Interested Article - Сурбаран, Франсиско де
- 2021-06-05
- 1
Франси́ско де Сурбара́н ( исп. Francisco de Zurbarán , крещён 7 ноября 1598 , Фуэнте-де-Кантос , Эстремадура — 27 августа 1664 , Мадрид ) — испанский художник , представитель .
Биография
Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура ). Учился живописи в Севилье , в школе ( ).
В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льерене , затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.
В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры .
В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского », которая была признана шедевром ещё современниками живописца.
В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид , где получил титул придворного живописца . В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геракла (ныне в музее Прадо ), а также историко-монументальное полотно « ».
Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».
Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец 1630-х годов приходится пик творческой активности и популярности художника.
В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».
В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.
Творчество
В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.
Известные картины
- Христос на кресте (1627; институт искусств, Чикаго ).
- Видения св. Педро Ноласко (1629; Прадо , Мадрид).
- Погребение св. Бонавентуры (1629; Лувр , Париж ).
- Св. Маргарита (1631; Национальная галерея, Лондон ).
- Апофеоз св. Фомы Аквинского (1631; Музей искусств, Севилья ).
- Св. Андрей (1632; Будапешт ).
- Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой (1633]; Музей Нортона Саймона , Пасадина ).
- Подвиги Геракла (1634; Прадо, Мадрид).
- Оборона Кадиса (1634; Прадо, Мадрид).
- Св. Аполлония (1636; Лувр, Париж).
- Святой Лаврентий (1636 год; Эрмитаж)
- Поклонение пастухов (1639; Музей изящных искусств, Гренобль ).
- Святой Бонавентура (1640—1650); Галерея старых мастеров , Дрезден
- Св. Франциск (1658; Мюнхен ).
- Отрочество Богоматери (Около 1658—1660; Эрмитаж , Санкт-Петербург ).
- Иаков и его двенадцать сыновей — серия из тринадцати картин; 12 находятся в Оклендском замке, епископство Окленд, Англия, и одна — в замке Гримсторп, Линкольншир.
-
Христос на кресте. 1627. Институт искусства. Чикаго
-
Поклонение пастухов. 1639. Музей изящных искусств. Гренобль
Примечания
- ↑ Francisco de Zurbarán // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
- Francisco de Zurbaran // (англ.) — 1995.
- Francisco de Zurbarán // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- — 2016.
- Francisco de Zurbarán // (англ.)
- (нидерл.)
Литература
- Сурбара́н Франсиско де // Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. / Под ред. Полевого В. М. Ред. кол.: В. Ф. Маркузон , Д. В. Сарабьянов , В. Д. Синюков (зам. гл. ред.) — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. — Книга II. М—Я, 1986. — С. 269—270. — 432 с, ил., 32 л. ил. — 200 000 экз.
Ссылки
- 2021-06-05
- 1