Interested Article - Народная кадриль
- 2020-08-20
- 1
Наро́дная кадри́ль ( деревенская , крестьянская , или просто кадриль, кадрель , бытовой танец , городской бытовой танец , городской бытовой лёгкий парный танец , парный танец , танец ) — вид народного танца восточных славян и балтов , для которого характерно определённое построение и чёткое разделение на пары и фигуры.
«Городские танцы» (кадриль, ланцет, ойра , , па-дё-катр , па-д-эспань , краковяк ) считались «лёгкими» и были особенно популярны в деревнях, где было сильно влияние города .
Собственно народная кадриль произошла от одноимённого французского салонного танца и очень быстро стала популярной среди горожан, а затем и крестьян. Танец претерпел изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Народная кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из хороводов и плясок . В танце принимает участие обычно чётное количество пар, при этом их количество не ограничено. Нередко кадрили исполняются под частушки , которые поются всеми исполнителями одновременно, либо по очереди. В кадрили каждая фигура отделяется от следующей музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами. Танец стал настолько популярен в народе, что под этим термином подразумевают вообще все парные и не только парные танцы позднего городского происхождения.
Со временем танцевать парами кадриль ( кадрить ) стало настолько популярным среди молодёжи, что под словом «кадрить» стали подразумевать «добиваться расположения к себе партнера в ходе танца», «знакомиться, сближаться, склонять к взаимности, флиртовать» (сначала в процессе танца, а потом и без него) .
История появления
В России танец появился в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ассамблей . Основным развлечением на ассамблеях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято.
Постепенно «крепостные слуги русских дворян перенесли форму кадрили и некоторые фигуры этого танца в родные деревни и сёла и, переделав его на свой лад, приспособили к своим вкусам» . Больше всего распространилась кадриль в России в больших торговых городах, где были приезжие иностранцы: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Знакомство с новым танцем происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца. Весь XIX век кадриль была очень популярна в русском городском быту. В русской крестьянской среде кадриль распространилась с середины XIX века, особенно широко — с конца 1890-х, и бытовала до 70-х годов XX века. В деревнях кадрили танцевали, как и хороводы, в сопровождении песен. С 1920–30-х годов песни стали вытесняться наигрышами на гармошке .
Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась, она изменялась и утратила всё салонное. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились народные названия: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. Кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости .
Русская
Характерные особенности русской кадрили:
- музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);
- исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;
- в танце может быть минимум пять фигур и максимум 12.
Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестёра, восьмёра, четвёра , распространённые на Урале и в северных областях России .
Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые. В некоторых кадрилях не всегда выдерживаются эти формы построения от первой фигуры до последней. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили.
Квадратная
Квадратная («на четыре стены», «по углам») кадриль исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата. Движение и переходы пар происходит по диагонали или крест-накрест.
В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар:
- Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;
- Две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте или же кружатся;
- Две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или же меняются местами;
- Две противоположные пары сходятся в центре и парень одной пары передаёт другому свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними. Несмотря на схожесть рисунка, кадрили резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей той местности, в которой бытует данная кадриль.
Линейная
В линейной (двухрядной) кадрили может участвовать даже две пары, поэтому её удобно танцевать при ограниченном количестве участников и площади. Каждая пара пляшет почти всегда только с противоположной парой. Основные движения в линейной кадрили — пары идут друг на друга одновременно или же одна пара подходит к другой.
Обычно в начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии друг напротив друга. Это может происходить как под музыку, так и без музыки.
В линейных кадрилях характерны свои различные построения и переходы пар:
- Линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и затем возвращается на своё место; Пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся по кругу, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на своё место; Девушки образуют круг между двух линий парней; или, наоборот, круг образуют парни между линий девушек;
- Две линии идут навстречу друг другу, одна линия проходит под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия.
Круговая
В круговой количество пар должно быть не меньше четырёх. Обычно участвует чётное количество пар: 4, 6, реже 8 пар. Но иногда может плясать и нечётное количество — 5 или 7 пар.
Пары располагаются по кругу, и двигаются по кругу. Движение пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, а также к центру круга и обратно:
- Парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу к следующему партнёру. В некоторых вариантах, наоборот, парни переходят по кругу.
- Парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров.
- Девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звёздочку» или круг, затем разворачиваются и возвращаются на место.
- Парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу, исполнители совершают обход со своими партнёрами правым или левым плечом вперёд.
В отдельную группу выделяют польки , для которых характерны движения «пятка, носик, топ, топ, топ». Это — полька, полечка, полька-бабочка, полька-птичка, полька с каблучком .
Лансье
Особой разновидностью кадрили является Лансье . Лансье появился в России через 50–60 лет после кадрили и также прошёл путь от салонного танца до народного танца. Лансье также может называться «ланце», «ланцо», «линце», «ланчик», «лансе». Танец встречается на севере России и в Сибири . Лансье исполняет чётное количество пар, построение квадратом, реже двумя линиями. Пары переходят по диагонали. Фигуры в лансье меньше, чем в русской кадрили. Обязательной фигурой является «шен» .
Украинская
Кадриль широко используется на Украине. Она отличается больше хореографическими вариантами музыкального материала. Некоторые народные кадрили с хореографической стороны имеют то или иное сюжетное развитие, например «Шалантух». Это сближает кадриль с такими сюжетными танцами на бытовые темы, как «Микола», «Гарненька молодичка», «Торлицд» и др. каждая фигура кадрили имеет соответствующую музыку, в основу которой положены ладово-интонационные и ритмические особенности украинского мелоса.
В отличие от других жанров бытовые танцы с давних времён были в центре внимания композиторов и хореографов. Кадриль складывается из множества фигур (до 12-ти). Музыкальный материал кадрили в большинстве случаев состоит из песенных мелодий («Ой, не ходи Грицю», «Баламуте» и др.)
В инструментальном исполнении используются также мелодии польки.
Примеры кадрилей: «Охроміевицька кадриль», «Держанівська кадриль», «Красилівська кадриль», «Подшілська кадриль», «Поліська кадриль», «Іванівська кадриль», «Ланце (Линець)», «Українська кадриль» («Дев’ятка»), кадриль «Шалантух».
Белорусская
В Белоруссии во второй половине XIX века получили широкое распространение кадрили и бытовали в различных местных вариантах. На основе некоторых из них в наше время были созданы сценические образцы : «Ланская», «Турэйская», «Смаргонская» и др. А иногда и под самостоятельными, отдельными названиями: «Лянцяй», «Врубель», «Чижык», «Бычок», «Шор», «Нажницы» и др. Кадрили можно встретить в белорусских сёлах и деревнях ещё и сегодня. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.
В белорусской кадрили их от 4 до 12 фигур. Обычно заводила перед началом выкрикивает название фигуры. Наиболее известными являются:
- «Проходка» — степенная, с шутливым самолюбованием.
- «Воротах» — мелкий узор, в котором старательно выделывая каждое па.
- «Колечко» — бег со стремительно меняющимися кругами .
- «Лявониха» — бодрая и весёлая.
Например восьмифигурный танец: «Лянуяй»: 1. «проход» 2. «воротца» 3. «встреча» 4. «колонка» 5. «крест» 6. «верёвочка» 7. «пробежка» 8. общая полька.
Фигуры кадрили часто составляются из знакомых танцев: в начале « Барыня », в середине « Казачок » или «Рускач», и в конце « Лявониху ». Порой кадриль становилась как бы танцевальной сюитой, части которой связываются лишь определённым порядком следования фигур. Например: 1. галоп 2. оберек 3. марш 4. мазурка 5. краповяк 6. вальс 7. русский 8. полька. Музыка подчиняется хореографии и обрывается, как только заканчивается исполнение той или иной фигуры. Кадрили редко исполняются с песнями.
Наиболее частый состав кадрили — от двух до 16 пар. Характерные рисунки — круги, кресты, ворота, колонны, линии, звёздочки. Движения — , шассе , , и др. Характерные черты для белорусской кадрили: танцы «открываются» и «закрываются» общим круговым движением участников.
Характерным для белорусских кадрилей является повторение каждой парой или участником по очереди заданной фигуры или фрагмента фигуры. Протанцевав колено с одним партнёром, девушка должна исполнить то же самое и со всеми другими.
Встречаются кадрили, исполняющиеся не парами, а двумя или несколькими тройками. Как правило, составляются они из юноши и двух девушек (у русских такая разновидность кадрили называется «Шестёра»).
По исполнительной манере белорусские кадрильные танцы делятся на 2 вида: медленные степенные и быстрые.
См. также
Примечания
- Мартынова Н. Э. Парные танцы как вид традиционной русской хореографии // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 3 (22) : сборник статей по материалам XXII международной заочной научно-практической конференции. — М.: Международный центр науки и образования, 2014. — С. 38–42.
- Чурко Ю. М. Из вчера в завтра (Традиции и новаторство в хореографическом фольклоре): Народный танец. Проблемы изучения: сб. научных трудов. — СПб.: ВНИИ, 1991. — С. 113.
- Парные танцы как вид традиционной русской хореографии // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: У 5 частках. от 27 марта 2020 на Wayback Machine — Мінск: Права і эканоміка, 2013. – 144 c. — ISBN 978-985-552-238-7 (ч.5) — С. 84, 85
- Богданов Г. Ф. Как заморская фигура «шен» стала русской «шиной» // Живая старина . 2009. № 3. — С. 52–56.
- Афанасьева А. Б. от 19 января 2021 на Wayback Machine // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (42) 2016 — С. 90
- Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области — М.: Наука, 1964 — 352 с. — С. 247
- от 3 апреля 2019 на Wayback Machine // Толковый словарь Кузнецова
- Отин Е. С. Материалы к словарю ненормативной лексики (продолжение) // от 3 апреля 2019 на Wayback Machine — Донецк: Донеччина, 1999. — С. 183
- Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964 — с. 349
- ↑ Афанасьева А. Б. от 19 января 2021 на Wayback Machine // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (42) 2016 — С. 91
- от 6 мая 2018 на Wayback Machine // Музыкальная энциклопедия
- Мартынова Н. Э. Парные танцы как вид традиционной русской хореографии // Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: У 5 частках. от 27 марта 2020 на Wayback Machine — Мінск: Права і эканоміка, 2013. – 144 c. — ISBN 978-985-552-238-7 (ч.5) — С. 85, 86
- от 10 сентября 2019 на Wayback Machine // Танцевальный словарь
- Ланце // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Литература
- Бажонкин А. В. — Горький, 1990
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1881. — Т. 2.
- Тимошенко Л. Г. // . — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013.
Ссылки
- Спиридонова Т. В.
- .
- .
- .
- .
- .
- 2020-08-20
- 1