Interested Article - Павлов, Пётр Петрович (фотограф)
- 2020-06-22
- 2
Пётр Петро́вич Па́влов ( 1860 , дер. , Петрозаводский уезд , Олонецкая губерния , Российская империя — 1924 , Хомяки , Московская губерния , СССР ) — русский фотограф , владелец фотоателье и фототипии . Творческое наследие Павлова включает в себя фотографические портреты, театральные снимки, фотографии сцен городской жизни и праздников, виды русских городов и усадеб . Оно сохранилось в крупнейших собраниях страны — Государственном Историческом музее , Эрмитаже , Театральном музее имени Бахрушина , музее Москвы , Российской Государственной библиотеки и других .
Биография
Пётр Павлов родился в семье государственных крестьян в 1860 году в деревне Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне — Прионежский район Республики Карелия ) .
Более 10 лет (примерно в 1880—1890 годах) работал в фотоателье « », принадлежавшую фотографу Альберту Мею. В его мастерской печатали снимки литографическим способом . В 1887 году женился на Евгении Алексеевне Саврасовой, дочери известного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова . Венчание состоялось 19 (31) августа в Москве в на Большой Садовой улице . В мае 1888 года в семье Павловых родился старший сын — .
Карьера фотографа
19 сентября ( 1 октября ) 1891 года Пётр Павлов открыл свое фотоателье . Оно располагалось на Мясницкой улице в доме Вятского архиерейского подворья (современный адрес — Мясницкая улица , 10, стр. 1). С 1891 года с ним работает его младший брат — . В 1894 году Пётр Павлов становится членом Русского фотографического общества (РФО) . В 1896 году Павлов был аккредитован на коронационных торжествах . В этом же году был экспонентом двух фотографических выставок: выставка РФО в Москве и Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. И в Москве, и в Нижнем Новгороде его фотографические работы были удостоены бронзовых медалей .
В 1880—1890 годах Петр Петрович состоял членом московского Общества искусства и литератур . В 1895—1896 годах выполнил съёмки спектаклей «Уриэль Акоста» и « Отелло » вышеупомянутого общества, а в 1898—1899 годах — спектаклей « Царь Иоанн Фёдорович », «Антигона» и «Потонувший колокол» Московского художественного театра . В 1898 году снимал открытие памятника Александру II в Кремле . С 1898 года П. П. Павлов проводит крупномасштабную съемку достопримечательных мест Москвы и её архитектурных памятников, которую продолжал все последующие годы. В конце 1890-х — начале 1900-х фотограф также получал заказы от крупных торговых фирм. Например, товарищество чайной торговли « Петра Боткина Сыновья » к столетнему юбилею фирмы заказало фототипический альбом, посвященный истории фирмы. В альбоме, изданном в 1901 году, содержались портреты основателей фирмы, групповые снимки сотрудников, офисы, здания, торговые помещения, склады .
В 1899 году в Милютинском переулке в доме Арбатской, недалеко от фотоателье, Павлов открывает ещё одно заведение — фототипию . В 1900-х годах она издавала портреты русских писателей, виды русских городов, подмосковных усадеб. В фотографии и фототипии Павлова работали и другие фотографы: с 1901 года — Николай Николаевич Боднаровский и Иван Фомич Вентцкевич; с 1902 года — Георгий Яковлевич Ильин; c 1907 год — сын Петра Петровича — .
В 1909—1910 годах в фототипии Павлова печатаются выпускные альбомы Московского университета . В 1911 году — изготовлен альбом «Институт Московского дворянства для девиц благородного звания имени Императора Александра III, в память Императрицы Екатерины II». В 1912—1915 годах Московское городское управление выпустило большого формата «Альбом зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению», Т. 1 (второго тома не было), который содержал 220 фототипий, выполненных П. П. Павловым. В 1914 году в фототипии Павлова изготовлен альбом «Выпуск врачей Императорского Московского университета, 1914 г., ноябрь 15» , где содержатся изображения зданий Императорского Московского университета , представлены фотопортреты профессоров и персонала, которые работали в те годы. Все модели запечатлены во время проведения операций или во время чтения лекций в аудиториях. Отдельную часть альбома составляют фотографии выпускников медицинского факультета 1914 года .
В последние годы
С началом Первой мировой войны закончился период по-настоящему активной деятельности фотографа. Во второй половине 1910-х — начале 1920-х делами фотографической фирмы Павлова по большей части занимался его сын Михаил . В 1912—1913 годах Пётр Петрович Павлов приобрёл сельцо Анашкино около деревни Хомяки Верейского уезда Московской губернии , состоящее из жилых и хозяйственных построек с прилегающими огородами, садами, лугами, лесом, где, вероятно, он планировал обосноваться на постоянное проживание . В 1914 году Павлов переводит фотоателье с Мясницкой улицы на Петровку , где оно располагалось до 1924 года — последнего года работы фотографа . В 1924 году Петр Петрович Павлов скончался и был похоронен у деревни Хомяки около местной церкви . Неизвестно, продолжил ли работу фотоателье Михаил Павлов после смерти отца, в адресных книгах Москвы в дальнейшие годы оно не упоминается .
Галерея
-
Общий вид набережной Архангельска
-
Общий вид набережной Риги
-
Общий вид Ревеля
Примечания
- ↑ , с. 133.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ (рус.) . mos.ru (23 июля 2023).
- ↑ , с. 134.
- , с. 135.
- ↑ , с. 136.
Литература
- Попов А. П . . — Коломна: Музей органической культуры , 2013. — Т. 2 : М (Мейен) — Я. — С. 133—136. — 816 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-4465-0050-5 .
- Сабурова Т. Г. . Фотолетописцы Москвы: Московский фотограф Петр Петрович Павлов (1860—1924) // / Авт.-сост. А. С. Федотов . — М. : Издательство объединения « Мосгорархив », 1997. — С. 9—12. — 364 с. — ISBN 5-7228-0052-X .
- Шипова Т. Н . . — М. : Издательство объединения « Мосгорархив »; АО «Московские учебники», 2001. — 368 с. — ISBN 5-7228-0086-4 .
- 2020-06-22
- 2