Радио и телевидение Косова
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка Косова ( алб. Muzika në Kosovë ) — часть европейской культуры , музыка , в которой определяющую роль играет музыка косовских албанцев , составляющих абсолютное большинство, в условиях незначительной доли влияния музыки мелких национальных меньшинств частично признанной Республики Косово .
На протяжении всей своей истории музыка косоваров служила важным культурным фактором, составляя значительную часть косовской национальной идентичности и вобрав в себя в качестве художественной основы давнюю и традиционную народную музыку (которая отличается албанской инструментальностью), рапсодии , классическую музыку и западную культуру .
Хотя на косовском музыкальном рынке царит популярная музыка , классика и фолк остаются актуальными, при этом многие современные косовские музыканты часто берутся за восстановление былых музыкальных традиций. Между тем, ведущей музыкальной тенденцией Косова является ориентация на западную музыку, а к основным популярным жанрам относятся поп , рок , хип-хоп , электронная музыка , джаз .
В прошлом эпическую поэзию в Косове и северной Албании исполняли на лагуте (однострунной скрипке), а затем использовалась более мелодичная «чифтелия» ( алб. çiftelia ), которая имеет две струны: одну — для мелодии и одну — для рокота . Исследования по культурной антропологии показали древность этой традиции и тот факт, что она развивалась параллельно с другой традиционной музыкой на Балканах . В то же время различные археологи обнаружили находки, датированные V веком до нашей эры , такие как картины на камне, изображающие музыкантов с инструментами, в частности портрет «Пани» с аэрофоном , подобном флейте .
Характеризуется использованием аутентичного албанского инструмента «чифтелия» ( алб. çiftelia ), мандолины , мандолы и ударных .
Самые известные албанские рок-группы: «Gjurmët», «Diadema», «Jericho», «Offchestra», «Toxin», «Purgatory», «Minatori», «Trix», «Rock Gjinis», «Troja», «Votra», «Humus», «Asgjë Sikur Dielli», «Gillespie», «Kthjellu», «Cute Babulja», «Babilon», «Bloody Foreigners» и другие.
Выдающийся албанский музыкант в стиле джаза и электронной музыки — Илир Байри.
Среди самых популярных коммерческих исполнителей и исполнительниц нынешнего Косова , Рита Ора , Эра Истрефи , Дуа Липа , Орхидея Латифи «Кида», Дхурата Дора, Нора Истрефи , , Гента Исмайли , Рона Нишлиу , и Аделина Исмайли .
Представители фольклорной музыки из Косова — фольклорная группа , музыкальная группа «Agimi» и другие коллективы.
Сербская музыка в Косове занимает небольшую нишу как музыка нацменьшинства и представляет собой смесь традиционной музыки (которая является частью более широкой балканской традиции) с собственным отличительным звучанием и различными турецкими влияниями . Сербские песни из Косова стали источником вдохновения для 12-го песенного венка «Руковет» авторства композитора Стевана Мокраняца . Большую часть сербской музыки из Косова составляет церковная музыка при некоторой доли песенной эпической поэзии . Это национальное меньшинство Косова также использует сербский национальный однострунный инструмент гусле .
Несмотря на то, что рок-музыка в Косове всегда была ориентирована на Запад, влияние Югославии также в определённой мере сказалось на ней, но оказалось кратковременным . Одна из первых популярных албанских рок-групп, которая образовалась в 1964 году в г. Приштине, называлась «Blue Star» (Синяя звезда), впоследствии переименованная в «Modestët» . В Митровице в начале 1970-х годов рок-музыку создавали как этнически албанские, так и сербские группы, хотя каждая из этих двух этнических групп имела свою отдельную аудиторию и исполняла песни на своём языке. Исключением могли служить такие биэтнических группы, как « » , в которую входили и албанские и сербские музыканты, и « », но такое межэтническое сотрудничество в рамках этих проектов было недолгим.
В течение 1980-х годов Приштина была важнейшим средоточием албанской рок-музыки. Среди фаворитов была группа « », основанная в 1981 году. Сочетая рок-музыку с « », она заложила основы албанского рока. Другими известными коллективами, сформированными в этот период, были «Ilirët», «403», «Telex», «Seleksioni 039», «Minatori» и «Menkis». С другой стороны, музыкальный андеграунд более тяготел к панку . Самой известной андеграундной панк-рок-группой Приштины 1980-х гг. была «Lindja» с её ведущим музыкантом Луаном Османи (лид-гитара). Начало 90-х годов породило другие рок-группы и отдельных исполнителей, которые играли в основном в Косове: « », « », « » и «Elita 5» (с Македонии).
Во время параллельного управления (1989—1999 гг.) и после войны в Косове в 1999 году возникло несколько новых косовско-албанских групп, среди которых наиболее известны: « », « », («Kreativ e jo Komercial» — «творческий и некоммерческий»), « », « », « », « », « », « ».
После 2004 года появилось немало альтернативных рок-групп, которые сформировали новую волну. Многие коллективы создавались, распадались и создавались повторно. Это такие команды, как «Votra», «Gillespie», «The Bloody Foreigners» и «Gre3n» (перестала существовать в 2008 году), а также «Glasses», «Dizzies» (некоторые из участников перешли с «Gillespie»), «The Freelancers», где большинство дебютировало в 2009 году.
Современные поп-звёзды Рита Ора и Дуа Липа , получившие международное признание, являются этническими албанками косоварского происхождения . Кроме того, громко заявила о себе Эра Истрефи , которая своей песней « BonBon » сделала международный прорыв, а музыкальное произведение звучало в хит-парадах по всему миру. Другими известными музыкантами являются обладатели престижных музыкальных премий Ardita Statovci и Petrit Çeku .
Республика Косово никогда не участвовала в конкурсе песни «Евровидение» , однако предпринимала попытки дебютировать на нём.