Премия «Грэмми» за лучший полька-альбом
- 1 year ago
- 0
- 0
По́лька — быстрый живой центральноевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — (инф.) . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия) и с тех пор стала народным танцем .
Согласно легенде, полька, придуманная служанкой из Богемии Анной Слезак (Слезаковой) в 1830-х годах, быстро получила распространение в европейских городах. В Париже аристократы безуспешно пытались запретить «неприличный танец», в том числе с помощью полиции. Зимой 1843 года русский переводчик Владимир Солоницын писал, что «весь Париж сошёл с ума: все хотят танцевать польку, все учатся польке. <…> Это танец не очень благопристойный, вроде cancan , потому что в нём дамы должны сгибать одну ногу в колене и поднимать пятку так высоко, что при этом движении видна подвязка другой ноги» .
Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II . Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны , Антонина Дворжака и других.
Считается, что название танца произошло от чешского слова půlka , означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем ( polska , (инф.) ).
В России полька появилась в 1845 году. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц . Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
Полька, как одна из фигур, вошла в русские кадрили . На юге России полька стала местной пляской: в Воронежской губернии — «Ливенская полька», в Ростовской — «Полька-тацинка», на Кубани — «Полька-кастырка» .
В 1850-е годы полька получила расширение среди белорусов . Полька хотя и является заимствованным танцем, близкий народной белорусской хореографии, она сильно трансформировалась в Национальном плане при этом оказав сильное влияние на другие танцы . Войдя в быт белорусов, она трансформировалась в национальном духе. В разных регионах возникли локальные варианты, которые ассимилировались с местным хореографическим фольклором и становились народными. Легкость проникновения польки в белорусскую хореографию обусловлена определенной близостью ее к белорусским национальным хореографическим традициям .
2/4 размер польки хорошо слился с белорусским традиционным танцем, который имел аналогичный размер. Так, например « Трясуха » является символом типового народного танца, от которого она и получила свое название, и польки . Чаще всего в Беларуси полька выполняется парами, движущимися полшага с поворотами по кругу. Танец украшается разнообразными мелкими па , часто сопровождается частушками .
Белорусские польки чрезвычайно богаты по своим хореографическим и музыкальным рисункам, они отличаются большим ладовым и интонационным разнообразием . Полька требовала от танцоров и мастерства, и физической выносливости[6].
Как и кадриль, полька также имеет множество локальных вариантов: «Борисовская», «Витебчанка», «Гавковская», также названия давались по особенностям хореографии: «Через ногу», «С подкиндесом», «С присядками», «На пятке», «Винтом» и другие .
Во многих европейских странах существует свой вариант польки. Её считают народным танцем в России, Белоруссии, Украине, Чехии, Польше, Германии, скандинавских странах, республиках бывшей Югославии и многих других. Каждая нация внесла в танец свои особенности: эстонская танцуется медленно, важно, молдавская — темпераментно, белорусская Полька-крыжачок , — грациозно, украинская и русские польки — весело. У русских известно множество вариантов: Полька простая, Полька-ойра , Полька на троих, , , Бешеная бабочка .
Войдя в репертуар бальных танцев, полька пополнилась бальными разновидностями: появились , , .