Interested Article - Перику
- 2020-12-06
- 1
Перику , Pericú (варианты написания названия на испанском языке : Pericues, Cora, Edues) — аборигены Калифорнийского полуострова (крайняя южная оконечность современного мексиканского штата Южная Нижняя Калифорния ). Племя исчезло в конце XVIII века.
Территория
Исконной территорией племени перику является полуостров Нижняя Калифорния, от мыса Сан-Лукас и на восток до мыса Пульмо, а также острова в Калифорнийском заливе — Серральво, Эспириту-Санто , Ла-Партида и Сан-Хосе. Уильям Масси (William C. Massey, 1949) полагал, что восточную часть мыса, включая Байя-де-лас-Пальмас и Байя-Вентана, занимало племя из группы гуайкура , известное как кора. Последующие исследования показали, что «кора» — синоним перику (Laylander 1997).
Что касается Южной Нижней Калифорнии (регион Ла-Пас), вопрос о проживании там перику остаётся спорным. Масси считал, что там жили два племени из группы гуайкура — кора и арипе. Майкл Мейзес (W. Michael Mathes, 1975) полагал, что эта территория принадлежала перику в 16 и 17 веках, однако была захвачена племенем гуайкура где-то в период 1668—1720 гг. Согласно альтернативной гипотезе, данная территория была предметом споров между перику и гуайкура в исторический период.
Язык
Письменные свидетельства о языке перику ограничены несколькими словами и десятком топонимов (León-Portilla 1976). Иезуитские миссионеры отмечали, что язык перику не похож на язык их соседей и врагов гуайкура . Массей (Massey, 1949) предположил о родстве двух данных языков, однако его предположение основывается прежде всего на их географической близости.
Доисторический период
Наиболее ранние археологические находки на территории, где к моменту прихода испанцев проживали перику, относятся к раннему голоцену , около 10000 лет назад, и, возможно, даже к позднему плейстоцену (Fujita 2006). Характерные гипердолихоцефальные (удлинённые) черепа, обнаруженные в захоронениях на Калифорнийском мысу, заставили ряд исследователей предположить, что предки перику представляли собой потомков либо транстихоокеанской миграции, либо ранней волны палеоиндейской колонизации Америки (González-José et al. 2003; Rivet 1909). Однако анализ ДНК показал, что «в группе представлены все те же гаплогруппы, что и у других индейцев, что позволяет предположить возможность процессов местной дифференциации данной конкретной группы».
С племенем перику связан характерный погребальный комплекс Лас-Пальмас ( ), где были обнаружены вторичные погребения с телами, окрашенными красной охрой и помещёнными в пещеры (Massey 1955). О длительной изоляции перику и в целом региона Южной Нижней Калифорнии, а также об архаичности их быта свидетельствует то, что они ещё в XVII веке продолжали использовать атлатль и дротик , а также лук и стрелы, тогда как на большей части Северной Америки они уже вышли из употребления (Massey 1961).
Харуми Фудзита (Harumi Fujita, 2006) отметил изменение традиций в эксплуатации морских ресурсов и в поселениях доисторического Калифорнийского мыса. По мнению Фудзита, после примерно 1000 г. н. э. там возникли 4 крупных социально-экономических и церемониальных центра: близ Кабо-Сан-Лукас, Кабо-Пульмо, Ла-Пас и на острове Святого Духа.
Исторический период
Европейцы начали контактировать с племенем перику с 1530-х годов. Первым их встретил и мятежники из экспедиции, посланной Э. Кортесом , завоевателем центральной Мексики. За ними вскоре последовала экспедиция самого Кортеса (Mathes 1973). С 16-го по начало XVIII века перику неоднократно встречались с различными европейскими экспедициями, причём отношения в одних случаях были дружественными, в других доходило до столкновений.
Иезуиты основали свою первую постоянную миссию в Нижней Калифорнии в Лорето в 1697 году, однако лишь через два десятилетия они решили распространить своё влияние на территорию мыса. Для племени перику (и для других соседних племён) были основаны миссии в Ла-Пас (1720), Сантьяго (1724) и Сан-Хосе-дель-Кабо (1730).
В 1734 г. в ходе восстания перику двое миссионеров были убиты, и контроль иезуитов над мысом прервался на 2 года (Taraval 1931). Однако в гораздо большей степени пострадали сами перику, не только потерявшие в восстании много погибших, но и начавшие вымирать от занесённых европейцами болезней. Ко времени, когда испанская корона изгнала в 1768 г. иезуитов из Нижней Калифорнии, племя перику перестало существовать как самостоятельная культурная единица, хотя часть современного местного населения, возможно, является их потомками, в том числе от смешанных браков.
Традиционная культура
Быт перику известен главным образом по рассказам ранних европейских колонизаторов (Laylander 2000; Mathes 2006). Наиболее подробный рассказ оставили британские пираты (приватиры), проведшие длительное время на мысу Сан-Лукас в 1709—1710 гг. и в 1721 гг. (Andrews 1979).
Натуральное хозяйство и материальная культура
Хозяйство перику было ориентировано на море: они ловили рыбу, собирали раковины, добывали морских млекопитающих из вод южной части Калифорнийского залива. Также важную роль в рационе играли такие наземные ресурсы, как агава, плоды кактусов, мелкая дичь и олени. Сельское хозяйство не практиковалось.
С другой стороны, перику были одним из немногих народов доколумбовой Калифорнии, у которых были более совершенные суда, чем распространённые среди других племён плоты из бальсового дерева. Перику строили деревянные плоты и использовали двойные вёсла. Рыбу добывали при помощи сетей, копий и гарпунов, а на животных охотились с помощью копий, луков и стрел. В качестве контейнеров использовались плетёные сумки, корзины и высушенные тыквы, керамика была неизвестна.
Жилища и одежда были довольно неприхотливыми. Женщины носили юбки из волокон растений или шкуры животных. Украшения были распространены как среди мужчин, так и среди женщин.
Социальная организация
Разделение труда было основано на факторах возраста и пола. Сообщения европейских путешественников о семейных отношениях в племени перику противоречивы: в одних говорится о моногамии , в других - о полигамии. Отдельные общины-поселения перику были независимы друг от друга. Титул вождя наследовался, иногда вождями могли быть женщины. Часто вспыхивали войны, как с другими племенами, так и между различными общинами перику. Особенно часто перику конфликтовали с племенем гуайкура .
Примечания
- Gonzalez, Silvia and David Huddart The Late Pleistocene Human Occupation of Mexico . Дата обращения: 14 февраля 2015. 21 июля 2015 года.
Литература
- Andrews, Thomas F. 1979. English Privateers at Cabo San Lucas . Dawson’s Book Shop, Los Angeles.
- Fujita, Harumi. 2006. «The Cape Region». In The Prehistory of Baja California: Advances in the Archaeology of the Forgotten Peninsula , edited by Don Laylander and Jerry D. Moore, pp. 82–98. University Press of Florida, Gainesville.
- González-José, Rolando, Antonio González-Martín, Miguel Hernández, Hector M. Pucciarelli, Marina Sardi, Alfonso Rosales, and Silvina van der Molen. 2003. «Craniometric evidence for Palaeoamerican survival in Baja California». Nature 425:62-65.
- Laylander, Don. 1997. «The linguistic prehistory of Baja California». In Contributions to the Linguistic Prehistory of Central and Baja California , edited by Gary S. Breschini and Trudy Haversat, pp. 1–94. Coyote Press, Salinas, California.
- Laylander, Don. 2000. Early Ethnography of the Californias: 1533—1825 . Coyote Press, Salinas, California.
- Leon-Portilla, Miguel. 1976. «Sobre la lengua pericú de la Baja California». Anales de Antropologia 13:87-101.
- Massey, William C. 1949. «Tribes and languages of Baja California». Southwestern Journal of Anthropology 5:272:307.
- Massey, William C. 1955. Culture History in the Cape Region of Baja California, Mexico . Ph.D. dissertation, University of California, Berkeley.
- Massey, William C. 1961. «The survival of the dart-thrower on the peninsula of Baja California». Southwestern Journal of Anthropology 17:81-93.
- Mathes, W. Michael. 1973. The Conquistador in California: 1535 . Dawson’s Book Shop, Los Anegles.
- Mathes, W. Michael. 1975. «Some new observations relative to the indigenous inhabitants of La Paz, Baja California Sur». Journal of California Anthropology 2:180-182.
- Mathes, W. Michael. 2006. «Ethnohistoric Evidence». In The Prehistory of Baja California: Advances in the Archaeology of the Forgotten Peninsula , edited by Don Laylander and Jerry D. Moore, pp. 42–66. University Press of Florida, Gainesville.
- Rivet, Paul. 1909. «Recherches anthropologiques sur la Basse-Californie». Journal de la Société des Américanistes de Paris 6:147-253.
- Taraval, Sigismundo. 1931. The Indian Uprising in Lower California, 1734—1737 . Quivira Society, Los Angeles.
- Venegas, Miguel. 1979. Obras californianas del padre Miguel Venegas, S.J. 5 vols. Universidad Autónoma de Baja California Sur, La Paz, Mexico.
- 2020-12-06
- 1