«Немецкая оккупация»
— цикл работ советского художника
Меера Аксельрода
, созданный в годы
Великой Отечественной войны
. Цикл посвящён памяти миллионов расстрелянных, сожжённых, замученных — в
Бабьем Яру
и других урочищах, в лагерях смерти, в ходе «акций» в бесчисленных
гетто
.
Содержание
История создания
Во время
Второй мировой войны
, находясь в эвакуации в
Алма-Ате
(там художник работал с
Эйзенштейном
над
фильмом «Иван Грозный
»), Аксельрод встретился с еврейскими беженцами из
Польши
и оккупированных районов
Советского Союза
. От них он узнал первые подробности
Холокоста
. Потрясённый, художник начал переносить на бумагу и холсты сцены бедствий, которые видел в своём воображении: массовые казни, бессудные расправы, гетто, концлагеря. В результате появился уникальный цикл «Немецкая оккупация», поражающий зрителя пронзительной, почти документальной силой воздействия. Это единственный большой — более 100 работ — цикл о зверствах немцев и о жизни и смерти под нацистской оккупацией, созданный крупным художником непосредственно во время войны. Этот цикл имел важное национально-историческое значение, перекликался со знаменитыми публицистическими статьями
Ильи Эренбурга
, которые годы Великой Отечественной войны и Холокоста читала едва ли не вся страна
.
Завершением большого цикла работ «Немецкая оккупация» стал единственный прижизненный портрет героя
Собибора
—
Александра Печерского
, с которым художник познакомился в
Ростове-на-Дону
, на открытии первой персональной выставки Аксельрода. Портрет написан в 1968 году.
Отображение в культуре
По разным причинам цикл «Немецкая оккупация» никогда не выставлялся целиком. Поначалу казалось, что его выставочная судьба складывается успешно: шесть работ из цикла были представлены на групповой выставке уже в 1942 году. Однако в дальнейшем сталинская политика государства, не выделяющего никого по национальному признаку (несмотря на то, что на оккупированных территориях нацисты уничтожили еврейское население), и другие общественные и личные обстоятельства помешали произведениям цикла завоевать должную популярность.
Память
Работы из цикла приходят к зрителю в полном объёме благодаря сотрудникам
, которые подготовили серию выставок с одноимённым названием «Немецкая оккупация», имевших большой успех в России и за границей.
Выставки
Музей Марка Шагала
. «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода»,
Витебск
,
Республика Беларусь
, 2018. Выставка стартовала в канун Международного дня памяти жертв Холокоста и посвящён этой скорбной дате в календаре. Куратор выставки —
Санкт-Петербургский музей академии художеств. «Немецкая оккупация»,
Санкт-Петербург
, 2019. Выставка приурочена памяти жертв Холокоста и к 75-летию снятия блокады Ленинграда. Кураторы выставки — директор Фонда Александра Печерского
и арт-директор галереи «
» Любовь Агафонова.
«Немецкая оккупация в работах Меера Аксельрода»,
Загреб
,
Хорватия
, 2020. Выставка приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Литература
Статья
Алека Эпштейна
:
(рус.)
.
regnum.ru
. Дата обращения: 30 апреля 2020.
9 декабря 2017 года.
Еврейский камертон. № 1. 2018. — Вторая
(неопр.)
.
vtoraya-literatura.com
. Дата обращения: 30 апреля 2020.
Сванидзе Н. К
., Васильев И. Ю.
Собибор. Возвращение подвига Александра Печерского. — Эксмо, 2018. — 16+. — 224 с.—
ISBN 978-5-04-093888-9
. Иллюстрация картины «Узник» из цикла Немецкая оккупация
М. Ю. Эдельштейн
, Ю. Б. Макарова, К. И. Могилевский
. Собибор. Хроника восстания в лагере смерти. —
Эксмо
, 2018. —16+. — 208 с. —
ISBN 978-5-04-091444-9
. Книга проиллюстрирована не публиковавшимися ранее работами известного советского художника Меера Аксельрода из цикла «Немецкая оккупация»
. Собибор. Восстание в лагере смерти.—
Эксмо
, 2018. — 16+. — 256с. —
ISBN 978-5-04-092377-9
. Книга проиллюстрирована не публиковавшимися ранее работами известного советского художника Меера Аксельрода из цикла «Немецкая оккупация»
Ссылки
(неопр.)
.
history.museum.by
. Дата обращения: 30 апреля 2020.
Видеорепортаж: «Немецкая оккупация. Взгляд переживших» открылась в
(рус.)
.
stnmedia.ru
. Дата обращения: 30 апреля 2020.
5 ноября 2018 года.
(неопр.)
.
www.facebook.com
. Дата обращения: 30 апреля 2020.
Примечания
↑
(рус.)
. NEWSru.co.il. Дата обращения: 29 апреля 2020.
1 июня 2021 года.
(неопр.)
regnum.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
9 декабря 2017 года.
(неопр.)
. glasnarod.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
(рус.)
. Москва Меняется (25 июля 2018). Дата обращения: 29 апреля 2020.
6 мая 2021 года.
(рус.)
. www.vitbichi.by. Дата обращения: 29 апреля 2020.
11 февраля 2018 года.
(неопр.)
. sovrhistory.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
6 июня 2020 года.
(рус.)
. rvio.histrf.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
12 августа 2020 года.
Светлана Шидловская.
(рус.)
. Сайт информационного агентства «Минск-Новости» (10 октября 2018). Дата обращения: 29 апреля 2020.
10 августа 2020 года.
(рус.)
. Государственное учреждение «Национальный исторический музей Республики Беларусь» (17 октября 2018). Дата обращения: 29 апреля 2020.
(рус.)
. stnmedia.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
(неопр.)
. opennov.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
(рус.)
. vellum.ru. Дата обращения: 8 октября 2023.
(неопр.)
. ТАСС. Дата обращения: 29 апреля 2020.
11 апреля 2020 года.
(рус.)
. eksmo.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
3 августа 2020 года.
(рус.)
. eksmo.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
25 октября 2020 года.
Собибор. Хроника восстания в лагере смерти
(рус.)
.
(рус.)
. eksmo.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
19 сентября 2020 года.