Interested Article - Нищие

Просящий подаяние . 1891 год.

Нищие категория людей , находящихся за крайней чертой бедности и вынужденных жить за счёт подаяний и благотворительности со стороны родственников, благотворительных организаций или государства.

Этимология

Русское слово нищий соотносится с древнеиндийским nistyas , что значит «чужой», «нездешний» и в целом аналогично понятию « ряженый ». Л. Н. Виноградова считает, что «по-видимому, можно разделить мнение ряда специалистов о том, что есть основания (в том числе и языковые свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые) воспринимались как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок поминальных жертвоприношений» .

История

«Оборванцы». Рисунок Жака Ланье по офорту Жака Калло (1657)

Нищие известны с самых древних времён. Особенно сильно способствовало размножению нищенства христианство , с распространением которого стали появляться всё в большем и большем числе нищие, просившие подаяния во имя Христа. Византия до того была наводнена нищими, что потребовались особые декреты императоров Юстиниана и Феодосия , направленные против их распространения, хотя, с другой стороны, высшие греческие иерархи проводят мысль, что нищета — res divina , что «богатым дарует Бог серебро нищим ради», и, таким образом, понятие о милостыне окружается религиозным ореолом. В католической Европе нищенство также берется под покровительство церкви; милостыня считается самым богоугодным делом.

В XIII веке образуются особые ордена «нищенских монахов» ( Mendicantes ) . Папа Лев XII повелел иметь некоторых нищих, чтобы люди не забыли заповеди о нищете .

В Англии в 1601 году был принят закон «О социальной помощи бедным», обязывавший приходы оказывать помощь нищим — пауперам , которые обязаны были носить на одежде пришитую букву Р в знак того, что живут за счет средств общины. Средства для помощи в случае, если на неё не хватало средств приходов, взимались со всех жителей пропорционально их прибыли, причём в ряде случаев этот налог платили не владельцы, а арендаторы земли . Закон о бедных 1834 года прекратил оказание денежной помощи пауперам, возложив заботу о них на работные дома , мало чем отличавшиеся от тюрем . В отличие от последних, в работные дома люди помещались не за преступления , а за бедность. При этом администрация полностью пользовалась плодами их труда, присваивая зарплату якобы на пропитание. Семьи разлучались: матери никогда не видели своих детей, запрещено было общаться также братьям и сестрам , женам и мужьям. Пауперы не принадлежали себе даже после смерти: « Анатомический акт » парламента от 1832 года разрешал забирать тела нищих для препарирования в анатомических театрах наравне с телами преступников .

Нищие в России

Беднота в России XIX века, существовавшая на подаяния «за Христа ради» на полотне Виктора Васнецова «Нищие певцы (Богомольцы)». 1873

В 1877 году число лиц, просящих милостыню, по официальным данным Комиссии МВД, составляло 293495 человек в 71 губернии . Первая перепись 1897 года зафиксировала 362 тыс. нищих, бродяг , странников и богомольцев, а также 316 тыс. человек, не указавших своих занятий . Дореволюционные исследователи не рассматривали бездомность нищих как результат воздействия социума и властных структур, а занимались сбором количественной и описательной информации о нищенстве и бродяжничестве . На рубеже XIX—XX веков по отношению к бездомным употреблялось понятие «нищеброд», которое объединяло в себе два определения: «нищий» и «бродяга». Именно так характеризовали категорию людей, не имеющих жилья, нигде не работающих и вынужденных добывать средства к существованию сбором милостыни, различного рода подаяний .

В старину самый распространённый тип нищих составляли странствующие певцы , большей частью слепые, например в Малороссии старцы, бандуристы или кобзари . В Великороссии этот вид нищих носил название калик-перехожих . На русской почве к нищенству в тесном смысле слова примыкает странничество, паломничество , бродяжничество . В основе этих явлений видна религиозная подкладка, но осложненная славянской непоседливостью, страстью к переходу с места на место и т. п. Таким образом, в России был распространён особый тип нищенства, резко отличающийся от нищенства западноевропейского. Западный нищий в огромном большинстве случаев умственно, нравственно и материально беден; в России нищий рассматривался как человек бывалый, persona grata в каждом доме, куда он входил, интересный и неистощимый рассказчик про то, «где он бывал». К этому типу нищих примыкает «городской нищий», более или менее оседлый, а переходной ступенью между тем и другим служит особый тип, носящий в разных местах разное название, преимущественно презрительное: голытьба, босая команда, , босявки, золотая рота , раклы, шахаи и т. д. Нищие последней категории характеризовались как имевшие непреодолимое отвращение к физическому труду , от которого уклонялись под всевозможнейшими предлогами, часто не брезгуя никакими другими способами для добывания себе средств к существованию. Среди нищих на Руси в XIX веке были своего рода добровольцы: монахи , жившие только подаянием , лица раздавшие своё имущество бедным и решившиеся испытать тяжёлую долю нищенства, нести крест смирения и терпения. Настоящие нищие — это неимущие , погорелые, бобыли , беглые, ослепшие и т. п.; всякие народные бедствия и массовые несчастья вроде эпидемий , пожаров , голодных годов значительно пополняли этот контингент. В ряды нищих поступало и множество тунеядцев так называемых "нищих-промышленников" — "зрячие слепые", , способные бегать, женщины с завёрнутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. д. Во Франции в прежние времена пристанища для нищих назывались « » («дворы чудес»), ибо все слепые, хромые, глухие и т. д. нищие в этих домах, в случае надобности, как бы по волшебству превращались в здоровых людей. Они были в каждом крупном городе, средневековый Париж насчитывал 11 таких дворов; самый крупный из них был ликвидирован властями в 1667 году .

В XIX век милостыня в России налагалась как епитимья и сопровождала поминовение усопших в третины, девятины, полусорочины , сорочины , годовщины. Всякое сословие и учреждение имело своих нищих, о которых заботилось: так, были нищие монастырские, церковные, патриаршие, соборные, кладбищенские , дворцовые, дворовые, богаделенные, цеховые и т. п. нищие. Нищие часто группировались в целые нищенские ватаги или устраивали особые нищенские цехи. В мст. Семежовке Слуцкого уезда Минской губернии (ныне — агрогородок Семежевка Копыльского района Минской области Белоруссии ) был такой нищенский цех, с целой организацией. Во главе цеха стоял особый атаман (цехмейстер), из слепых: чтобы иметь право носить название заправского нищего, нужно было шесть лет состоять учеником , внося ежегодно шестьдесят копеек (на нищенскую свечу), и выдержать экзамен в знании молитв, нищенских стихов и песен (кантов) и особенного нищенского языка. В цехе имелись ещё ключник-казначей и сотские и , с определёнными правами. Выборы цехмейстера и других начальствующих лиц происходили в собрании ватаги, которую созывал цехмейстер и для решения особенно важных дел, и для наказания виновных (исключение из ватаги, штраф , отрезывание торбы — нищенской сумы ). Существование нищенских, или старецких, старост, цехмейстеров, атаманов и пр. обусловливалась стремлением Н. кое-как организоваться, как для совместного сбора подаяния, так и для помощи друг другу в странствованиях по монастырям, ярмаркам и т. п. Сходную организацию мы видим у древних русских паломников , ходивших целыми толпами-ватагами ко святым местам.

В конце XIX века последовало упразднение старецкого самоуправления, шедшего рука об руку с особым старецким языком. До конца XIX века существовал институт старецких старост, избираемых по одному на уезд , их помощников и т. д., но их власть, прежде почти безграничная, теперь уже признавалась не всеми старцами. На Севере, в Олонецком крае, нищенские артели имели несколько иную организацию. Слепцы, калеки и другие, имеющие право на нищенство (увечье), собирались, в артели и летом и зимой собирают «ради Христа» печёный хлеб, толокно , горох , сено, лён и т. д. Все это «артельщики» делили между собой по паям, причем тот, кому принадлежит в артели лошадь и повозка или сани, получал 2 пая. Почти каждая артель имела в своей среде знахаря или знахарку, которые также получают по два пая. Эти знахари или колдуны, помимо собирания подаяния, занимались также всяким лечением и колдовством . Не подлежит сомнению, что существовала известная солидарность не только между нищими одной и той же ватаги или артели, но и между различными ватагами и артелями. Это видно из того, что существовал особенный старецкий, нищенский язык, который нищие держали в тайне и посредством которого нищие одной или разных ватаг были друг с другом связаны. Есть указания на то, что условный возник ещё в XVII столетии, а может быть, и раньше, в частых сношениях украинцев с румынами и греками .

Большую работу в отношении бедных в Российской империи проводили Комитеты для разбора и призрения нищих .

Новые бедные русские, нищие в России XXI века

«Но́вый бедный русский» — расхожее бытовое клише, обозначающее представителей различных социальных групп России, резко обедневших в 1990-е годы, после распада Советского Союза . Термин обычно используется в саркастическом смысле: « новыми бедными русскими » с сарказмом сами себя называют одинокие пенсионеры , а также работники с заработной платой ниже прожиточного минимума . Они также часто являются объектами окончательного ограбления криминальными элементами, в результате чего лишаются жилья , документов и превращаются в бомжей ( бездомных ).

В то же время не следует напрямую сопоставлять нищих и бедных в России, так как многие бедные (живущие на доходы ниже прожиточного минимума) в России вынуждены жить за счет собственного приусадебного хозяйства из-за безработицы или низкой оплаты труда , обычных в небольших провинциальных городах и сельской местности , низкой пенсии , при этом они не занимаются попрошайничеством .

Обычные нищие, в традиционном понимании этого слова, — то есть бомжи , попрошайки , в России зачастую являются носителями заразных болезней , например, туберкулеза , так как живут в плохих условиях, отказываются от медосмотров и длительного лечения или не имеют на них средств. Среди нищих также широко распространен алкоголизм .

По данным Росстата в России в 2007 году проживало около 19 млн бедных. Однако согласно соцопросам, около половины россиян не могут прокормить свои семьи . К 2009 году их число достигло 24 млн человек, при том, что прожиточный минимум составил 5 тыс. рублей в месяц на человека .

В России, по итогам 1 полугодия 2015 года , за чертой бедности оказался каждый 7-й россиянин (на доходы ниже прожиточного минимума жило 21,7 млн россиян, или 15,1 % населения России). При этом, за прошедший 2014 год , число бедных в России увеличилось на 2,8 млн человек. Очевидно, что после экономических кризисов в России 2008 г. и 2014 г., и девальвации рубля, число бедных в России возрастало.

По данным оппозиции , реальное число нищих в России почти в два раза больше, поскольку прожиточный минимум искусственно занижен . По данным « Независимой газеты », при расчетах по номинальному курсу рубля по состоянию на 2010 г., русские нищие были беднее американских в 3 раза .

Борьба с нищенством

Можно выделить 3 меры борьбы с попрошайничеством — оказание материальной поддержки ( благотворительность ), наказание за сбор (а иногда за подачу) милостыни, трудовое перевоспитание (иногда — принудительное) с целью дальнейшей социализации нищих и возвращения их в общество. Так, в законодательстве Союза ССР (у каждой соцреспублики своё) предусматривалось уголовное наказание (в том числе исправительные работы ) за бродяжничество и попрошайничество , а также за вовлечение в попрошайничество несовершеннолетних .

Наказание за подачу милостыни

В 1349 году в Англии вышел Закон, предусматривающий тюремное заключение за подачу милостыни .

Упорядочение сбора милостыни

В 1370 году Нюрнберг издал закон, по которому всякий местный нищий, желающий собирать милостыню, должен был получать и носить специальный значок, пришлым попрошайкам разрешалось это делать не более трех дней в году .

См. также

Примечания

  1. Жарникова C. В. от 9 ноября 2013 на Wayback Machine
  2. Светлана Сорока. (англ.) . ResearchGate (январь 2017). Дата обращения: 17 марта 2019.
  3. Анастасия ЛОТАРЕВА. . Милосердие.ru (12 января 2017). Дата обращения: 17 марта 2019. 26 сентября 2017 года.
  4. от 15 июня 2015 на Wayback Machine С. 18
  5. от 15 июня 2015 на Wayback Machine С. 19
  6. Талынёв В. Е., Хвоин Н. Н. от 10 февраля 2022 на Wayback Machine
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. . Правда.Ру. Дата обращения: 9 октября 2015. 5 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 29 апреля 2010. 30 августа 2009 года.
  10. . Дата обращения: 7 октября 2015. Архивировано из 12 сентября 2015 года.
  11. . Дата обращения: 29 апреля 2010. 9 ноября 2013 года.
  12. . www.ng.ru. Дата обращения: 9 октября 2015. 8 декабря 2015 года.
  13. [bse.sci-lib.com/article001405.html Бродяжничество] . bse.sci-lib.com. Дата обращения: 17 октября 2015.
  14. М. Л. Бутовская, И. Ю. Дьяконов, М. А. Ванчатова. . — М. : Научный мир, 2007. — С. 15-18. — 280 с. — ISBN 9785891764095 . 15 июня 2015 года.

Литература

Источник —

Same as Нищие