Interested Article - Цолькин

Календарь цолькин в дрезденском кодексе .

Цолькин ( Tzolk’in — «счет дней» на языке киче ) — священный календарь майя , состоящий из 260 дней, которые разбиты на 13 и 20 циклов по 20 и 13 дней соответственно. Этот календарь использовался в первую очередь для религиозных целей, будучи расписанием священных церемоний и средством предсказания благоприятных и неблагоприятных дней. Аналогичный календарь тональпоуалли имелся у ацтеков и других народов Мезоамерики .

Помимо цолькина у майя был солнечный календарь длиной 365 дней для сельхозработ и календарь длинного счёта для абсолютной датировки события в днях от даты «сотворения мира».

Цолькин используется и сегодня среди общин майя в горных районах Гватемалы и среди индейских общин мексиканских штатов Чьяпас , Оахака и Веракрус .

Неизвестно как древние майя называли этот календарь. Майянист взял за основу слово «порядок дней» на современном языке киче, и этот термин стал общепринятым у специалистов .

Счёт дней по цолькину

Дни в цикле длиной 13 нумеруются числами. В цикле длиной 20 каждый день имеет своё название и графическое обозначение — глиф . При переходе к следующему дню увеличивается на 1 его номер (до 13 и далее циклически) и одновременно меняется его наименование в соответствии с порядком наименований в цикле длиной 20 (до двадцатого и далее циклически). Таким образом, две следующие друг за другом даты всегда отличаются и номером, и наименованием. Повтор дат начинается после достижения наименьшего общего кратного длин циклов — 260. Ниже приведен цолькин в табличной форме с современным наименованием дней (название дня на юкатекском языке XVI века). Счёт дат ведётся построчно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1.ª Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben
2.ª Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi
3.ª Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac
4.ª Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb
5.ª Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan
6.ª Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab
7.ª Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen
8.ª Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal
9.ª Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban
10.ª Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc
11.ª Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan
12.ª Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib
13.ª Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc
14.ª Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik
15.ª Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men
16.ª Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat
17.ª Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix
18.ª Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix
19.ª Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau Imix Ik Kan Akbal Chicchan Cimi Manik
20.ª Lamat Muluc Oc Chuen Eb Ben Ix Men Cib Caban Etznab Cauac Ahau

Некоторое сходство с календарем цолькин в европейском календаре имеет обозначение даты числом месяца и днём недели. Разница в том, что оба исчисления цолькина подобны неделе , и их "дни недели" сменяются каждый день (как если бы 1 января сменялось 2 февраля и т.д.) Подобие в том, что 13-дневная «неделя» цолькина была не именована, а вот дни 20-дневной "недели" несли особые значения. В античное время дни европейской недели также имели сакральный смысл, а суббота и воскресенье в некоторых религиозных общинах сохранили этот смысл и сегодня.

Названия, глифы и толкование дней

В цикле длины 20 каждый день имел название, несколько графических изображений — логограмм или глифов и сакральный смысл.

Цолькин: названия и глифы дней

N o. 1
Название
дня 2
Пример глифа
для монументов 3
Пример глифа
для кодексов 4
Юкатек
XVI века 5
Произношение
на классическом языке майя 6
Значение 7 Киче 8
01 Imix' Imix Imix (?) / Ha' (?) Дракон ; Земля или мир. Imox
02 Ik' Ik Ik' Ветер , дыхание, жизнь. Также насилие, молния. Iq'
03 Ak’b’al Akbal Ak’b’al (?) Ночь , тьма, преисподняя; рассвет, закат. Aq’ab’al
04 K’an Kan K’an (?) Кукуруза , изобилие, богатство, сеть, паутина, огонь. K’at
05 Chikchan Chicchan (неизвестно) Небесная змея . Kan
06 Kimi Cimi Cham (?) Смерть , воскрешение. Kame
07 Manik' Manik Manich' (?) Олень , символ бога охоты. Kej
08 Lamat Lamat Ek' (?) Кролик , символ планеты Венера (планета) , закат. Q’anil
09 Muluk Muluc (неизвестно) Вода , символ воды нефрит , дождь, жертва. Toj
10 Ok Oc (неизвестно) Собака , проводник, ведущий к солнцу через мрак загробного мира, справедливость. Tz’i'
11 Chuwen Chuen (неизвестно) Обезьяна , бог искусства и знания. B’atz'
12 Eb' Eb (неизвестно) Трава , растущая под дождём, зуб, путь. E'
13 B’en Ben (неизвестно) Красный или золотистый цвет, забота об урожае, изобилие. Aj
14 Ix Ix Hix (?) Ягуар , жизненная сила. I´x, Balam
15 Men Men (неизвестно) Орёл , птица, луна, свобода. Tzikin
16 Kib' Cib (неизвестно) Сова и гриф , птицы смерти ночи и дня. Также воск, душа и насекомое. Ajmaq
17 Kab’an Caban Chab' (?) Землетрясение , ум, мудрость, знание. No’j
18 Etz’nab' Etznab (неизвестно) Нож , также ритуальный кремнёвый нож. Tijax
19 Kawak Cauac (неизвестно) Буря , боги грома и молнии. Kawoq
20 Ajaw Ahau Ajaw Верховный правитель, солнце как бог. Ajpu

Легенда:
1. Нумерация в цолькине
2. Название дня в современной орфографии Гватемальской академии языков майя
3. Приме глифа для монументов (стел). Существуют и другие варианты.
4. Пример глифа для кодексов. В случае раскраски использовались и более простые варианты..
5. Название дня на юкатекском языке XVI века согласно Диего де Ланда . Эта орфография была распространена до недавнего времени
6. Произношение на классическом языке майя периода 200 900 годов в большинстве случаев неизвестно и частично реконструировано на основе фонологического изучения современных языков майя. Знак ? означает предположительную реконструкцию.
7. Каждый день ассоциировался с рядом реальных объектов, явлений, представлений и мифов

Происхождение

Археологические памятники позволяют утверждать, что этот календарь возник в Мезоамерике не позднее V века до нашей эры и использовался другими народами параллельно, а возможно и до майя . Относительно его происхождения есть несколько версий, ни одна из которых сегодня не общепринята.

  1. Известно, что число 20 является основанием позиционной системы счисления майя , которая используется для длинного календарного счёта, а число 13 является первой и единственной ненулевой цифрой в «длинной» записи даты мифического сотворения мира — 13.0.0.0.0. Можно предположить, что число 20 и число 13 у майя имели сакральный смысл. Умножая эти числа, получаем 260.
  2. Винсент Мальстрём на основании идей предлагает астрономическую версию . На широте проживания майя солнце находится в зените примерно 30 апреля и 12 августа. Больший интервал между этими датами равен 260, а меньший 105. Эта гипотеза встречает ряд возражений . И сегодня майя сажают кукурузу в конце апреля — начале мая, а собирают урожай в начале августа, но это связано с сезонным изменением осадков, а не с высотой солнца в полдень. К тому же у майя для организации сельхозработ был солнечный календарь хааб.
  3. Наконец есть даже гипотеза, что число 260 выбрано, поскольку совпадает с длительностью беременности у людей .

Проверка взаимосвязи Цолькина с Лунным календарем по современным параметрам орбиты Луны

Современная продолжительность года — 365 дней.

Синодический период обращения Луны — 29.53 суток.

Сидерический период обращения Луны — 27.32 суток.

Расчет реликтового периода обращения Луны вокруг Земли для реликтового года продолжительностью в 260 дней по Цолькину на основе современных пропорций орбит:

29.53х260/365=21.03 суток

27.32х260/365=19.46 суток

Таким образом по Цолькину: 20 дней — лунный месяц, 260/20=13 — количество лунных месяцев в году из 260 дней, что соответствуют современному отношению продолжительностей Земного года к Лунному месяцу:

365/29,53=12,36

365/27,32=13,36

260/20=13

Из этого можно предположить, что Цолькин — это реликтовый самый древний лунный календарь, когда год был 260 дней. И самые главные события, которые отслеживались — это новолуние и полнолуние.

Примечания

  1. Согласно современной орфографии
  2. Tedlock, Barbara, Time and the Highland Maya Revised edition (1992 Page 1) «Многие общины гватемальских индейцев, преимущественно говорящих на языках семьи майя продолжают использовать 260-дневный календарь и часто древний солнечный календарь (глава 4).»
  3. Miles, Susanna W, «An Analysis of the Modern Middle American Calendars: A Study in Conservation.» In Acculturation in the Americas. Edited by Sol Tax, p. 273. Chicago: University of Chicago Press, 1952.
  4. Voß, Alexander W. (2006) «Astronomía y matemáticas»; en Nikolai Grube et al , Mayas. Una civilización milenaria , traducción de Mariona Gratacòs i Grau, Marciano Villanueva, Lidia Álvarez Grifoll y Ambrosio Villanueva; pp.131-141 ; China, ed.Tandem Verlag GmbH, ISBN 978-3-8331-1959-0
  5. Canto López, Antonio, Apuntaciones sobre Mesoamérica, Ediciones de la Universidad Autónoma de Yucatán, Mérida, Yucatán, 1991, ISBN 968-6160-75-2
  6. Только в Гватемале имеется 22 майяских языка.
  7. Kettunen and Helmke (2011),pp56-pp57
  8. Time Among the Maya: Travels in Belize, Guatemala, and Mexico (англ.) / Abacus, Londres, 1989. — ISBN 0-349-10892-7 .
  9. (англ.) ; (англ.) . The Gods and Symbols of Ancient Mexico and the Maya: An Illustrated Dictionary of Mesoamerican Religion (англ.) . — London: (англ.) , 1993. — ISBN 0-500-05068-6 .
  10. . Дата обращения: 14 мая 2018. 17 октября 2019 года.
  11. (англ.) . (англ.) // Science : journal. — Lancaster, PA: American Association for the Advancement of Science , 1973. — 17 September ( vol. 181 , no. 4103 ). — P. 939—941 . — doi : . — Bibcode : . — . 28 мая 2008 года.
  12. Возражения Джона Хенднрсона и Артура Фитчетта от 1974 года от 30 мая 2008 на Wayback Machine .
  13. The Gods and Symbols of Ancient Mexico and the Maya: An Illustrated Dictionary of Mesoamerican Religion (англ.) / Thames and Hudson, Londres, 1993. — P. 46—48. — ISBN 0-500-05068-6 .
Источник —

Same as Цолькин