Interested Article - Масауа (народ)

Энит Мартинес Фонсека продаёт предметы народного творчества масауа из Сан-Фелипе-Сантьяго в штате Мексико, 2016 год.

Масауа ( исп. Mazahua ) — один из крупнейших коренных народов Мексики , проживающий на северо-западе штата Мехико и юго-востоке Мичоакана , а также в результате миграций — в федеральном округе Мехико . Наиболее крупные группы масауа проживают в муниципалитетах Сан-Фелипе-дель-Прогресо и (оба в штате Мехико). Согласно переписи 1990 года, в Мексике проживало 127826 масауа; согласно справочнику Ethnologue — около 350 тыс.

Этноним

Слово Mazahua происходит из языка науатль и означает «владельцы оленей» , что, вероятно, указывает на проживание масауа в горных районах, богатых дичью. Масауа называют себя Hñatho, а также tee ñaatjo jñaatjo , что значит «настоящие люди, кто говорит на языке» .

Язык

Язык масауа относится к ото-памской ветви и близок к языку отоми . По мнению филологов [ каких? ] , язык масауа относится к отомангской языковой семье. В 1939 году 77 715 человек говорило на языке масауа, из них 29 269 не знали испанского, 48 446 были билингвы и могли общаться как на масауа, так и на испанском языках . Число владеющих языком масауа к 2006 году составило 133 413 человек . Закон Мексики приравнивает статус языка масауа и к испанскому на территории традиционного использования индейского языка. Более половины масауа владеют родным языком, а некоторые не говорят на испанском бегло .

История

Ранняя история масауи известна лишь по устным преданиям. Они считаются потомками древнего племени отоми Центральной Мексики, мигрируя на территории современного проживания в XIII веке, во время великого переселения пяти племён под общим названием чичимеки . Масауа перешли под управление ацтекской империи в XV веке, платили ацтекам продуктами и людьми для ритуальных жертвоприношений .

В 1521 году испанский конкистадор Эрнан Кортес подчинил империю ацтеков, консолидировал испанскую мощь в Мехико и подчинил силой оружия соседние народы, включая масауа. Францисканцы обращали масауа в католичество. Число масауа резко сократилось в связи с вспыхнувшими эпидемиями, поскольку у индейцев отсутствовал иммунитет к завезённым европейцами на континент болезням. Масауа принуждали к тяжёлому труду, обращали в рабство. Все эти факторы нарушили привычный, традиционный уклад жизни масауа .

К середине 1700-х годов многие масауа проживали в деревнях вблизи крупных гасиенд, где они трудились рабочими, фермерами, домашней прислугой либо кормились от собственного небольшого надела земли. Жизнь при испанцах для масауа оказалась тяжелее, нежели при ацтеках .

После провозглашения независимости Мексики от Испании в 1810 году, жизнь масауа не улучшилась. Крупные гасиенды объединились, и многие масауа работали там батраками. Позже мексиканское правительство отторгло часть земель, которые частично вернулись к масауа лишь после мексиканской революции 1910 года . В период аграрной реформы 1930-х годов эту землю раздали масауа для земледелия. Современные масауа, преимущественно, заняты в области сельского хозяйства . Традиционно они занимались либо земледелием, которое давало скудные урожаи, либо ремеслом — изготовлением изделий из агавы . Хозяйство масауа основано на массовом выращивании кукурузы, тыкв и бобовых .

Вынесшие терпеливо почти 500-летнюю эксплуатацию над собой масауа в 2006 году перекрыли потоки воды в столицу и окружающие города. Своим протестом они призывали правительство обратить внимание на их проблемы . Проект сооружения плотины Кутцамала вызвал массовые протесты масауа, в основном женщин, которые взяли в руки оружие образовали Сапатистское движение с целью защиты своих земель.

Традиции

Монумент народу масауа. Город Мехико, Мексика

Народ масауа претерпел сильное влияние испанцев и католичества, которое приняли вскорости после испанского завоевания. Каждый город или деревня едегодно отмечают день своего святого покровителя. Несмотря на приверженность католицизму, масауа верят в злых духов и обращаются к знахарям, акушеркам, колдунам, костоправам . Масауа верят, что в День мёртвых души умерших возвращаются в мир живых в виде бабочек данаида-монарх .

Масауа считают, что земля общая по обычаю ejido . Муниципалы и блюстители ejido ответственны за разрешение конфликтов и проблем общества .

Традиционно представители масауа заключают брак внутри своей группы, часто между кузенами . Отличительной особенностью народа является обычай, когда после свадьбы муж и жена довольно долго живут в семье жены, объясняя это тем, что «молодожёнам там будет лучше». Традиционно масауа предпочитали общаться с близкими родственниками, между дальними родственниками близкие отношения не практиковались .

Примечания

  1. James B. Minahan. . — Ethnic Groups of the Americas: An Encyclopedia: An Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2013. — С. 238—240. — 430 с. — ISBN 9781610691642 . 25 января 2018 года.
  2. Natividad Gutierrez. . — U of Nebraska Press, 2015. — 287 с. — ISBN 9780803288607 . 25 января 2018 года.
  3. Margarita Hidalgo. . — Walter de Gruyter, 2006. — С. 24. — 397 с. — ISBN 9783110197679 . 25 января 2018 года.
  4. Francisco Rojas Gonzalez. // Revista Mexicana de Sociología. — 1939. — Т. 1 , вып. 4/5 . — С. 99–122 . — doi : .
  5. Andrea Lawson Gray, Adriana Almazan Lahl. . — AltaMira Press, 2013. — 413 с. — ISBN 9780759122833 . 25 января 2018 года.

Литература

  • Gonzalez F.R. (исп.) // Revista Mexicana de Sociología. — 1939. — Сентябрь - декабрь ( т. 1 , № 1 ). — С. 99-122 .
Источник —

Same as Масауа (народ)