Якобс, Христиан Фридрих Вильгельм
- 1 year ago
- 0
- 0
Христиан Вильгельм фон Дом ( нем. Christian Konrad Wilhelm von Dohm , 11 декабря 1751 , Лемго — 29 мая 1820 , Пустлебен ) — немецкий историк , писатель и дипломат. Получил известность как автор проекта гражданского равноправия евреев .
Родился в Лемго в семье местного пастора Вольрада Людвига Вильгельма ( нем. Wolrad Ludwig Wilhelm ) и его жены Анны Элизабет ( нем. Topps zu Dettmold, Anne Elisabeth ). Его отец был родом из Ринтельна . Он получил должность пастора в приходе Святой Марии в 1745 году. Вольрад умер, когда мальчику было 7 лет, поэтому образованием ребёнка руководила мать .
Христиан после школы отправился изучать право в Лейпцигский университет (1768—1773). С мая 1774 по сентябрь 1776 продолжил образование в Гёттингенском университете . После окончания Лейпцигского университета начал публиковать научные работы . 13 сентября 1776 был назначен профессором экономики, финансов и статистики в .
В 1779 году Христиан поступил на прусскую государственную службу в должности архивариуса и в 1780 женился на Анне Генриетте Элизабет Хельвинг (1762—1780). С 1783 года работал в прусском Министерстве иностранных дел. В 1786 году получил дворянский титул .
В 1808—1810 он был министром Королевства Вестфалии в Дрездене. Осенью 1810 вышел в отставку по болезни и последние 10 лет жил в своем поместье Пустлебен в Геттингене .
Состоял в дружеских отношениях с Иоганном Лафатером , Георгом Лихтенбергом , Оноре Мирабо и др.
В 1781 году фон Дом опубликовал трактат «О гражданском совершенствовании евреев» ( нем. Über die bürgerliche Verbesserung der Juden ). К написанию трактата Дома побудил его друг — известный деятель еврейского Просвещения Мозес Мендельсон , к которому обратились за помощью эльзасские евреи .
По мнению Дома, признаки упадка еврейской расы не являлись врождёнными, а были порождены столетиями преследований и угнетения. Дискриминацию евреев Дом считал несправедливой, а недостатки, присущие евреям, устранимыми с помощью благоприятного обращения. Исходя из этих положений, он предложил комплекс реформ, в основе которого лежало равноправие евреев с остальными гражданами . Уравнивая евреев в гражданских правах, Дом полагал невозможным предоставить им политическое равноправие . При этом он опровергал традиционные антисемитские предрассудки о всеобщей лживости евреев и их склонности к обману . Идеи Дома были в русле германской традиции Просвещения ( нем. Aufklärung ), которая на первое место ставила интересы общества .
Публикация вызвала широкий интерес и бурное обсуждение как среди евреев, так и среди христиан. Некоторые даже обвиняли фон Дома в подкупе со стороны евреев . Идеи фон Дома повлияли на принятие австрийским императором Иосифом II в 1782 году «Указа о терпимости», отменявшего многие ограничения прав евреев . Переведённый на французский язык графом Оноре де Мирабо , трактат Дома также стал основой для принятия решения Конвента в 1791 году о предоставлении французским евреям равных с христианами гражданских прав .
Кроме наиболее известного трактата «О гражданском совершенствовании евреев», также перевёл с французского эссе Фридриха II «О немецкой литературе. Недостатки в коих её можно упрекнуть, их причины и способы к их улучшению» . Творческое наследие Дома составляет в общей сложности около 20 книг, меморандумы, переводы и эссе, а также множество журнальных статей . В Госларе с 1804 года существует основанная фон Домом , которая сейчас носит его имя .
Эта статья входит в число
добротных статей
русскоязычного раздела Википедии.
|