В Википедии создаётся значительное количество статей о музыкальных коллективах и исполнителях. Однако в Википедию
не следует
добавлять статьи обо всех когда-либо существовавших исполнителях. В частности, в Википедии должны быть статьи только о значимых персонах и организациях.
Данное правило конкретизирует
критерии значимости персоналий
применительно к особенностям музыкального искусства и действующей в этой области
музыкальной индустрии
. Предмет статьи считается значимым, если он удовлетворяет
общим
или частным критериям значимости.
В отличие от
прозы
,
поэзии
или
скульптуры
,
музыкальная индустрия
полностью изменилась за последние 300 лет.
В связи с этим выработка универсальных критериев значимости представляет сложную задачу. Участники Википедии приглашаются
присоединиться
к этой работе.
Деятели массового искусства
В данном правиле под «музыкантами» условно понимаются любые деятели музыкального искусства и шоу-бизнеса:
композиторы
,
аранжировщики
,
инструменталисты
,
вокалисты
,
ди-джеи
,
звукорежиссёры
,
, музыкальные ансамбли, коллективы, оркестры, группы.
Музыкант считается значимым, если он удовлетворяет любому из следующих критериев:
-
Любому его произведению
хотя бы в одной стране
присвоен статус «серебряного» или выше
.
-
Авторитетные источники
содержат интервью, статьи или репортажи о музыканте или его творчестве. В данном случае авторитетными источниками считаются:
-
Известные музыкальные журналы (например,
Billboard
,
Play
,
New Musical Express
,
,
,
Kerrang
,
Vibe
,
Source
и пр.)
-
Известные развлекательные журналы (
Афиша
,
и др.)
-
Известные, крупные и профессиональные интернет-сайты жанровой тематики (например,
,
,
); при этом любительские рецензии посетителей сайта авторитетными источниками не считаются.
-
Популярные газеты и журналы национального уровня (
The New York Times
,
Коммерсантъ
и др.)
-
Интернет-СМИ c индексом цитируемости не менее 5000 (
Лента.ру
,
Газета.ру
и др.).
-
Произведения участвовали в престижных хит-парадах и чартах, например:
-
Является участником музыкального коллектива, значимого по одному из других критериев.
Например
,
Энтони Кидис
не выпустил ни одного сольного альбома вне
Red Hot Chili Peppers
, однако он значим и статья о нём должна быть.
-
Является сайд-проектом музыкального коллектива или исполнителя, значимого по одному из других критериев.
-
Музыканту была посвящена теле- или радио-передача не менее получасовой длины.
Вспомогательные критерии
По данным критериям
консенсус сообщества отсутствует
, их применение не может быть решающим при определении значимости. Они являются лишь косвенной оценкой.
-
Записи продаются в любом из следующих магазинов:
-
Альбомы выпущены существенным лейблом. Существенными считаются
рекорд-лейблы
, регулярно выпускающие записи не менее трёх разных артистов и существующие не менее пяти лет.
Деятели «элитарного» искусства
В связи с тем, что «элитарное»
или «высокое» искусство не предназначено для широкой аудитории и потому не может, за редкими исключениями, оцениваться по количественным критериям, для деятелей этого вида искусства выработан другой набор критериев, целиком основывающийся на экспертной оценке.
К таким видам искусства относится классическая академическая музыка, современная академическая музыка, джаз, музыка экспериментальных жанров, фольклорная музыка (в аутентичном варианте), прочие направления музыкального искусства, декларирующие ориентацию на узкий круг «посвящённых» слушателей.
К деятелям элитарного искусства относятся:
-
Композиторы
-
Дирижёры (= капельмейстеры, регенты)
-
Режиссеры музыкального театра
-
Либреттисты
-
Вокалисты (солисты, ансамблисты, хористы)
-
Инструменталисты (солисты, ансамблисты, оркестранты)
-
Музыкальные педагоги
-
Музыковеды-исследователи
-
Музыкальные критики, публицисты, популяризаторы
-
Музыкальные издатели,редакторы, текстологи
-
Музыкальные библиографы, музейщики
-
Мастера по изготовлению музыкальных инструментов
-
Организаторы концертно-театрального процесса
Среди музыкантов, относящихся к данной категории, значимыми являются те, которые пользуются устойчивой или противоречиво-скандальной репутацией в своём профессиональном сообществе, — независимо от их известности широкой публике.
Доказательством такой репутации могут служить:
-
профессиональные премии и другие награды (почётные стипендии, почётные звания и государственные награды в области искусства, избрание в состав авторитетных академий);
-
появление в профессиональных изданиях и на пользующихся устойчивой репутацией в профессиональном сообществе и практикующих практику проверки публикуемых материалов веб-сайтах рецензий и аналитических материалов, посвящённых творчеству музыканта;
-
присвоение ему наград значимых музыкальных конкурсов и фестивалей;
-
выступления в наиболее известных концертных залах (
Альберт-холл
,
Карнеги-Холл
,
Олимпия
и т. д.)
См. также
Примечания
-
В частности, до рубежа XIX-XX веков звукозапись не существовала, в связи с чем музыка распространялась только в виде нот. К композиторам, инструменталистам и певцам XIX и даже начала XX века неприменимы якобы универсальные критерии тиража альбомов, сертификации тиражей и рецензий в музыкальной прессе — в то время не было ни альбомов, ни их сертификации, ни музыкальной прессы. В XX веке появились грампластинки, компакт-кассеты и компакт-диски, ставшие основными носителями музыкальной информации. Сформировались музыкальные стили, для которых нотная запись не применима. К авторам такой музыки неприменимы якобы универсальные критерии публикации нот. Возникли многочисленные и крайне популярные музыкальные субкультуры, совершенно независимые от развития академической музыки. К ним неприменимы якобы универсальные критерии признания со стороны авторитетных музыкальных академий. В XXI развилась цифровая дистрибуция. Многие записи значимых исполнителей вообще не выходят на физических носителях. Это делает критерий тиража альбома неприменимым.
-
Альбому, синглу (в том числе распространяемому в цифровой форме), видеоклипу, видеозаписи, рингтону
-
То есть «серебряного», «
золотого
», «
платинового
», «мульти-платинового» или «
бриллиантового
»
-
Практика показывает, что у незначимых артистов не набирается 500 слушателей. Возможность «накрутки» статистики и иных мошенничеств реальными примерами не подтверждена.
-
Элитарная культура — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. —
: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С.554.