В данной статье приведён список основных элементов
типографских шрифтов
, а также важнейшие характеристики.
Содержание
Линии
Через любую строку текста можно провести несколько воображаемых горизонтальных линий:
Верхний край кегельной площадки
— в металлическом наборе является верхней границей
литеры
. В компьютерных шрифтах верхний край кегельной площадки первой строки является верхним краем блока текста. В некоторых шрифтах, чаще всего
декоративных
, выносные элементы могут выходить за пределы верхнего края кегельной, однако такие выносные элементы требуют специальных инструкций для сопряжения с элементами верхней строки, во избежание наложений. Расстояние от верхнего до нижнего края кегельной площадки называется
кеглем
шрифта
.
Линия верхних выносных
(2) — линия, проходящая через вершины верхних
выносных элементов
, если они унифицированы по высоте. В некоторых шрифтах может совпадать с линией прописных, но чаще — выше её
.
Линия прописных
— линия, проходящая по верхней границе
прописных букв
. Расстояние от базовой линии до линии прописных называется
(19).
Линия строчных
— линия, проходящая по верхней границе
строчных букв
, не имеющих верхних выносных элементов и оптической компенсации
. Расстояние от базовой линии до верхней линии строчных называется
(1).
Базовая линия
(линия шрифта)
(4) — линия, проходящая по нижним границам букв, не имеющих нижних выносных элементов, свисаний и оптической компенсации
. Базовая линия одна для прописных и строчных букв.
Линия нижних выносных
— линия, проходящая по нижнему краю нижних выносных элементов, если они унифицированы по высоте
.
Нижний край кегельной площадки
— нижняя граница литеры.
Кроме горизонтальных линий, важное значение имеет
ось овала
— линия, проходящая вдоль наибольшего диаметра овала, либо через наиболее тонкие участки штриха. Ось овала может быть вертикальной или наклонной
.
Штрихи
Основной штрих (штамб)
(7) — наиболее толстый вертикальный или наклонный штрих в шрифтах, имеющих контраст
.
Соединительный штрих
— более тонкий, чем основной, горизонтальный или наклонный штрих
.
Верхний выносной элемент
(5) —
выносной элемент
строчной буквы, выступающий вверх за линию строчных;
Нижний выносной элемент
—
выносной элемент
, свисающий ниже базовой линии.
Прочие элементы
Вершина (апекс)
(3) — соединение двух наклонных штрихов либо наклонного и вертикального штриха, образующее угол либо имеющее ровную площадку
;
Горизонтальный элемент
(6) — штрих, расположенный поперёк вертикального штриха. Может быть соединён с ним по краям либо в середине
;
Овал
— округлый элемент штриха замкнутой формы, например в буквах «О», «Ю».
Ось овала
может быть прямой или наклонной
;
Полуовал
(10) — может быть как замкнутым и ограниченным с одной из сторон штрихом (в буквах «Р», «Б»), так и разомкнутым (например, в букве «З»)
;
Узел
— соединение в одном месте нескольких штрихов
Перекладина
(15) — Горизонтальный штрих примерно (оптически) на середине высоты букв
;
Кегельная площадка
— в металлическом наборе — площадка на ножке литеры, на которой располагался отпечатываемый знак. В цифровом наборе кегельная площадка — абстрактный прямоугольник, очерченный вокруг знака
.
Концевой элемент
— окончание штриха, не имеющее засечки
;
Нога
(9) — Наклонный штрих, заканчивающийся засечкой или концевым элементом;
Засечка
(сериф)
(8) — короткий штрих, перпендикулярный основному, расположенный на его конце
;
Наплыв
(11) — утолщение штрихов в овальных элементах
;
Присоединение
— штрих, соединяющий части глифа
Ухо
(14) — элемент, характерный для строчной буквы «g» в некоторых начертаниях. Выглядит как небольшой отросток на овале
;
Капля
— каплевидное окончание штриха
;
Петля
(13) — нижний элемент строчной буквы «g» в некоторых начертаниях
. Как и овал, имеет замкнутую форму, но построен по другому принципу;
Хвост
— элемент глифа, плавный по форме, не заканчивающийся засечкой, и являющийся, как правило, выносным
.
Пустое пространство
Заплечики
— пространство над и под очком литеры
;
Внутрибуквенный просвет
— внутренняя часть знака, ограниченная со всех, или почти со всех сторон другими элементами знака
.
Характеристики шрифта
Рост строчных
— высота от базовой линии до линии строчных
;
Рост прописных
— высота от базовой линии до линии прописных
;
Рост шрифта
— расстояние от основания литеры до печатающей поверхности. Имеет смысл только по отношению к шрифтам металлического набора, где эта величина стандартизирована и всегда равна 25,1012 мм
;
Очко шрифта
— понятие, характеризующее рост строчных букв относительно размера литеры. Обычно не имеет величины, употребляются понятия «крупное очко» и «мелкое очко»
.
Контраст
— характеристика различия толщин основных и соединительных штрихов шрифта
;
Насыщенность
— понятие, характеризующее отношение толщины основного штриха к кеглю шрифта
Апертура
— понятие, характеризующее угол среза концов полуовала в буквах, подобных «с»
.
Ссылки
на fonts.ru
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
30 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
15 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
15 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
15 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
15 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
15 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
30 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
11 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
30 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
.
Паратайп
. Дата обращения: 12 марта 2023.
12 марта 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
30 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
7 января 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
30 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
4 декабря 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
22 февраля 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
8 июля 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
4 апреля 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
25 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
26 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 января 2016.
30 марта 2016 года.
Литература
Джеймс Феличи.
Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн = Complete manual of typography, the: a guide to setting perfect type. —
СПб.
: БХВ-Петербург, 2014. — С. 45−75. — 496 с. —
1500 экз.
—
ISBN 978-5-9775-09-08-4
.
Ольга Сутуга.
Глава 1: Визуальный анализ шрифта
// Типографика: большая книга для начинающих дизайнеров. —
М.
: АСТ, 2022. — 320 с. —
ISBN 978-5-17-145364-0
.