Золотой век научной фантастики
- 1 year ago
- 0
- 0
Золотой век ислама , иногда также Исламский ренессанс , Мусульманский ренессанс — исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени. В рамках халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому, исламские учёные , писатели и деятели искусства указанного периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры. После распада Арабского халифата развитие исламской культуры ненадолго подхватывает персидское государство Саманидов , а впоследствии череда тюркских династий Газневидов , Караханидов , Тимуридов , Сельджуков , Хулагуидов . Говард Тёрнер пишет: «мусульманские художники и учёные, рабочие и князья вместе создали уникальную культуру, которая имеет прямое и косвенное влияние на каждом континенте».
При «Исламском Возрождении» развились математика, медицина, философия, физика, химия и другие науки. Исламская культура, простиравшаяся от южной Испании до Ирана , вобрала в себя достижения учёных самых разных национальностей и вероисповеданий. Она развивала знания древних египтян , греков и римлян , добившись прорывов, подготовивших почву для эпохи Возрождения .
В IX—X веках достижения арабской науки, каноны поэзии, образцы архитектуры способствовали развитию культуры многих народов как Азии и Африки, так и Европы .
В эпоху Золотого века мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство, как сохраняя традиции прошлого, так и используя собственные изобретения. В эпоху правления Омейядов, а затем и Аббасидов учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей. Практическое значение медицины, военной техники, математики помогало развитию Арабского халифата.
Универсальным языком науки стал арабский язык . Учёные из разных стран от Кордовы до Багдада и Самарканда имели возможность общаться на одном языке. В IX в. правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы), во время которых богословы, философы и астрономы собирались, чтобы обсудить свои идеи.
В исламском мире при мечетях открывались медресе , где обучали не только религиозным, но и светским наукам. Многие медресе со временем превратились в университеты. Мусульманские правители организовывали научные центры, где учёные могли накапливать, развивать свои знания и обмениваться ими. Наиболее известный из таких научных центров — « Дом Мудрости » («Бейт аль-Хикма»), основанный халифом аль-Мамуном (786—833 гг.) в 20-х годах IX в. Кроме Багдада , центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были: Каир , Дамаск , Бухара , Газна , Самарканд , Хорезм , Исфахан , Нишапур , Балх , Кордова и другие города. В 859 г. принцесса Фатима аль-Фихри (800—880 гг.) основала в Фесе (Марокко) первый современный университет . В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин.
Географ аль-Мукаддаси (945—990 гг.) писал о процессе становления исламских центров науки: «На Востоке дорожили учеными (уламо), в то время как на Западе ценили писцов» [ источник не указан 2167 дней ] .
Астрономия — одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В 1259 г. ат-Туси (1201—1274 гг.) основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза . Исламские учёные Шараф ад-Дин Ат-Туси (1135—1213 гг.), Насир ад-Дин Ат-Туси и Ибн аш-Шатир (1306—1375 гг.) впервые высказались о возможности вращения Земли вокруг своей оси. Мусульмане усовершенствовали инструмент для определения месторасположения звёзд и измерения расстояния между ними ( астролябию ). В IX—X вв. братья Муса произвели вычисления длины земной окружности.
Хорезмийский учёный аль-Бируни (973—1048 гг.) доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Проводя исследования близ индийского города Нандана, он смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе «правилом Бируни».
Среднеазиатский учёный аль-Фергани (798— не ранее 861 гг.) открыл существование пятен на Солнце , а его труды в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Он стал первым учёным, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.
Среднеазиатский учёный Улугбек (1394—1449 гг.) в своей обсерватории , главным инструментом которой был стенной квадрант с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°, чему не было равных в мире, к 1437 г. составил Гурганский зидж — каталог звёздного неба , в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года : 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52 градусов (наиболее точное измерение). [ нейтральность? ] [ когда? ]
Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 г. после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре был переведен на латинский язык и наряду с « Альмагестом » Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X (1221—1284 гг.) являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы .
Точность этих таблиц превосходила всё достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Лишь в XVI в. Тихо Браге (1546—1601 гг.) удалось добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности, а затем и превзойти её. Неудивительно, что «Зидж Улугбека» постоянно привлекал к себе внимание астрономов, как на Востоке, так и в Европе.
Вычисления солнечного года Беттани почти полностью совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды).
Самые высокие достижения мусульманских учёных можно отметить в медицине. Именно в Арабском халифате впервые были построены больницы, госпитали, возникли первые медицинские институты. Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Первая больница в Халифате была создана в 707 г. во время правления омейядского халифа аль-Валида ибн Абдул-Малика. Затраты на содержание этой больницы и обеспечение больных продуктами питания брало на себя государство. Во избежание бегства прокажённых больных, им объявлялся арест.
Интерес к путешествиям и изучению географии мусульмане проявляли издревле. Этому способствовали стремление к распространению ислама, торговля, а также необходимость совершения паломничества (хаджа). Известное всем слово адмирал произошло от арабского амир аль-бахр ( араб. أمير البحر ).
Позаимствовав технологию производства из Китая, сын визиря Харуна ар-Рашида, построил в 794 г. в Багдаде первую фабрику по производству бумаги. Через 6 лет подобная фабрика была построена в Египте, а в 950 г. в аль-Андалусе. Первая бумага, появившаяся в Европе, изготавливалась из льна и называлась charta damascaena, то есть дамасские свитки .
В эпоху Золотого века мусульмане смогли создать развитую систему орошения, а также чётко продуманную систему севооборота, позволяющую получить двойной урожай за год на той же земле.
В 880 г. учёный по имени Аббас ибн Фирнас (810 — 887 гг.) впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться.
Труды таких учёных, как Абу Маари (973 — 1057 гг.), Ибн Рушд (1126 — 1198 гг.), аль-Кинди (ок. 801 — 873 гг.) и аль-Газали (1058 — 1111 гг.) оказали большое влияние на философскую мысль. В IX в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.) с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Классическая арабская литература сложилась в VII–IX веках и достигла наивысшего расцвета в X веке. Она возникла из устной словесности кочевников- бедуинов , преимущественно поэтической. Поэзия арабского мира приобрела чисто светский характер, её ведущим жанром стал панегирик , в котором отражались представления об идеальном правителе. Также в поэзии важной была тема любви, в том числе в так называемой узритской лирике (от названия племени ), представителем которой был, в частности, Джамиль ибн Абдуллах ибн Муаммар . Великим мастером слова, а также вольнодумцем, сыгравшим большую роль в дискредитации догм ислама, был поэт Абу Нувас .
Создателем арабской художественной прозы стал Ибн аль-Мукаффа , который занимался переводами на арабский с персидского языка . Наряду с записями древних преданий появились сочинения, выходящие за рамки исторической литературы (сочинения Аль-Джахиза , Ибн Кутайбы ). Рассказы моряков и купцов о дальних странах и различных приключениях собрал в своих «Чудесах Индии». Однако повествование, основанное на сознательном художественном вымысле, встречается только у Абу Хайана ат-Таухиди и у аль-Маарри . В X веке возник жанр макамы (плутовские повести в рифмованной прозе) .