Средство индивидуализации
- 1 year ago
- 0
- 0
Индиви́д ( лат. «недели́мый») — человек.
Индивид есть то, что есть «человек вообще». Триада «индивид», «индивидуальность», используется социологией , социальной философией и философией для описания и отражения разных ипостасей бытия человека.
Понятие «индивид» тесно связано с понятиями «человеческий организм», «личность», «субъективность», «индивидуальность» и «духовность», которые используются для обозначения совокупности качеств, способностей отдельно взятого человека, сущностных уровней человеческого развития в онтогенезе . Однако, сущность понятия «индивид» можно понять лишь посредством отделения его свойств от свойств «личности» и/или «индивидуальности».
«Индивид» можно представить отправным понятием триады, дав определение остальным её элементам через базовый:
Индивид ― единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его антропологическим особенностям.
Индивидуальность ― совокупность физиологических, психологических особенностей индивида, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.
Личность ― совокупность социально значимых качеств индивида. Проявление этих черт носит индивидуальный характер.
Особое значение дефиниция «индивид» имеет для биологии, правоведения, философии.
Термин «индивид» ( лат. «недели́мый») был впервые использован в I веке до н. э. Цицероном для передачи греческого ἄτομος, « атом » (от др.-греч. ἄτομος «неделимый, неразрезаемый»), введённого в свою очередь атомистом Демокритом в V веке до н. э., который под атомами понимал мельчайшие неделимые «элементы», бесконечные по числу и не воспринимаемые чувствами, которые вместе с пустотой образуют частицы материи. «Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим», ― передаёт учение Демокрита Диоген Лаэртский .
Исторически individuum и ἄτομος термины восходящие к натурфилософии, физике, в изложении Левкиппа и его ученика Демокрита, для определения минимальных элементов, которым может быть присуще истинное бытие, то есть возможность быть не разрушаемыми и не возникающими.
Методологическая польза идеи атомов Демокрита для общественных наук заключается в том, что введение в предмет психологии, социологии, социальной философии категории «неделимости», «атомарности», «индивидуума» позволяет определить структурные границы единицы социального организма, дальнейшее «дробление» которого неизбежно приводит исследование к пересечению либо с индивидуальностью и/или личностью, либо с предметами естественных дисциплин.
В биологии «индивид» редуцируется до понятия «организма», продукта полового или бесполого размножения. Выступает синонимом понятия «особь», структурная единица популяционно-видового уровня жизни .
Антропогенез использует понятие «индивид» по отношению к человеку, как к представителю всей совокупности людей, то есть представителя вида homo sapiens .
В философии права индивид предстаёт как абстракция, юридическая субстанция, актор правоотношений. Право рассматривает индивида как потенцию правоотношений, правовой воли, правовых поступков. В правоведении понятие индивида тождественно понятию физического лица, как субъекта правоотношений, носителя прав и обязанностей.
Таким образом, главным свойством индивида как носителя прав и обязанностей, будет выступать его правоспособность .
Социальная философия рассматривает индивида как единичного носителя социальности ― специфического способа существования человека, выделяющего и отделяющего его от природы, в основе которого лежит деятельность (противопоставляемая активности животного) ― « целенаправленная, адаптивно-адаптирующая деятельность, то есть приспособление к природной среде путём её масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной „второй природы“ » .
Социология рассматривает индивида как «техническую» характеристику человека. Если индивидуальность и личность являются статусами достигаемыми, то индивид ― предписанный .
Идея tabula rasa («чистая доска»), восходящая к труду Аристотеля « О душе́ » и закреплённая в Джоном Локком в трактате « Опыт о человеческом разумении », наилучшим образом коррелирует с идеей индивида, как изначально чистого носителя социальности, элементы которой ему предстоит усвоить в процессе индивидуализации и становления его личности.
В концепции Эмиля Дюркгейма , индивид ― носитель «изначальной социальности», социальный артефакт, сконструированный людьми и культурой .