Interested Article - Паниранские цвета

Паниранские цвета , красный , белый и зелёный цвета , используемые на флагах большинства иранских государств и народов. Их использование символизирует общее начало ираноязычных народов.

История

Паниранские цвета уходят корнями в глубокую древность. Согласно Авесте , полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия , каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом :

  • военная знать ( авест. raθaē-štar- ) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
  • духовенство ( авест. āθravan- , aθaurvan- ) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость ;
  • свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) ( авест. vāstrya.fšuyant- ) — зеленый цвет — символизирует природу, молодость и процветание.

По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.

Штандарт Ахеменидов в Иранском национальном музее

Традиция использования красного, белого и зелёного цветов была заложена в Ахеменидской империи ( 558 330 до н. э. ). Штандарт Ахеменидов упоминается Ксенофонтом в « Анабасисе » (I, X) и « Киропедии » (VII, 1, 4) как « золотой орел, поднятый на длинное копье ». Изображения ахеменидских штандартов сохранились на настенных росписях дворца Ападана в Персеполе . При раскопках в столице Ахеменидов археологами был обнаружен штандарт с изображением золотого орла с распростертыми крыльями, держащего в каждой лапе по одному золотому венцу . Штандарт по периметру имел кайму из красно-бело-зеленых треугольников.

Судя по Александровой мозаике , штандарт Ахеменидов был красного цвета.

Найденный в Ападане штандарт экспонируется в Иранском национальном историко-археологическом музее «Музей Иран Бастан» под № 2436.

Александрова мозаика

Символическая роль золота как солнечного металла, в то время как серебро соотносится с Луной, отчетливо прослеживается в древнеиранской культуре. Символика металлов была связана с делением общества у всех иранских народов на три сословия — воинов, жрецов и свободных общинников — земледельцев и скотоводов. По этой схеме царскому, или воинскому сословию (поскольку царь — обязательно воин и происходит из воинского сословия) соответствовали золото и красный цвет, а жреческому — серебро и белый цвет. Сословию свободных общинников первоначально соответствовал голубой, а впоследствии — зеленый цвет.

Во флагах современных государственных образований иранских народов паниранские цвета интерпретируются по-разному и имеют различные символические значения.

Флаги, использующие паниранские цвета

Флаги иранских стран, использующие паниранские цвета частично

Бывшие флаги с паниранскими цветами

Флаги государств, не имеющие отношения к иранским народам

См. также

Примечания

  1. Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972. — стр. 31
  2. Bahar, Mehrdad . Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 [1996]. ISBN 964-416-045-2 . — p. 74 (перс.)
  3. Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — стр. 39 ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
  4. Ксенофонт , Анабасис. Кинга I, Глава X. от 20 ноября 2010 на Wayback Machine
Источник —

Same as Паниранские цвета