Парламентские выборы в Эстонии (2003)
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка Эстонии — музыка и танцы народов , населяющих Эстонию , в основном, эстонцев и сету . Тесно связана с карело-финскими и балтийскими музыкальными традициями.
Значительную часть своей истории эстонская музыка была в подавляющем большинстве случаев любительской и бесписьменной, изучать её начали лишь в XVIII веке. Древний народный песенный жанр — лирическая руническая песня — сохранился на острове Кихну и у сету, в остальной Эстонии был вытеснен более современной рифмованной песней.
Народные музыкальные инструменты представлены преимущественно деревянными духовыми , струнными смычковыми и струнными щипковыми . Традиции игры на скрипке , гармони и каннеле непрерывно продолжались по крайней мере с XVIII века, некоторые старинные инструменты типа смычковой лиры и волынки были реконструированы и стали использоваться снова .
С конца XIX века в Эстонии проводится множество музыкальных фестивалей, хоровое пение во время акций протеста против нахождения Эстонии в составе СССР дало название «Поющей революции» . Население независимой Эстонии продолжает активно интересоваться народной музыкой.
Древнейшие упоминания эстонской музыки встречаются у Саксона Грамматика и относятся к XII веку, также она упомянута в Хронике Ливонии XIII века и у Бальтазара Руссова , жившего в XVI веке . Первая запись эстонской мелодии сделана в 1632 году .
В XVIII веке филологи и авторы начинают обращаться к эстонской музыке, начинается изучение народной музыкальной традиции. Первыми такими исследователями были публицист Август Хупель и литератор . В конце XIX века , Оскар Каллас , Якоб Хурт , и другие начали заниматься целенаправленным сбором эстонской музыки .
Крупнейшие коллекции содержатся в Архиве эстонского фольклора (департамент Эстонского литературного музея , около 25 000 текстовых и 55 000 звуковых записей), и Институте эстонского языка , последний также является главным центром изучения эстонской музыки .
Важнейшие исследования эстонской музыки с конца Второй мировой войны выполнены Хербертом Тампере и Ингрид Рюйтель .
Основные жанры народной песни: старинная руническая песня , имеющая несколько аналогов в балто-финской культуре, и более новые рифмованные песни, возникшие под влиянием европейской народной песни XVIII века. Помимо этого сохранились древнейшие песни, появившиеся ещё раньше, чем рунические. Среди таких песен — рабочие и охотничьи, похоронные (дошли до нас только у народа сету ), сказочные, колыбельные и детские .
Вокальную народную музыку в Эстонии исполняли обычно женщины, в связи с чем тематика песен часто включает такие традиционно женские для эстонской культуры занятия как прядение .
Характерная черта северноэстонских песен — растягивание последней ноты в музыкальной фразе .
Песенная традиция рунических песен связана с одноимёнными песнями у финнов, карел, води и ижоры . В отличие от карело-финской традиции, в Эстонии нет героических песен, только лирические . У древнейших рунических песен нет припева , интервальная система — диатоническая , а диапазон используемых звуков очень узкий (не более кварты ) . Такие песни сохранились на северо-востоке страны. В дальнейшем между появился короткий припев, а затем увеличился и диапазон .
Исполняются обычно женщинами, в унисон без аккомпанемента, хотя из-за импровизации может возникнуть гетерофония . В южной Эстонии существовала традиция петь на одной ноте, с отступлениями во время каденции . Часто запевала исполняет куплет, который затем повторяет хор . В рунических песнях активно используются аллитерация и параллелизм, стихотворный размер — четырёхстопный хорей , в котором противопоставлены слоги с долгими и краткими гласными .
За сохранение рунической песни ЮНЕСКО внесло острова Кихну и Манилайд в список нематериального культурного наследия человечества . Также этот жанр сохранился у сету .
отличаются от эстонских. Они исполняются многоголосно: мелодию солистки одна часть хора повторяет в той же тональности, а другая — ниже, кроме того, певица с высоким голосом поёт постоянно повышающуюся вспомогательную партию ( эст. killõ ) , которая прерывается солисткой на следующем куплете . Техники пения сету имеют общие черты с мордовскими .
Рифмованные песни пришли в Эстонию из Европы в XVIII веке под влиянием народной музыки соседних стран, а также немецкой музыки , породив смешанный руническо-рифмованный жанр; во второй половине XIX века рифмованные песни полностью вытеснили рунические, за единичными исключениями . В этой новой традиции мужчины играли намного более активные роли, появились отдельные характерно мужские жанры . Рифмованные песни в основном лирические и описательные по содержанию, в них более развита мелодия, шире динамический диапазон, ритм сильнее варьирует; около половины произведений этого жанра написано в миноре .
Самые ранние сведения о танцах относятся к XVII веку, это упоминания ритуальных плясок обнажённых бездетных женщин, пытавшихся получить фертильность , танцуя вокруг католических часовен . Среди других ритуальных танцев — тайно исполнявшийся обнажёнными мужчинами острова Муху танец вокруг бочки с пивом на Йоль и перед чьей-либо свадьбой; он сохранился до XX века. Имеются и другие ритуальные свадебные танцы. Многие танцы были приурочены к конкретным праздникам, к примеру, известен западноэстонский зимний танец, связанный с культом . Другой танец сопровождал перемещение куклы Метсика в соседнюю деревню или лес в Семидесятницу или с началом мясопуста . Известны анимистические танцы, в которых исполнитель изображает быка, медведя, козу, сороку и так далее .
С конца XVIII века по Эстонии распространились танцы типа полонеза , спустя сто лет в восточной части страны в моду вошли разновидности кадрили , в то время как на севере и западе появился собственный жанр массовых танцев в трёхдольном метре лабаявалсс ( эст. labajalavalss ) . Деревенские танцы, такие как «Англичанка» ( эст. Ingliska ) , «Рыбак» ( эст. Kalamies ) и «Направо и налево» ( эст. Oige ja vasemba ) , появились во второй половине XIX века на северо-западе страны .
В конце XIX века в Эстонию проникли полька и вальс , в 1930-х годах — фокстрот , танго и другие современные танцы .
Эстония вошла в немецкую культурную сферу в XIII веке после завоевания Тевтонским орденом , немецкий стал языком образованного слоя и оставался им вплоть до конца XIX века. По-эстонски говорили только крестьяне и городские низы. Население было обращено в христианство , по всей Эстонии были построены монастыри и церкви, ставшие центрами авторской музыки ввиду отсутствия монаршьего двора .
Сведения об авторской музыке до Реформации (1520-е) отрывочны. До нас дошли описания деревенских органов 1329 года, однако записей музыкальных произведений того времени не сохранилось. Первая запись церковной музыки ( псалмовых тонов ) сделана в 1632 году в «Служебнике и домашнем руководстве для Эстонского герцогства в Лифляндии », выпущенном под руководством священника Генриха Шталя .
Организации городских музыкантов существовали с конца XV — начала XVI века ( Таллин , Тарту ). В XVII веке в церквях и гимназиях работали канторы и органисты: в частности, Иоганн Медер в 1674—1683 году был кантором в Ревельской гимназии , а ученик Дитриха Букстехуде работал в Нарве органистом. В 1632 году в Тарту был основан Тартуский университет , сыгравший важную роль в подъёме престижа города .
В первой четверти XVIII века на территории Эстонии проходили сражения Северной войны , в результате которой Эстляндия была присоединена к Российской империи. Тартуский университет был эвакуирован в Пярну, а в 1710 году закрыт почти на столетие, вновь начав работу в 1802 году. Несмотря на то, что университет продолжал быть научным центром, а в его штате был музыкальный руководитель для управления хором и исполнения музыки на праздничных мероприятиях, до XX века музыка как дисциплина там не преподавалась. Известный теоретик музыки Артур фон Эттинген работал в университете преподавателем физики .
К середине XVIII века Эстония оправилась от войн, появилась мода брать уроки пения и игры на клавикорде . В 1809 году в Таллине основан , где работала постоянная опереточная труппа, популярность получили музыкальные концерты, одно за другим основывались музыкальные общества . Уже в 1818 году в Тарту работал оркестр из 14—15 музыкантов .
Истоки музыкального образования находятся в деревенских школах, основанных шведскими властями. Учитель-органист — кёстер — учил детей не только писать и читать, но и петь гимны. В 1684 году близ Тарту была основана семинария для подготовки кёстеров . После окончания шведского владычества наибольших успехов в деле обучения эстонцев музыке достигли миссионеры- пиетисты , а с 1820-х — Моравские братья . Официальная церковь в ответ на их активность стала строить деревенские школы с начала XIX века; важную часть их программы занимало пение. В итоге этого противостояния в Эстонии появилось мощное хоровое движение, имевшее значительное влияние на историю страны . Первыми эстонскими композиторами считаются Александер Кунилейд (автор музыки к произведению « Моё отечество — моя любовь ») и .
Усилиями писателя Йохана Яннсена в 1869 году был организован Эстонский праздник песни , который проводится с тех пор каждые пять лет с перерывами только на военные годы. На первом празднике песни участники исполнили песню «Отчизна моя, моё счастье и радость», позже ставшую гимном страны . На четвёртом празднике песни, проведённом в 1891 году, впервые управлять праздником был назначен не балтийский немец, а эстонец, Йохан Кёлер
В XX веке экономическое положение населения значительно улучшилось, население городов росло, что положительно влияло и на эстонскую музыку. С конца XIX века появлялись разнообразные организации для профессиональных музыкантов, в том числе общества песни и Эстония , в каждом из которых помимо хора был оркестр и театральная труппа . Общество «Эстония» превратилось в одноимённый театр оперы и балета , а «Ванемуйне» — в первый эстонский драматический театр .
Первые профессиональные эстонские музыканты (среди них , Мийна Хярма и ) получали образование в Санкт-Петербургской консерватории , но никто из пионеров эстонской музыки не смог работать на родине из-за плохих экономических условий . Важнейшие фигуры первого поколения — Рудольф Тобиас , Март Саар , Пеетер Сюда , Хейно Эллер , Кириллус Креэк , Людиг Михкель , Юхан Аавик ; также следует отметить основателей национальной композиторской школы Артура Каппа и Артура Лембу . Почти все вышеперечисленные совмещали свою профессию с преподаванием .
В 1918 году Эстония объявила о независимости, в период которой музыкальная культура стремительно развивалась. В следующем году основаны и Эстонская академия музыки и театра , в 1930-х появился Эстонский национальный симфонический оркестр . В 1920 году Хейно Эллер начал преподавать в Высшей музыкальной школе Тарту, его ученики составили следующее поколение композиторов Эстонии, наибольшей известности среди них добился Эдуард Тубин .
Эстонские немцы были вывезены в Германию по Германо-советскому торговому соглашению 1939 года , после чего немецкое влияние на культуру страны окончательно прекратилось. Эстония была присоединена к Советскому Союзу в 1940—1941, а затем и после немецкой оккупации — с 1944 года, многие знаменитые музыканты бежали из страны, после чего в композиторской школе начался период стагнации. Тем не менее, в 1940-х появились два крупных хора: и .
Основную роль в профессиональной музыкальной жизни советской Эстонии играла . Филармония организовывала концерты и гастроли эстонских музыкантов, а также принимала гастроли артистов из других союзных республик и из-за рубежа. К концу 1980-х ежегодно проводилось около 2500 концертов общей посещаемостью до 900 000 человек в год .
Известными музыкальными коллективами советского периода были Государственный симфонический оркестр ЭССР (главный дирижер Пеэтер Лилье ), смешанный хор Эстонского телевидения и радио, эстрадный оркестр Эстонского телевидения и радио; в составе филармонии действовали , камерный хор под руководством Тыну Кальюсте , ансамбль старинной музыки « Hortus Musicus » под руководством Андреса Мустонена и духовой оркестр «Таллин» .
В конце 1950-х годов из советских учебных заведений выпустилось новое поколение композиторов, что привело к обновлению композиторской школы. Эйно Тамберг и Яан Ряэтс включали в свои произведения элементы неоклассицизма ; Арво Пярт и — техники музыкального авангарда , такие как сериализм ; Вельо Тормис , как и Саар, и Креэк, много работали с народной музыкой . В советский период эстонской истории одобрение цензурных органов получали только далёкие от аутентичных «социалистические по содержанию и национальные по форме» произведения, хотя власти не мешали проведению многочисленных фестивалей хорового пения .
Мировой знаменитостью, обладателем длинного списка наград и почётных званий, в том числе звания рыцаря Ордена Почётного легиона , а также самым исполняемым композитором в мире стал живущий с 1980 года в эмиграции эстонский композитор Арво Пярт . Его религиозные и классические произведения созданы в уникальном минималистическом стиле. Другим пионером электронной музыки был композитор Лепо Сумеру .
Заметной фигурой в эстонской музыке второй половины XX века был Георг Отс , популярный камерный и эстрадный певец, ректор Таллинской консерватории , председатель Театрального общества Эстонии, Народный артист СССР (1960). Всесоюзную известность ему принесла ария Мистера Икса в одноимённом музыкальном фильме в 1958 году.
В Эстонии существовала сильная фортепьянная школа. Среди пианистов выделялся Бруно Лукк , профессор и директор Таллинской консерватории, Народный артист Эстонской ССР, выступавший в дуэте с Анной Клас , Заслуженной артисткой ЭССР. В 1947 году Лукк и Клас были награждены Государственной премией Эстонской ССР. Пианист Калле Рандалу , ученик профессора Лукка, в 1982 году занял 4-е место на VII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского , а Ивари Илья в том же году занял 8-е место на Международном конкурсе пианистов имени Шопена .
Активно развивалась и популярная музыка. В 1970-е известным эстонским коллективом была рок-группа «Руя» (солист Урмас Алендер ). На эстраде были популярны вокально-инструментальные ансамбли «Контакт» (солистка Марью Ляник ), «Немо» (солистка Анне Вески ), «Махавок» (солистка Каре Каукс ) и другие. Эстонские исполнители добивались успеха и за пределами республики: в 1984 году Анне Вески заняла два первых места на фестивале в Сопоте , в 1985 Марью Ляник стала лауреаткой конкурса «Интерталант-85» в Праге .
Основную работу по сохранению и развитию национальной музыки в современной Эстонии делают многочисленные любительские коллективы . Среди профессиональных объединений, созданных после обретения независимости, выделяются Пярну и .
С конца XX века в Эстонии появилось множество новых фестивалей народной музыки, в основном стремящихся к аутентичности: с 1977 года проводится фестиваль культуры сету ( эст. Setu Leelopäevad ) , с 1986 — фестиваль культуры уезда Ляэне-Вирумаа (Viru säru) , с 1987 — международный фестиваль фольклора «Балтика» ( эст. Folkloorifestival Baltica ) и местный «Вильяндимаа вирред» ( эст. Viljandimaa virred ) . Другая разновидность массовых музыкальных мероприятий — встречи и семинары . Хоровое пение как форма ненасильственного протеста во время борьбы за восстановление независимости (1987—1992) дало название эстонской « Поющей революции ».
Дирижёр Тыну Кальюсте в 2014 году стал обладателем премии « Грэмми » за работу над альбомом Арво Пярта «Adam’s Lament» в номинации за лучшее хоровое исполнение . Другие эстонские дирижёры мирового уровня — Пааво Ярви (также лауреат «Грэмми») и Ану Тали . Среди музыкантов следующего поколения следует отметить и Эркки-Свена Тюйра , получившего также международное признание как композитор, наряду с Вельо Тормисом и Хеленой Тульве .
В музыкальной сфере в Эстонии действуют около 1500 предприятий и организаций, всего в этой области занято около 5800 человек. Суммарный доход профессиональной музыкальной индустрии составляет 135 миллионов евро в год. Концерты различных стилей музыки в Эстонии ежегодно посещают около 2 миллионов человек .
Варган пармупилл ( эст. parmupill ) — один из древнейших инструментов, распространённых на территории Эстонии .
Другой старинный инструмент, самый популярный из народных — пяти- и семиструнный каннель , родственный кантеле и другим балто-финским струнным инструментам . Начиная с XIX века количество струн у каннеля постепенно увеличивалось, пока не достигло современных 20—30 и более, вплоть до 50 . Основные способы извлечения звука из этого инструмента — аккордовое бряцание правой рукой при зажатых левой рукой не участвующих струнах и одновременная игра двумя руками на мелодических и басовых струнах .
, «струнный каннель» с двумя, тремя или четырьмя струнами, называется хийуканнел ( эст. hiiukannel ; хийумааский каннель) или роотсиканнел ( эст. rootsikannel ) , он был заимствован из Швеции , вероятно, в XIX веке; по-шведски он называется . Хийуканнел имеет плоский прямоугольный корпус (иногда он частично выгнут наружу), в верхней части инструмента находится отверстие, над которым натянуты струны из конского волоса, кишок или металла . Хийуканнел держат большим пальцем правой руки, прижав нижней частью к ноге; левая рука водит смычок . На одной или двух струнах исполняют мелодию, остальные используются как бурдонные . Из Швеции же в то же время был заимствован моллпилл ( эст. mollpill ) , смычковый псалтерий с одной струной .
Скрипка ( эст. viiul ) попала в Эстонию в XVIII веке и широко распространилась по стране за столетие, вытеснив хийуканнел . На скрипке аккомпанировали старинным и новым танцам, исполнитель мог подыгрывать себе при пении, что требовало держать инструмент ниже подбородка .
К концу XIX века все струнные инструменты, аккомпанирующие танцам, заменила гармонь ( эст. lõõtspill ) — громкая, играющая сразу и основную партию и аккорды .
Духовые инструменты Эстонии представлены используемыми в скотоводстве рожками, флейтами, свистками, а также волынкой «торупилл» ( эст. torupill ) . Большинство инструментов скотоводов — язычковые деревянные духовые с одинарной тростью. Изначально они употреблялись как сигнальные, но со временем на них начали исполнять мелодии. Используется множество разновидностей рожков: карьяпазун ( эст. karjapasun ) без пальцевых отверстий, сокузарв ( эст. sokusarv ) с 3—4 отверстиями (изредка больше) и другие; свистков из ивовой и другой древесины; флейт и свирелей: роопилл ( эст. roopill ) с шестью отверстиями и вилепилл ( эст. vilepill ) . Вилепилл вырезают из сосновой ветки, на севере к нему приделывают колокольчик из коры, а у сету — олений рог .
Эстонская волынка — торупилл ( эст. torupill ) — появилась в XIV столетии . Она состоит из мешка, обычно изготавливаемого из желудка или мочевого пузыря морского котика или другого крупного животного; к мешку присоединена трубка для нагнетания воздуха, голосовая трубка (часто роопилл ) и одна, две или (реже) три бурдонные трубки . Все трубки имеют одинарную трость . Вторая трубка настраивается в квинту к первой. Волынка особенно популярна на севере и западе страны, она сопровождала свадьбы и другие торжества, а также использовалась во время полевых работ . Произведения для торупилл обычно имеют три части, в их основе лежит мажорный пентахорд или гексахорд . Исполнитель обычно обильно пользовался фигурацией .
После восстановления Эстонией независимости в 1990 году развитием и популяризацией музыкального творчества занимается . Ему подчинены следующие учреждения :
Кроме того, подведомственным учреждением Министерства культуры является «Ээсти Концерт», крупнейший организатор концертов и управляющая компания следующих концертных залов :
Профессиональное музыкальное образование в Эстонии предоставляют следующие учебные заведения :
Музыкальное образование входит в программу обучения эстонских средних школ .