Interested Article - Уичоли
- 2020-02-13
- 1
Уичо́ли ( исп. huichol , самоназвание wixárika (wirrárika) или во мн. числе wixáritari (wirráritari) — «настоящие люди») — индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике . Говорят на языке уичоль юто-ацтекской семьи.
Происхождение этнонима «уичоль» до сих пор неясно. Наиболее вероятно, что это искажение индейского слова wixárika , которого не могли правильно расслышать или записать испанские колонизаторы . По другой версии, это уничижительное прозвище, которое ацтеки дали уичолям ещё до Конкисты . Существуют и другие версии.
Место расселения
Уичоли населяют область Западной Сьерра-Мадре в штатах Наярит , Халиско , Сакатекас и Дуранго . Делятся на пять крупных автономных общин, имеющих собственную светскую и религиозную власть: Сан-Андрес-Коамиата ( Tateikie на языке уичоль ), Санта-Катарина-Куэскоматитлан ( Tuapurie ), Сан-Себастьян-Тепонауастлан ( Wautia ) и Туспан-де-Боланьос ( Tutsipa ) в муниципалитетах Мескитик и Боланьос на севере Халиско , Гуадалупе-Окотан ( Xatsitsarie ) в Наярите . Также уичоли живут в общинах индейцев кора в Меса-дель-Наяр.
Язык
Язык — уичоль юто-ацтекской семьи корачоль-ацтекской ветви, близкой к языку кора . Свой язык уичоли называли tewi niukiyari , что значит «слова людей». Также говорят на испанском языке.
Уичоли не знали письменности, отсюда расхождения в написании учольских слов . Например, x ↔ r или rr, r ↔ l.
Однако уичоли использовали пиктограммы «неарики», что на языке вичолов значит «разрисованная шерсть».
История
Происхождение уичолей достоверно неизвестно, однако на основании лингвистических, мифологических и археологических данных можно предположить, что учиоли являются потомками нескольких этнических групп, населявших когда-то район Сьерры.
Предания уичолей говорят, что они происходят из штата Сан-Луис-Потоси , откуда впоследствии мигрировали на запад, в места теперешнего расселения. Раз в год группа из 20-30 мужчин совершает паломничество на свою историческую родину в Сан-Луис-Потоси за галлюциногенным кактусом пейотлем . Флорентийский кодекс монаха Бернардино де Саагуна описывает теочичимекский ритуал, схожий с ритуалом уичолей, и это позволяет предположить, что среди предков уичолей были племена северных индейцев- . Кроме того, есть вероятность, что они также происходят от племен, населявших побережье: в преданиях рассказывается о том, как боги вышли из моря и совершили паломничество на восток от Сьерры.
Среди историков и антропологов существуют разные теории относительно времени прибытия уичолей в район Сьерры, но их устная история говорит, что они пришли в места, уже занятые другим народом. Устная история подтверждает, что деревни, где теперь проживают уичоли, в прошлом принадлежали тепекано .
Вероятно, уичоли действительно происходят из штата Сан-Луис-Потоси и до миграции в район каньона Боланьос входили в этническую группу . Ключевым пунктом традиционной религии уичолей является пейотль . Его собирают в месте, которое они зовут Вирикута (Wirikuta), оно находится в районе в штате Сан-Луис-Потоси. Пейотль не встречается на землях уичолей, но обильно произрастает в Сан-Луис-Потоси, в области, которая до прибытия конкистадоров принадлежала гуачичилям. Маловероятно, что воинственные гуачичили, ревностно охранявшие свою территорию , позволили бы чужому племени спокойно приходить на их земли и собирать пейотль, если бы не считали это племя частью собственного народа. Это также подтверждается устными преданиями уичолей , как и сходством между языком уичолей и уже мёртвым языком гуачичилей.
Исторические документы свидетельствуют о том, что к XVI веку уичоли уже прибыли в район на севере современного Халиско. Монах Алонсо Понсе де Леон в 1587 году писал, что провинцию Тепеке населял народ, который объединялся с гуачичилями, чтобы нападать на испанские поселения и обозы . Из исторических свидетельств можно сделать вывод, что уичоли прибыли в каньон Боланьос примерно в то же время, что и испанцы, которые привезли с собой болезни, выкосившие коренное население в Сакатекасе и Сан-Луис-Потоси. Индейцы, не умершие из-за эпидемий, подвергались жестокой эксплуатации на энкомьендах , что также отражено в устном предании уичолей .
Уичоли пришли в район каньона Боланьос в поисках спасения, где уже находились поселения . Вероятно, происходило смешение обеих этнических групп, о чём свидетельствует сходство традиций и ритуалов (как, например, использование молитвенных палочек чималей (chimales) или пейотля в обрядах). Есть сведения о восстании, которое подняли оба народа вместе в в 1592 году .
Во время Конкисты испанскими войсками на этой территории командовал Нуньо де Гусман, который прошёл по Наяриту, сея смерть и разрушения на своём пути. Уцелевшие бежали в труднодоступные районы Сьерры. Вдоль границы завоеванной территории испанцы основали поселки Колотлан, Мескитик, Уахимик, Уэхукилья и Тенсомпа. Окончательно уичоли были завоеваны в 1720 году после упорного сопротивления , однако период насилия не закончился. В 1873 году уичоли оказали поддержку восстанию Мануэля Лосады. В 1887 году правительство Порфирио Диаса попыталось снова размежевать землю уичолей, что вызвало новое противостояние.
В настоящее время уичоли продолжают защищать свои права от злоупотреблений тех, кто пытается отнять у них землю.
Образ жизни
Уичоли занимаются сельским хозяйством в трудных условиях засухи, сменяющейся сезоном дождей, выращивают амарант, батат, кофе, кукурузу, перец чили, сахарный тростник, табак, тыквы, фасоль, разводят скот и домашнюю птицу, охотятся, занимаются ремеслами.
Рацион в основном состоит из тортилий , приготовляемых из синей, красной, жёлтой или белой кукурузы, фасоли и риса, изредка мяса птицы или свинины, молочных продуктов и фруктов.
Браки заключаются в возрасте 14-17 лет по предварительному сговору родителей жениха и невесты. Расширенные семьи уичолей селятся небольшими, как правило, эндогамными общинами на нескольких ранчо. Эти общины состоят из отдельных домов, принадлежащих нуклеарной семье . Дома в основном из саманного кирпича и камней с соломенными крышами. Встречаются дома как с несколькими комнатами, так и с одной. Рядом со своими жилищами уичоли строят так называемые «дома бога» ( ririki или xiriki ), посвящённые божествам и предкам.
Мелкие общины входят в состав более крупных, во главе которых стоит совет старейшин kawiterutsixi , которые обычно также являются шаманами . Они осуществляют светскую и религиозную власть, а также хранят старинные традиции и потому являются самыми уважаемыми людьми сообщества. Уичоли добиваются самоуправления на своей земле, однако помимо местных властей подчиняются и представителям государственной власти.
Народный костюм
Уичоли известны вычурностью своих костюмов. У мужчин это вышитая kamirra (← kamixa ← исп. camisa , рубаха) или kutuni , длинная рубаха, открытая с боков и подпоясанная широким узорным поясом из шерсти . На поясе подвешиваются несколько хлопчатобумажных сумочек с орнаментом, которые называются kuihuame или huaikuri и связаны между собой шнуром. В эти сумочки ничего не кладут, они выполняют исключительно декоративную функцию. Также через плечо носят тканые и вышитые сумки kuchuri . На шею повязывают tubarra , вышитый платок, украшенный по краю красной фланелевой тесьмой. Шляпу, которую называют rupurero (← xupurexu ← *šub u reru ← исп. sombrero , шляпа), украшают бисером, перьями, шерстяной нитью, цветами, шипами или кусочками коры. Мужчины народа уичоль всегда ярко одеты, так как их жёны стараются как можно красивее вышить их костюмы.
В отличие от мужского, типичный женский костюм довольно прост и состоит из короткой, широкой блузы в талию, которую называют kutuni , юбки в сборку ihui с широкой узорной каймой и передника с бахромой. Голову покрывают шалью ricuri из полотна с красивой вышивкой. Также женщины носят украшения: ушные подвески и браслеты.
Декоративные мотивы традиционного костюма уичолей чрезвычайно разнообразны и с древних времен сохраняют магический смысл, описанный норвежским антропологом в книге «Неизвестная Мексика» ещё в 1896 году. На праздники уичоли по обыкновению раскрашивают лица символическими рисунками, а жрецы maraakates проводят церемонии с muwieris — палочками, украшенными перьями.
Ремёсла и декоративно-прикладное искусство
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения уичолей отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве. Уичоли занимаются ткачеством , вышивкой , узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы , музыкальные инструменты.
Также широко известны nierika — своеобразные картины, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи , одновременно являющиеся и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторону смесью пчелиного воска и сосновой смолы , на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Такие дощечки можно встретить в домашних святилищах, храмах, священных пещерах и источниках. Ньерика является проводником в мир духов. Она называется зеркалом с двумя лицами, поэтому рисунками покрываются обе стороны. Отверстие в середине — магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.
В последние десятилетия многие учиоли переселились в города, такие как Тепик , , Гвадалахара и Мехико . Именно они привлекли внимание к богатой культуре своего народа. Чтобы сохранить древние обычаи и верования, они начали изготавливать картины в традиционной «ниточной» технике уичолей, а также написанные красками, но сохраняющие мотивы и колорит, характерные для старинного искусства — своего рода его модернизированный вариант.
Однако для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции шаманизма .
Впервые выставка крупных картин, выполненных в этой технике, прошла в Гвадалахаре в 1962 году. В настоящее время широкий ассортимент разноцветной пряжи позволяет создавать сложные композиции, представляющие собой истинные произведения искусства. Некоторым художникам-уичолям удалось добиться известности и коммерческого успеха: например, художнику Хосе Бенитесу Санчесу, который выставлял свои работы в США .
Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились ещё задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена. Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; чёрный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла. Бисерные изделия также представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.
Религия и мифология
Уичоли сохранили традиционные культы, основанные на шаманизме , нагвализме , анимизме , вере в магию . Они имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame ) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей.
Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль представляет собой способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Пантеон уичолей включает более тридцати богов, которые, говоря упрощённо, разделяются на две противоположности: вода (сезон дождей) и огонь (засуха), свет и тьма, мужское начало и женское. Среди водных богинь наша Бабушка-Произрастание Takutsi Nakawé , Мать-Земля, богини кукурузы Kacíwalí и Otuanáka , покровительница рожениц Komatéame и другие. В основном это заботливые, хотя и строгие матери. Боги мужского пола опасны и разрушительны. Среди них выделяются наш Дедушка-Огонь Tatewarí , наш Отец-Солнце Tayaupá , Akaitewarí (бог ветра), Paritzika (бог дома и оленей) и другие.
Альфредо Лопес Аустин , цитируя известного исследователя индейских культур Роберта Зингга , так описывает космогонические представления уичолей:
«Уичоли полагают, что в мире существуют две противоположные космические силы: огненная, которую представляет Tayaupá , наш Отец-Солнце, и водная, которую представляет Nacawé , богиня дождя». Между ними часто происходит борьба. «Орлы-звёзды, светящиеся создания нашего Отца, устремляются в лагуны и уничтожают водяных змей Nacawé. Поверженные змеи поднимаются в небо, принимая форму облаков. Однако борьба является лучшей созидательной силой, поскольку в схватке противостоящие силы соединяются». Божественным сущностям необходимо смешаться со смертью, чтобы достичь земного существования. Мифы говорят, что «Солнце создало земные существа из своей слюны, которая появилась в виде красной пены на океанских волнах». В ней содержались «сердца» или «сущности». «Само Солнце имеет сердце… Оно принимает вид птицы tau kúkai . Птица вышла из подземного мира и поставила крест на океан . Родился Отец-Солнце, взобрался по кресту… и так убил тьму мира своими ударами».
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается симбиотическое равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы» . Обращаясь к духам за помощью, человек обязан соблюдать установленные правила, которые духи диктуют шаманам в видениях и снах. «Животные и растения говорят с человеком, стрелы доставляют молитвы, змеи приносят дождь или наделяют человека даром вышивания, пумы являются посланниками богов — все это реальность в системе верований уичолей» .
Примечания
- По данным Национальной комиссии по развитию коренных народов от 15 сентября 2019 на Wayback Machine .
- Подробно этот процесс рассматривается в книге Iturrioz Leza, José Luis, Lenguas y literaturas indígenas de Jalisco. Secretaría de Cultura-Gobierno del Estado de Jalisco, México, 2004.
- El hostigamiento a «el costumbre» huichol: Los procesos de hibridación social. Авторы: José de Jesús Torres, J. Jesús Torres Contreras. El Colegio de Michoacán A.C., 2000. ISBN 970-679-027-6 , 9789706790279.
- Angela Corelis, Huichol Indians, Their Art & Symbols.
- . Дата обращения: 9 ноября 2013. 10 ноября 2013 года.
- ↑ Schaefer, Stacy B. y Furst, Peter T., People of the Peyote. Albuquerque, Nuevo México, 1996, стр. 43-49.
- Thomas, Cyrus. Indian Languages of Mexico and Central America. Washington, DC, 1911, стр. 48.
- Sauer, Carl O., The Distribution of Aboriginal Tribes and Languages in Northwest Mexico. Berkeley. CA, 1934, стр. 7.
- Gerhard, Peter, The north frontier of New Spain, Princeton, New Jersey, 1982, стр. 74.
- Народы и религии мира : Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6 .
- Цитаты по Alfredo López Austin, Tamoanchan, Tlalocan. University Press of Colorado, 1997, стр. 169—171.
- Robert M. Zingg, Los huicholes. Una tribu de artistas. México : Instituto Nacional Indigenista.
- ↑ Susana Eger Valadez, The Huichols: A Culture in Transition.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- на сайте Национальной комиссии по развитию коренных народов (Мексика) (исп.)
- (англ.) (исп.)
- (англ.)
- (англ.)
- на сайте, посвящённом литературе коренных народов (англ.) (исп.) (англ.)
- 2020-02-13
- 1