начали проводиться музыкальные фестивали и симпозиумы , в том числе фестиваль Иегуди Менухина в Гштаде , джазовый фестиваль в Монтрё, Баховский конкурс в Цюрихе, Международный конкурс исполнителей в Женеве 1939 года ), конкурс скрипачей в Сьоне (в рамках фестиваля Т. Варги).

Среди известных швейцарских исполнителей XX века ― пианисты Э. Фишер , В. Бакхауз , А. Корто , органисты О. Барблан (органист церкви Святого Петра в 1892 1938 годах ), Б. Рейшель , Г. Функ, Э. Кауфман; скрипачи П. Копачинская , А. Пошон (ученик Э. Блоха), Г. Шнеебергер (лауреат Премии Роберта Шумана 1995 года ); виолончелисты Д. Маркевич , И. Хегар (крёстный сын И. Брамса ) и Э. Хегар ; исполнители на духовых инструментах ― П.-Л. Граф ( флейта ), Х. Холлигер ( гобой , лауреат Международного конкурса в Женеве 1959 года, также композитор, автор экспериментальных сочинений ), Т. Фридли и Э. Бруннер ( кларнет ) и другие.

В середине 70—х в Швейцарии существовало 10 симфонических оркестров, крупнейшим из которых является оркестр Романской Швейцарии; новейшие симфонические оркестры Швейцарии — Бильский симфонический оркестр ( 1969 ) и ( 1980 ). Среди камерных оркестров Цюрихский , Лозаннский , Люцернский и Базельский (основан в 1926 году ) камерные оркестры. Базельский оркестр пропагандирует современную музыку. Также существует множество инструментальных ансамблей (Бернский квартет «Новые горизонты», базельский «Флонцелай-квартет») и хоров (цюрихский Баховский хор, Бернский камерный хор и вокальный ансамбль «Энгадинер канторай», Певческий союз Швейцарии, Швейцарский союз рабочих певцов). Была популярна церковная музыка, среди популярнейших церковных музыкальных коллективов — церковные хоры при кафедральных соборах в Базеле, Женеве, Лозанне и др.

В Швейцарии развилось музыкальное преподавание, на момент 70-х в стране имелось 9 консерваторий: в Базеле, Берне, Лозанне, Люцерне, Винтертуре , Фрибуре , Женеве, Нёвшателе , Цюрихе. Консерватории Цюриха и Женевы отличились своей методикой преподавания. В других городах было много церковных и городских музыкальных школ .

Популярная музыка

Эл Джерро на джазовом фестивале в Монтрё ( 1986 )

В конце 40—х годов получила популярность джазовая музыка. С 1967 года в Швейцарии ежегодно проводится джазовый фестиваль в Монтрё, начало фестивалю положил музыкальный деятель Клод Нобс, который уговорил выступить джазовую певицу Роберту Флэк в небольшом местном кафе ). В джазовом фестивале принимают участие известнейшие исполнители джаза.

В 1956 году в Швейцарии в первый раз прошёл конкурс песни Евровидение , где Швейцарию представляла певица Лиз Ассиа , выигравшая конкурс, во второй раз Швейцария выиграла на конкурсе в 1988 году с перевесом в один голос, когда страну представляла Селин Дион .

В Швейцарии работали многие популярные исполнители. В Монтрё в 1971 году была написана песня « Smoke on the Water » группы « Deep Purple » под впечатлением от пожара в казино . В 1991 году в студии «Dreamland» в Монтрё был записан последний альбом группы Queen « Made in Heaven ». Там же установлен памятник Фредди Меркьюри .

В конце века популярность приобрела музыка в стиле рок , трэш-мэтал, фолк-мэтал и т. д. Появились музыкальные группы, исполняющие композиции в этих жанрах, в их числе — Debile Menthol ( 1979 85 ), Yello 1980 года ), Coroner ( 1986 96 ), Samael 1987 года ), Impure Wilhelmina 1996 года ).

Современная швейцарская музыка

Фолк-метал группа Eluveitie

Сейчас в Швейцарии актуальна музыка многих жанров. Популярны жанры рок, джаз и поп-музыка . Среди известных рок — и эстрадных групп — Gotthard ( хард-рок , хеви-метал ), являющаяся самой успешной швейцарской рок-группой, композиции которой постоянно занимают первое место в хит-парадах , Eluveitie ( фолк-метал ), SnakeSkin ( EBM ), Lacrimosa ( дарквейв , готик-метал ), Darkspace ( блэк-метал ), Krokus ( хэви-метал ), Last Vote ( построк ) и др. Популярные эстрадные певцы и певицы — DJ BoBo (участник Евровидения 2007 ), Тило Вольфф (основатель групп Lacrimosa и SnakeSkin), Франсин Жорди (участница Евровидения 2002 ), Паоло Менегуцци (участник Евровидения 2008 ), Михель фон дер Хайде (участник Евровидения 1999 и 2010 ) и т. д. Главная группа хит-парадов страны — Swiss Music Charts .

В Швейцарии ежегодно проходят сотни музыкальных фестивалей всех музыкальных направлений, в том числе джазовые фестивали в Монтрё, Берне и , июльские фестивали в Берне, Аванше и Ньоне . Концертный сезон начинается в конце июня в Санкт-Галлене . Ежегодно проходят летние концерты под открытым небом ( эстрадная музыка ), например, симфонические и камерные концерты в Биле , Лугано парке Парко—Чивико) и др. Также проводятся международные музыкальные фестивали классической музыки в Люцерне , Санкт-Морице , Гштаде , которые являются одними из важнейших событий классической музыки .

Сейчас в Швейцарии существует 7 консерваторий (старейшая из них — Женевская). Среди музыкальных организаций — Объединение исполнителей йодлей (по состоянию на 2005 год насчитывало свыше 12000 членов ), Федеральное певческое общество (около 15000 членов ). Существуют оперные труппы в Базеле, Берне, Цюрихе, Люцерне, Санкт-Галлене и Биле.

Танцы

Среди популярных в Швейцарии танцев — «птичья» полька и различные хороводы . Также развит балет ; в некоторых городах, в частности в Цюрихе, Базеле и Женеве, имеются балетные труппы, в их числе танцевальная труппа Мориса Бежара , переехавшего в 1987 году из Брюсселя в Лозанну. Бежар основал в Лозанне танцевальную школу и компанию «Béjart Ballet».

Ежегодно в Швейцарии проходят народные фестивали танцев. С января 1973 года в Лозанне проходит один из самых престижных балетных конкурсов мира , основанный Филиппом и Эльвирой Брауншвейгские и Розеллой Хайтауэр . В разное время конкурс также проводился в других городах ( Нью-Йорк , Токио , Москва ).

Музыкальные инструменты

Швейцарский аккордеон

В списке представлены инструменты, популярные в Швейцарии (большинство из них популярны во многих странах Европы и Азии ):

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 августа 2010. Архивировано из 11 декабря 2011 года.
  2. (2005). Дата обращения: 4 августа 2010. Архивировано из 1 мая 2010 года.
  3. . Swissworld.ru. Дата обращения: 7 августа 2010. Архивировано из 16 августа 2010 года.
  4. Йодль (жанр нар. песен) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Швейцария / М. Г. Марецкая // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Гаспаров М. Л. . Восточная литература. Дата обращения: 3 августа 2010. Архивировано из 19 февраля 2010 года.
  7. Другие названия инструмента — Альпийский рожок, швейцарская свистулька (Schweizepfeife).
  8. . Дата обращения: 3 августа 2010. Архивировано из 18 февраля 2009 года.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. . Дата обращения: 6 августа 2010. Архивировано из 27 марта 2014 года.
  11. Ставились на немецком и итальянском языках.
  12. . Яндекс. Словари. Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано из 18 июля 2014 года.
  13. . Дата обращения: 9 августа 2010. Архивировано из 25 июня 2011 года.
  14. с 1937 года издавался под названием «Schweizerische Musikzeitung».
  15. И. А. Слепнёв. . Музыкальная энциклопедия . Дата обращения: 10 августа 2010. Архивировано из 10 октября 2013 года.
  16. Жак-Далькроз Эмиль // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  17. В скобках указаны годы пребывания в Швейцарии.
  18. (англ.) . Дата обращения: 12 августа 2010. Архивировано из 9 сентября 2009 года.
  19. . Кругосвет . Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано из 17 июня 2012 года.
  20. . Яндекс. Словари. Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано из 18 июля 2014 года.
  21. . Словари. Музыканты. Дата обращения: 24 августа 2010. (недоступная ссылка)
  22. . Nederland.ru. Дата обращения: 18 августа 2010. Архивировано из 15 августа 2011 года.
  23. . Дата обращения: 27 августа 2010. Архивировано из 6 сентября 2010 года.
  24. . Страны Европы (2007). Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано из 10 июня 2010 года.
  25. . Swissworld.ru. Дата обращения: 15 августа 2010. Архивировано из 29 июля 2010 года.
  26. . Дата обращения: 27 августа 2010. Архивировано из 22 августа 2010 года.

Литература

Ссылки

См. также

Источник —

Same as Швейцарская музыка