Interested Article - Пасифик 231
- 2021-03-30
- 1
Пасифик 231 ( Pacific 231 ) , или Симфоническое движение № 1 ( Mouvement symphonique n° 1 , H. 53) — оркестровая пьеса французского композитора Артюра Онеггера , написанная в 1923 году. Является одним из наиболее известных сочинений авангардистской академической музыки XX века , представляющей урбанистическое искусство. По словам музыковеда Г. М. Шнеерсона , «этой пьесе суждено было стать знаменем музыкального конструктивизма ». Позднее композитор создал ещё два произведения с тем же подзаголовком — «симфоническое движение»: в 1928 году « Регби » (№ 2) и в 1933 году « Симфоническое движение № 3 » (не имеющее авторского программного названия), которые составляют трёхчастный цикл.
История создания
Пьеса названа в честь паровоза Pacific 231G 558, самого нового и мощного, обладавшего исключительными для своего времени ходовыми качествами и развивавшего рекордную для тех времён скорость — 120 км/час. Цифры 2, 3 и 1 в названии произведения представляют собой французский метод записи соответствующей осевой формулы (типа) паровоза , которая описывает число бегунковых , движущих и поддерживающих осей в экипаже (количество колёсных пар, составляющих его ходовую часть) .
В 1923 году, будучи членом « Шестёрки », содружества молодых французских музыкантов, ищущих новые музыкальные пути, Онеггер решил воплотить в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство. Пристрастие к техницизму было для членов «Шестёрки» общим, в их эстетике того периода отразились художественные искания, связанные с влиянием технического прогресса на повседневную жизнь человека и с городской жизнью общества. Не случайно Д. Мийо , например, создаёт вокальную сюиту с эпатирующим названием «Сельскохозяйственные машины» (1919) на тексты каталога .
Ещё до французского содружества композиторов первыми о желании «выразить музыкальную душу толп, больших промышленных складов, поездов, крейсеров, авто и аэро», восхвалить «Машину и триумф Электричества» («Манифест музыкантов-футуристов», 1912) заговорили итальянские композиторы Балилла Прателла и Луиджи Руссоло . Для их воспроизведения были изготовлены специальные шумовые инструменты самых разнообразных сортов и видов. Немалую роль всевозможные механические шумы играли в партитуре балета « Парад » (1917) композитора Э. Сати .
Как и для его друзей, для Онеггера определяющими тенденциями в творческих исканиях двадцатых годов становятся урбанизм, конструктивизм и джаз . Онеггер с детства любил машины, особенно паровозы. Он собирал коллекцию фотографий локомотивов всех типов; отправляясь в поездку по железной дороге, он обязательно совершал прогулку по перрону к паровозу, который должен был вести состав. В интервью по случаю парижской премьеры Онеггер рассказывал:
Я всегда любил локомотивы; для меня они живые существа, и я их люблю, как другие любят женщин или лошадей.
В „Пасифике“ я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, — состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час.
Прообразом я выбрал локомотив типа „Пасифик-231“ для тяжеловесного состава большой скорости.
Первоначально он, по собственным словам, «руководствовался весьма отвлеченным замыслом вызвать впечатление такого ускорения движения, которое казалось бы сделанным с математической точностью, в то время как его темп постепенно замедлялся» и «хотел только поэкспериментировать». Лишь после окончания пьесы, первоначально названной «Симфоническое движение», ему пришла в голову мысль назвать её «Пасифик 231» .
Музыкальные особенности
В отличие от представителей футуристической «машинной музыки», натуралистически воспроизводившей звуки механизмов, партитура пьесы написана для обычного симфонического оркестра. Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, цилиндрический барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные. В ответ на замечания критиков, отмечавших мастерство оркестровой имитации шумов работающего паровоза, Онеггер писал: «То, что я искал в „Пасифике“, — это не подражание шуму локомотива, а передача через музыкальную конструкцию зрительного впечатления и физического наслаждения [движением]» .
В музыкальной поэме всё же большую роль играют звукоизобразительные, подражательные натуралистические приемы , воплощающие стук колёс, движение поршней и механизмов машины, свист воздуха и т. п. Движение постепенно ускоряется за счёт всё большего укорочения длительностей, господствуют непрерывный чёткий ритм, жесткие гармонические созвучия. После кульминации звучит постепенное торможение, которое осуществляется в обратном порядке. Важную роль в драматургическом развитии симфонического движения занимает остинатность , которая служит объединительным фактором, поглощающим интонационное разнообразие и мотивное развитие пьесы, а регулярная ритмика, посредством которой осуществляется становление остинатной драматургии, придаёт пьесе монолитности .
Форму произведения обычно определяют как вариантно-вариационную , однако исследователь творчества композитора С. Павчинский считает, что правильнее видеть в ней сложную трёхчастность с контрастной средней и динамизированной репризой , с элементами вариационности при экспозиционном изложении: «Урбанистическая программа сочинения воплощена в трёхчастность, связанную с романтическими традициями: экспозиция — основной образ сначала в состоянии покоя, а далее — рост энергии; середина — антитеза, противопоставление лирической мечты. Реприза — синтез: длительная динамическая волна — „прокладывание пути к поставленной цели“ — завершается кульминацией, придающей образам энергии и силы лирический пафос» .
Исполнение и восприятие
«Пасифик 231», посвящённый дирижеру Эрнесту Ансерме , с успехом был впервые исполнен 8 мая 1924 года в Париже под управлением Сергея Кусевицкого и вызвал острую полемику в критике. Композитора объявляли «механиком в музыке», рисовали карикатуры, в том числе — в спецовке машиниста с маслёнкой в руке . С. С. Прокофьев 8 мая записал в своём дневнике: «„Pacific“ шёл до моего Концерта и имел шумный успех: одни требовали повторения, другие шикали: Онеггер, после Царя Давида, модный композитор и публика его приемлет. Год назад „Пасифик“ бы освистали. Или я не замечаю, или музыкального материала в нём нет, но есть масса изобретательности в оркестровке и звукописи. Этот „паровоз“ теперь со свистом объедет весь мир, переехав через шею многих композиторов, но когда другие композиторы используют его открытия и применят их к настоящей музыке, то паровоз будет сдан на слом. Не может быть, что я не замечаю в нём музыкального материала». 9 мая Прокофьев записал в дневнике: «Думал о „Pacific“ хороший урок: надо подтягиваться и в оркестровке, и в изобретательности!» . Позже Прокофьев писал в письме Николаю Мясковскому , что в «Pacific 231» А. Онеггер изображает «бег канадийского транспасифического паровоза, но не столько механическую сторону бега, сколько аллегорию его устремлённости» .
Д. Мийо, указывая на успех у публики этой пьесы, писал в статье «Французская музыка после Первой мировой войны»: «Свидетельством этого служит триумф „Царя Давида“ в Париже, в провинции, за границей. И я не думаю, что есть ещё какой-нибудь локомотив, который мог бы так же быстро совершить кругосветное путешествие, как это сделал „Pacific 231“» .
В СССР «Пасифик 231» прозвучал впервые в Ленинграде — 17 февраля, а в Москве — 28 февраля 1926 года под управлением П. Монтё . В течение нескольких лет «Пасифик» обошёл все симфонические эстрады мира, утвердив славу Онеггера как яркого выразителя новых тенденций в искусстве XX века .
Примечания
- Сканави А. . — Litres, 2017-09-05. — 204 с. — ISBN 9785040581368 . 25 мая 2018 года.
- Шнеерсон Г. М. . — 1964. — 450 с. 7 февраля 2019 года.
- www.paiberdin.org. Дата обращения: 24 мая 2018. 12 мая 2018 года.
- music.prsiterun.com. Дата обращения: 24 мая 2018. 9 октября 2018 года.
- Willy ТарроІеt. Arthur Honegger. — Geneve-Zurich, 1957. — С. 92.
- ↑ , с. 411.
- Онищенко Е. Остінатність у контескті драматургії симфонічного руху. "Пасіфік 231" А. Онеггера. — Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковского. Випуск 104. — С. 73.
- Селезнева Н. . www.scienceforum.ru. Дата обращения: 24 мая 2018. 11 мая 2018 года.
- Павчинский C. Симфоническое творчество А. Онеггера. — М. : Советский композитор, 1972. — С. 61—62.
- ↑ . www.belcanto.ru. Дата обращения: 24 мая 2018. 23 мая 2018 года.
- Прокофьев С. Дневник 1907-1933. (часть вторая). — Париж: Serge Prokofiev Estate, 2002. — С. 256—255.
- Письмо С. С. Прокофьева Н. Я. Мясковскому от 1 июня 1924 г. // С.С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. — М.: Сов. Композитор, 1977. — С. 194 –196. .
- Мийо Д. Французская музыка после Первой мировой войны // Кокорева Л. М. Дариус Мийо. Жизнь и творчество. — М. : Советский композитор, 1986. — С. 303.
Литература
- Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — 855 с. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
- Друскин М. С . Современные французские композиторы группы «шести» // Из истории французской музыки XX века. — Л. : Музыка, 1964.
- Онеггер, А. О музыкальном искусстве / Пер. с фр., коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. — Музыка , 1979. — 264 с.
- Павчинский, C. Симфоническое творчество А. Онеггера. — М. : Советский композитор , 1972. — 226 с.
- Филенко, Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. — Л. : Музыка, 1983. — 231 с.
- Раппопорт Л. Г. Артур Онеггер. — Л. : Музыка, 1967.
- 2021-03-30
- 1