Джакометти, Джованни
- 1 year ago
- 0
- 0
Альбе́рто Джакоме́тти ( итал. Alberto Giacometti ; 10 октября 1901 , Боргоново, Стампа , Швейцария — 11 января 1966 , Кур , Швейцария, похоронен в Боргоново) — швейцарский скульптор , живописец и график , один из крупнейших мастеров XX века.
Джакометти родился 10 октября 1901 года в округе Боргоново швейцарской коммуны Стампа в семье художника Джованни Джакометти . Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве, когда он начал заниматься лепкой и живописью. В 1919—1920 годах обучался живописи в Женеве , в и в по классу скульптуры. В 1920 и 1921 годах путешествовал по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима .
С 1922 года жил и работал в Париже , где сблизился с Андре Бретоном , Луи Арагоном , Пикассо , Миро , Максом Эрнстом , Сартром , Беккетом и др. Учился в студии Гранд Шомьер в Париже ( 1922 — 1925 ) у Э. А. Бурделя . Летние месяцы проводил в Швейцарии.
Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако в Париже он испытывает влияние кубизма («Торс», 1925 ; «Персонажи», 1926 — 1927 ), увлекается искусством Африки, Океании, древней Америки («Голова», 1925; «Скорчившийся человечек», 1926; «Женщина-ложка», 1926).
Публиковался в журнале « ». В 1927 году его работы были представлены в Салоне Тюильри , первая персональная выставка состоялась в 1932 . Скульптура этих лет («Женщина-ложка», 1926 ; «Клетка», 1930 ; «Женщина с перерезанным горлом», 1932 ; «Сюрреалистический стол», 1933 ) соединяет элементы кубизма с архаической пластикой Океании , сновидческой фантастикой, агрессией и эротизмом. В 1930 году примкнул к группе сюрреалистов и был её активным членом на протяжении нескольких лет. В эти годы он создал целый ряд скульптур, которые назвал «скульптурами в клетке». Наиболее известные работы этого цикла — «Дворец в четыре часа утра» (1923—1933) и «Час следов, или Подвешенный шар» (1930—1931). Сам Джакометти называл свои работы «предметами символического действия».
В 1935 году художник повернулся к сюрреализму спиной и отрёкся от всех своих произведений, связанных с этим периодом, назвав их «полным тупиком».
После Второй мировой войны , годы которой Джакометти прожил в Женеве, он приходит к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике («Идущий человек», 1947 ; «Портрет Аннеты», ок. 1950 ; «Бюст Диего», 1954 ).
В послевоенный период Джакометти был отмечен многими, включая Сартра и Жене , как выдающийся художник- экзистенциалист . Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса, в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда . Писатель Франсис Понж ярко отразил этот аспект творчества Джакометти в статье «Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti», опубликованной в «Cahiers d’Art», Париж , 1951 . «Человек… человеческая особь… свободная личность … Я … палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек — и одинокий человек — утративший связь — в полуразрушенном страдальческом мире — кто ищет себя — начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнеможения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры , с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненная правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей… Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я ».
В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения объёмов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке — проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица.
В 2003 году был создан Фонд Наследия Джакометти , который возглавила историк искусства ( ). Фонд владеет крупнейшей коллекцией работ Джакометти — 260 бронзовых скульптур, 550 гипсовых скульптур, 95 картин и тысячи рисунков и гравюр. Значительную часть из них фонду передала вдова скульптора, Аннет Джакометти. В организации также хранят и изучают архив мастера: многочисленные тетради и рукописи ранее опубликованных текстов, переписка с другими деятелями культуры, и большая часть библиотеки, включая рецензии, книги, каталоги выставок, и газеты, некоторые из которых имеют свои аннотации или рисунки.
Фонд организует выставки произведений из своей коллекции и предоставляет краткосрочную и долгосрочную аренду работ художника крупным музеям и учреждениям культуры. Главная задача фонда — сохранение и популяризация культурного наследия Альберто Джакометти, с этой целью было воссоздано ателье и квартира скульптора в одном из особняков по улице Виктора Шельшера. В новом здании воссоздана атмосфера мастерской, какой она была при жизни художника .
В городе Куре , где умер Альберто Джакометти, в честь него была названа одна из улиц (нем. Giacomettistrasse). Изображен на купюре достоинством 100 швейцарских франков .
Работы Альберто Джакометти высоко ценятся на рынке произведений искусства. В феврале 2010 на лондонском аукционе Sotheby's за рекордную для произведений искусства на тот момент сумму в 65 млн фунтов стерлингов (более 104 млн долларов ) была продана скульптура Джакометти « Шагающий человек I » .
«Указующий человек» Альберто Джакометти стал самой дорогой скульптурой в мире. 180-сантиметровая бронзовая фигура в мае 2015 года продана за 141,3 миллиона долларов . Рекорд установлен на торгах Christie’s в Нью-Йорке.