Interested Article - Дзурдзуки
- 2020-06-28
- 1
Дзурдзу́ки или дурдзу́ки ( груз. დურძუკები ) — средневековый этноним, употреблявшийся преимущественно в грузинских и арабских источниках в IX—XVIII вв. Одни исследователи исследователи локализуют дзурдзуков в горной Ингушетии и отождествляют с ингушами , другие считают что в период Средневековья южно-кавказским народам население Чечни известно под именем «дурдзуков», или «дзурдзуков» , а население Ингушетии под именами «Глигви», «гилигии» . Другие же исследователи отождествляют их в общем с предками чеченцев и ингушей . Грузинский историк В. Н. Гамрекели утверждает, что «Дурдзук» определенно и, при всех его упоминаниях, единообразно локализуется, между Дидоэт-Дагестаном на востоке и ущельем реки Терека, на западе . Под Дзурдзукетией понималась не только современная Чечня , но и вся северо-восточная часть Северного Кавказа .
Этимология
Грузинские авторы считают этноним «дзурдзуки» производным от имени легендарного Дзурдзука (Дзурдзукоса). Вместе с тем существует несколько гипотез происхождения данного термина.
М. М. Базоркин проводил аналогию между Дзурдзуком и Джерахматом — легендарным предводителем Джераховского общества, упомянутого в ингушских сказаниях. Он связывал корни данных эпонимов («дзур» и «джер»), объясняя их значение от грузинского «джари», что значит «войско» .
С. Джамирзаев, посвятивший реконструкции этого этнонима специальную статью, пишет: «Дзурдзуки в грузинских источниках упоминаются как воины, поэтому первая часть этого слова сопоставляется с чеченским словом «сур» («войско»), а вторая — с «дукъ» («хребет»), то есть «войско хребта» . В другой своей работе он связывает этноним «дзурдзуки» с наименованием чеченского тайпа «дзандакъой/сандакъой» .
А. Куркиев связывал термин «дзурдзуки» или «дурзуки» с термином «дардза къонгаш» («сыновья вьюги») в нартских сказаниях ингушей («Мать вьюги» и «Семь сыновей вьюги») .
А. В. Твёрдый сопоставил этноним дзурдзуки с названием урочища «Зурзука», находящегося юго-восточнее села Улус-Керт в Аргунском ущелье Чечни .
А. Ф. Гольдштейн упоминает прибытие грузинских миссионеров в XII веке на территорию горной Ингушетии. Позже в грузинских хрониках появляются упоминания о дзурдзуках и глигвах (чеченцах и ингушах) .
Е. И. Крупнов в своих трудах так же упоминая дзурдзуков и глигвов ссылаясь на грузинские хроники известных на Кавказе с XI века по XVIII век. В известном своде грузинских летописей «Картлис Цховреба» указывается, что предком «дзурдзуков» был « Кавкасос » .
А. Ж. Сен-Мартен французский востоковед: «Дзурдзук, самый известный из сыновей Кавказоса, удалился в долину в горах, которая по его имени была названа Дзурдзукети (ныне Мисджеги) .»
Согласно хронике Вахушти Багратиони (гл. 429), древние грузины называли землю чеченцев Дзурдзухети — по имени Дзурдзухоса, мифического внука Кавказоса, который некогда там якобы поселился, а позже народ разделён был на две группы — кисты и глигвы (ghligWi). Это сказание намекает на картвельское происхождение этнонима «нахчи», не нашедшее, однако, убедительных научных доказательств .
История
Впервые этноним «дзурдзуки» (или «дурдзуки») в исторических документах упоминается в первой половине IX века в сочинении арабского географа Ибн аль-Факиха . Вместе с тем, по мнению некоторых авторов этноним упомянут и в Армянской географии начала VII века . В XI веке дзурдзуки упоминаются другим арабским автором Аль-Балазури . В том же веке дзурдзуки фиксируются в трудах грузинских историков Леонти Мровели и Джуаншера , а позднее в хронике начала XIII века. В частности, Мровели приводит описание совместного похода дурдзуков и дидойцев, а Джуаншер, как и ранее арабские авторы, сообщает о постройке в казвказских горных проходах оборонительных сооружений и одного из них в Парчуане Дурзукетском . Последний А. Н. Генко локализут в Ассинском ущелье горной Ингушетии . В названной грузинской хронике XIII века в числе других упоминается и Дзурдзукети. В целом, в грузинской историографии данный термин продолжает использоваться вплоть до XVIII века включительно. Н. Г. Волкова основываясь на данных грузинских источников делает вывод, что в ранний период этноним «дзурдзуки» охватывал всех вайнахов , то есть ингушей и чеченцев в целом. Далее она уточняет, что к позднему Средневековью этническое содержание имени «дзурдзуки» изменилось и обозначало только ингушей. В частности, Вахушти Багратиони в своём труде «Описания Грузинского царства» упоминает области «Дзурдзукетия», «Кистетия» и «Глигветия», связывая их с территорией современной Ингушетии . Е. Г. Вейденбаум русский исследователь этнограф называет территорию Чечни Дзурдзукэти .
Начиная с IX—XI веков источники чаще всего называют чеченцев дурдзуками . Этот термин хорошо знал Леонтий Мровели (начало XI века). По его данным, в XI—III веках до нашей эры Дурдзукия «представляла чётко очерчиваемую территориальную общность с этническим однородным населением». О Дурдзукии как о стране пишут и другие средневековые грузинские и арабоязычные авторы. Однако следует отметить тот факт, что анонимный автор XII века, излагая сведения о народах Северного Кавказа, упоминает «царей Дурдзукии». Это сообщение приобретает особое значение, если в след за И. А. Джавахашвили признаётся, что Дурдзукеты (Дурзукети) в грузинских источниках — это «страна чеченцев». В этой связи небезынтересно также привести мнение Г. А. Меликишвили . Он привлекает топоним «Zurzukka», встречающийся в приурмийских краях, в качестве одного из аргументов для обоснования положения о наличии там во II—I тысячелетии до н. э. нахских элементов, не исключая вместе с тем их распространение в более северных и восточных районах Кавказа .
Примечания
- , с. 351.
- ↑ , с. 712.
- , прим. 94, с. 270.
- ↑ , с. 136, 137.
- , с. 207.
- Крупнов Е. Н. Исторические известия об ингушских племенах до XIX века С. 167 . // Вопросы иранской и общей филологии : Сборник. — Тбилиси: Академия Наук Грузинской ССР, 1977. —
- , с. 207.
- , с. 88.
- ↑ , с. 113.
- Шавхелишвили А. И. Грузино-чечено-ингушские взаимоотношения / Академия Наук Грузии, институт истории, археологии и этнографии им. А. И. Джавахишвили. — Тбилиси: Мецниереба, 1992. — С. 9.
- Исторический вестник. Тома 1-2 2005
- Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия . — М. : Наука , 1971. — С. 30. — 208 с. — 2800 экз.
- , с. 471.
- , с. 135.
- , с. 203.
- , с. 27.
- , с. 34.
- , с. 352.
- Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I—XV вв. (1961). С. 27
- Еремян С. Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу Вып. VII . — С. 146—147 . // Записки института востоковедения Академии Наук СССР : Сборник. — Москва — Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1939. —
- , с. 48, 49.
- Джамирзаев С. К этимологии слова «дзурдзукъи» («дзурдзуки»). — «Вопросы вейнахской лексики», Грозный, 1980
- Джамирзаев Салман Мирзакаевич. // Культурная жизнь Юга России. — 2018. — Вып. 3 (70) . — С. 44–46 . — ISSN . 15 февраля 2022 года.
- , с. 283, 284.
- .
- , с. 205.
- Виталий Евгеньевич Нарожный. (рус.) . — 2014. 14 февраля 2022 года.
- , с. 189.
- ↑ , с. 135, 136.
- , с. 9.
- , с. 24.
- ↑ , с. 56.
Литература
- Julius Heinrich Klaproth . Reise in den Kaukasus und nach Georgien unter nommen in den Jahren 1807 und 1808. Bd. 1. (нем.) . — Halle und Berlin, 1812.
- Базоркин М. М. История ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках // История происхождения ингушей. — Орджоникидзе, 1937. — С. 7—108.
- Вейденбаум Е. Г. Кавказские амазонки. Материалы для древней этнографии Кавказа.. — Нальчик: М. и В. Котляровых, 2010. — 56 с. — ISBN ISBN 5-00-002335-8 .
- Виноградов В. Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (VII—IV вв. до н. э.). (Вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза). — Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972. — 392 с.
- Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа / Ответ. ред. Л. И. Лавров . — АН СССР . Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1973. — 206 [2] с. — 1600 экз.
- Генко А. Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. — Л. , 1930. — Т. V. — С. 681—761.
- Гольдштейн А. Ф. . — М. : Советский художник, 1977. — 330 с.
- Еремян С. Т. Опыт восстановления первоначального текста «Ашхарацуйца». An Attempt at Restoring the Original Text of „Aškharhacoyc“ = «Աշխարհացոյցի» սկզբնական բնագրի վերականգնման փորձ // Историко-филологический журнал = Պատմա-բանասիրական հանդես (Historical-Philological Journal). — Ереван : Академия наук Армянской ССР , 1973. — С. 261—274.
- Какабадзе С. С. . — М. , 1967.
- Куркиев А. Б. История происхождения ингушей. — Орджоникидзе: Издательский центр «Эль-Фа», 2002.
- Сотавов Н. А., Мейер М. С. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. — М. : Наука, 1991. — 221 с.
- Твёрдый А. В. Топонимический словарь Северного Кавказа . — 2006.
- Харадзе Р. Л., Робакидзе А. И. К вопросу о нахской этнонимике // Кавказский этнографический сборник. II. — Тбилиси: «Мецниереба», 1968. — С. 12—40. — 268 с.
- Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. — М. : Наука , 1971. — 208 с. — 2800 экз.
- Antoine-Jean Saint-Martin . Mémoires historiques et géographiques sur l'Arménie , 2 vols. (фр.) . — Imprimerie royale Paris, 1818.
- Гаджиев, В. Г. . — Наука, 1979.
- Мерцбахер Г. Aus den Hochregionen des Kaukasus. Wanderungen, Erlebnisse, Beobachtungen.. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1901. — С. 207.
- Марковин В. И. В ущельях Аргуна и Фортанги. — Москва : Наука, 1965. — С. 88. — 125 с.
- Макалатия С. И. Хевсурети Историко-этногр. очерк дорев. быта хевсуров.. — Тбилиси: Груз. краевед. о-во, 1940. — С. 24. — 228 с.
- Мерцбахер Г. К этнографии обитателей Кавказских альп. — Тифлис: Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества., 1905. — Т. XVIII. — С. 113.
- Харсиева Л. // Ингушетия : газета. — 2017. — 25 января.
Ссылки
- от 19 декабря 2021 на Wayback Machine
- от 30 января 2016 на Wayback Machine
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- от 5 мая 2019 на Wayback Machine
- 2020-06-28
- 1