Масауа (язык)
- 1 year ago
- 0
- 0
Масауа ( исп. Mazahua ) — один из крупнейших коренных народов Мексики , проживающий на северо-западе штата Мехико и юго-востоке Мичоакана , а также в результате миграций — в федеральном округе Мехико . Наиболее крупные группы масауа проживают в муниципалитетах Сан-Фелипе-дель-Прогресо и (оба в штате Мехико). Согласно переписи 1990 года, в Мексике проживало 127826 масауа; согласно справочнику Ethnologue — около 350 тыс.
Слово Mazahua происходит из языка науатль и означает «владельцы оленей» , что, вероятно, указывает на проживание масауа в горных районах, богатых дичью. Масауа называют себя Hñatho, а также tee ñaatjo jñaatjo , что значит «настоящие люди, кто говорит на языке» .
Язык масауа относится к ото-памской ветви и близок к языку отоми . По мнению филологов [ каких? ] , язык масауа относится к отомангской языковой семье. В 1939 году 77 715 человек говорило на языке масауа, из них 29 269 не знали испанского, 48 446 были билингвы и могли общаться как на масауа, так и на испанском языках . Число владеющих языком масауа к 2006 году составило 133 413 человек . Закон Мексики приравнивает статус языка масауа и к испанскому на территории традиционного использования индейского языка. Более половины масауа владеют родным языком, а некоторые не говорят на испанском бегло .
Ранняя история масауи известна лишь по устным преданиям. Они считаются потомками древнего племени отоми Центральной Мексики, мигрируя на территории современного проживания в XIII веке, во время великого переселения пяти племён под общим названием чичимеки . Масауа перешли под управление ацтекской империи в XV веке, платили ацтекам продуктами и людьми для ритуальных жертвоприношений .
В 1521 году испанский конкистадор Эрнан Кортес подчинил империю ацтеков, консолидировал испанскую мощь в Мехико и подчинил силой оружия соседние народы, включая масауа. Францисканцы обращали масауа в католичество. Число масауа резко сократилось в связи с вспыхнувшими эпидемиями, поскольку у индейцев отсутствовал иммунитет к завезённым европейцами на континент болезням. Масауа принуждали к тяжёлому труду, обращали в рабство. Все эти факторы нарушили привычный, традиционный уклад жизни масауа .
К середине 1700-х годов многие масауа проживали в деревнях вблизи крупных гасиенд, где они трудились рабочими, фермерами, домашней прислугой либо кормились от собственного небольшого надела земли. Жизнь при испанцах для масауа оказалась тяжелее, нежели при ацтеках .
После провозглашения независимости Мексики от Испании в 1810 году, жизнь масауа не улучшилась. Крупные гасиенды объединились, и многие масауа работали там батраками. Позже мексиканское правительство отторгло часть земель, которые частично вернулись к масауа лишь после мексиканской революции 1910 года . В период аграрной реформы 1930-х годов эту землю раздали масауа для земледелия. Современные масауа, преимущественно, заняты в области сельского хозяйства . Традиционно они занимались либо земледелием, которое давало скудные урожаи, либо ремеслом — изготовлением изделий из агавы . Хозяйство масауа основано на массовом выращивании кукурузы, тыкв и бобовых .
Вынесшие терпеливо почти 500-летнюю эксплуатацию над собой масауа в 2006 году перекрыли потоки воды в столицу и окружающие города. Своим протестом они призывали правительство обратить внимание на их проблемы . Проект сооружения плотины Кутцамала вызвал массовые протесты масауа, в основном женщин, которые взяли в руки оружие образовали Сапатистское движение с целью защиты своих земель.
Народ масауа претерпел сильное влияние испанцев и католичества, которое приняли вскорости после испанского завоевания. Каждый город или деревня едегодно отмечают день своего святого покровителя. Несмотря на приверженность католицизму, масауа верят в злых духов и обращаются к знахарям, акушеркам, колдунам, костоправам . Масауа верят, что в День мёртвых души умерших возвращаются в мир живых в виде бабочек данаида-монарх .
Масауа считают, что земля общая по обычаю ejido . Муниципалы и блюстители ejido ответственны за разрешение конфликтов и проблем общества .
Традиционно представители масауа заключают брак внутри своей группы, часто между кузенами . Отличительной особенностью народа является обычай, когда после свадьбы муж и жена довольно долго живут в семье жены, объясняя это тем, что «молодожёнам там будет лучше». Традиционно масауа предпочитали общаться с близкими родственниками, между дальними родственниками близкие отношения не практиковались .