Лыков-Оболенский, Борис Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лы́ко — луб молодой липы и некоторых других лиственных деревьев ( вяза , ивы ). Применяется для плетения лаптей . Из луба более старых деревьев заготавливают мочало , идущее на изготовление грубых изделий — рогожи , канатов , решёт .
Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани :
Русские князи бишася съ Литвою и Ятвяги, и победиша ихъ, уставиша на нихъ дань, лыко и кошницы и веники до бани.
— А. Курбатов . Русь нелапотная (журнал «Родина», № 6, 2001).
Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян , у народов Прибалтики , у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции . До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты . Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы». Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей . Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан . Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний .
Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них — село Смирново в Нижегородской губернии , где делались знаменитые «смирновские лапти»; село Семёновское (близ Кинешмы ); село Мыть Шуйского уезда ( Владимирская губерния ). Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…» .
Исследователи традиционно рассматривали лыковые лапти в качестве атрибута крестьянского быта, своеобразного свидетельства «бедности древнерусского крестьянства». Согласно альтернативной точке зрения, обувь из лыка примерно до XVI века не имела столь значительного распространения, в сравнении с обувью кожаной, и использовалась преимущественно во время сельскохозяйственных работ (в поле, в лесу и т. д.). В дальнейшем, с ростом цен на кожу, лапти стали вытеснять сапоги из повседневного обихода крестьян .
Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…» . На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы , поскольку в это время кора ещё мягкая» . Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке . К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости .
В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести» .
Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы :
Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.
— Т. А. Козлова . Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. 334
Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек» , использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой» .
Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева , с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков .
Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку .
В марийском фольклоре герои добывают лыко для изготовления корзин и лаптей . Липовая кора была традиционным источником сырья для плетения обуви и у мордвы. Косвенное подтверждение этому находим в эрзянской сказке «Недоплетённый лапоть»: «Пора было взяться Ивану за работу, а обуваться не во что. Отправился Иван в лес, надрал лыка, пришёл домой и начал плести лапти» .
В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка («Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др.). Выражение «Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести» .