Interested Article - Сентинельцы

Сентине́льцы — один из андаманских коренных народов , проживающих на Андаманских островах Бенгальского залива . Населяют остров Северный Сентинел , находящийся к западу от южной оконечности Большого Андамана . Известны своим энергичным сопротивлением любым попыткам контакта со стороны людей извне . Считается, что около 30 тысяч лет сентинельцы прожили практически в полной изоляции . Неизвестно, умеют ли они добывать огонь, но огнём они пользуются , у них существует замысловатая процедура хранения тлеющих головешек и горящих углей в глиняных сосудах .

Распространение народа сентинельцев (красным)

Численность

Точная численность сентинельцев неизвестна, разброс оценок составляет от 15 до 500 человек (оценка по ресурсам острова для охотников-собирателей — от 80 до 150 человек) . При переписи в 2001 году официально было записано 39 человек : 21 мужчина и 18 женщин; однако данная перепись проводилась на расстоянии и, возможно, не отражает точный размер населения, живущего на острове площадью в 59,67 км². Последствия землетрясения в Индийском океане в 2004 году для сентинельцев остаются неизвестными, кроме подтверждения того, что они всё-таки выжили: через несколько дней после цунами вертолёт индийского правительства наблюдал нескольких жителей, которые стреляли из луков по этому вертолёту с явным намерением его отогнать . По официальной переписи андаманских племён 2011 года, сентинельцев насчитывается 15 человек .

При визите на остров в 1967 году, группа индийских антропологов во главе с Т. Пандитт обнаружила в лесу поселение из 18 хижин, которое было предназначено для 40—60 человек; последняя величина, по-видимому, более точно отражает размер племени. В момент этого визита обитатели острова прятались в джунглях. В 1970—1980-х годах антропологи видели на острове от 30 до 40 человек. По оценкам Пандитт, ресурсы острова могут прокормить от 30 до 100 охотников-собирателей .

Описание

Сентинельцы и другие коренные андаманцы часто относятся к негритосам — этот термин употребляется в отношении различных широко распространённых народов Юго-Восточной Азии , таких как семанги с Малайского архипелага и аэта с Филиппин , а также аборигены Австралии . Характеристики негритосов (которые не относятся к монофилетической группе) включают в себя: сравнительно небольшой рост, тёмную кожу и курчавые волосы — качества, обнаруживаемые также на всём континенте Африки . Сентинельцы, однако, кажутся заметно более высокими в среднем, чем андаманцы : средний рост мужчин — 1,6 м, женщин — 1,5 м.

Одним из первых европейцев изучал андаманцев, в том числе сентинельцев, британский офицер Морис Видал Портман в 1880-х годах. Его команда ловила андаманцев из разных племён, делала их обмеры. Им были сделаны выводы, что наибольшую угрозу для андаманцев представляют инфекции, так как у них, живущих в полной изоляции, отсутствует иммунитет ко многим распространённым болезням . Портман похитил на острове 6 сентинельцев (двух взрослых и четырёх детей) и привёз их в Порт-Блэр . Все они вскоре заболели, двое взрослых умерли. Четверых больных детей Портман отвёз обратно на остров и оставил на берегу .

Живущие на острове люди могут фактически представлять первых азиатов, представителей самой ранней волны переселения людей из Африки , более 40 000 лет назад. Островитяне привлекают учёных тем, что они представляют собой один из древних форпостов человечества на пути расселения из Африки в Австралию, причём последний из сохранившихся в практически неизменном виде .

Культура

Большая часть того, что известно о сентинельской культуре, основывается на исследованиях, проводившихся в конце XX столетия с целью установления контактов. Сентинельцы ведут образ жизни охотников-собирателей « каменного века », добывая себе пропитание охотой, рыбной ловлей, сбором моллюсков и дикоросов ; нет никаких свидетельств ведения ими сельского хозяйства. Могут строить небольшие каноэ для рыбной ловли на рифе острова, плетут корзины для переноски припасов и добычи .

Их жильё представляет собой хижину по типу навеса, без стен и пола, с наклонной крышей, крытой листьями, на семью из 3—4 человек и их вещей, постоянных больших хижин они не строят .

Технология выплавки металлов неизвестна сентинельцам. Однако было замечено, что аборигены весьма ловко используют металлические предметы, найденные на берегу, демонстрируя при этом навыки ковки и заточки. Они использовали эти детали при изготовлении оружия и других предметов. Так, в конце 1980-х два контейнеровоза сели на мель на внешнем коралловом рифе острова, и сентинельцы получили немало образцов металла с этих судов .

Вооружение сентинельцев состоит из копья и лука , стреляющего весьма точно по целям размером с человека на расстоянии до 100 метров. Документально подтверждено использование, как минимум, 3 различных видов стрел: для рыбалки, охоты и незаострённых — для предупредительных выстрелов. [ источник не указан 1024 дня ]

Внешние изображения
(Сентинельцы. Фото "National Geographic" 1975 года)

Язык и социальное устройство

О сентинельском языке практически ничего неизвестно: ни список слов, ни языковые образцы пока не стали достоянием исследователей. По-видимому, он относится к семье андаманских языков , но каково это родство и как близко он может относиться к другим языкам этой группы, неизвестно. Морис Видал Портман считал, что язык сентинельцев ближе всего к языку джарава , а их культура похожа на культуру джарава .

Сентинельцы весьма враждебны по отношению к любым незнакомцам и требуют активной демонстрации мирных намерений прежде, чем позволяют чужеземцам подойти на расстояние выстрела из лука. Предпринимаемые в конце 1960-х попытки оставления им материальных ценностей привели к тому, что сентинельцы стали использовать домашнюю утварь и металлические предметы в быту, кокосы были ими съедены, но не были посажены, кукла была похоронена, свинья не была съедена, но была убита и тоже похоронена. Красные вёдра были приняты с очевидным восхищением, в то время как зелёные были отвергнуты .

Для более близкого изучения аборигенов исследователи периодически подбрасывали на пустынную часть пляжа различные предметы, в основном кокосы, причём сами учёные наблюдали за происходящим с безопасного расстояния. Аборигены подходили к предметам с опаской, группами. Контакт приходилось прерывать всякий раз, как только сентинельцы начинали демонстрировать своё оружие, целясь в исследователей. Экспедиция «National Geographic» к острову в 1974 году была прервана после того, как кинооператор получил ранение стрелой в бедро, а 2 индийских гида были убиты аборигенами . Подобные контакты индийских учёных были прекращены в 1990-х годах; более поздние исследования проводились уже с дальних дистанций или с воздуха.

29 марта 1970 года группа индийских антропологов, включавшая T. N. Pandit , оказалась на рифе между островами Северный Сентинел и Констанс. Один из очевидцев сделал следующую запись, находясь в лодке, причалившей к берегу:

Довольно многие сложили своё оружие и начали жестикулировать нам, чтобы бросили им рыбу. Женщины повыходили из тени, чтобы посмотреть на наше поведение. Несколько мужчин подошли и подняли рыбу. Они казались удовлетворёнными, но не было ощущения смягчения в их враждебном настрое. Все они начали выкрикивать непонятные слова. Мы стали кричать в ответ и показывать жестами, что мы всего лишь хотим с ними подружиться. Напряжённость не ослаблялась. В этот момент произошла странная вещь — одна из женщин подошла к воину и села с ним на песок в страстном объятии. Этот акт стал повторяться другими женщинами, каждой со своим мужчиной, это стало выглядеть как некий групповой акт соития. Таким образом воинственно настроенная группа уменьшилась. Это продолжалось в течение достаточно долгого времени, когда вдруг темп этого бешеного танца желаний уменьшился и пары вернулись в тень джунглей. Однако некоторые воины всё ещё оставались на страже. Мы подошли вплотную к берегу и бросили ещё немного рыбы, которую тут же подобрала молодёжь. Было далеко за полдень, и мы стали возвращаться на судно .

Та же экспедиция описывала обнаруженную среди других вещей поселения прямоугольную доску, выглядящую как шахматная доска 8×8; происхождение и назначение этого объекта неизвестны, но народности онге и джарава не используют у себя настольные игры. В принципе, это могла быть настоящая шахматная доска, заброшенная на остров морем .

Современное состояние

Остров Северный Сентинел номинально является частью управляемой Индией союзной территории Андаманских и Никобарских островов . Фактически же сентинельцы существуют полностью автономно, индийское правительство проводит политику невмешательства в дела аборигенов, ограничиваясь лишь случайными наблюдениями, и защищает аборигенов от вмешательства извне (правительство Индии защищает от влияния остального мира не только сентинельцев, подобная политика проводится в отношении многих автономно живущих народов, так называемых , для посещения которых нужно получить специальное разрешение). По индийскому закону запрещено не только высаживаться на остров, но и приближаться к нему менее чем на 5 миль. Индийские пограничные катера периодически патрулируют прибрежные воды острова для предотвращения проникновения посторонних .

В 2006 году сентинельские стрелки убили двух рыбаков, которые осуществляли незаконный лов в границах острова, и прогнали градом стрел вертолёт, который был послан, чтобы забрать тела . Тела рыбаков так и не были забраны, однако нисходящий поток воздуха от винта посланного вертолёта обнажил тела, которые были похоронены сентинельцами в неглубоких могилах .

17 ноября 2018 года 26-летний американский миссионер Джон Аллен Чау попытался установить контакт с сентинельцами с целью обратить их в христианство. Для контакта с ними Чау воспользовался помощью индийских рыбаков. Известно, что он посетил остров не менее двух раз и в итоге был застрелен из лука .

Упоминания в искусстве

Артур Конан Дойл описал представителя сентинельцев (андаманцев) в романе « Знак четырёх » по имени Тонга, в образе которого Дойл собрал европейские стереотипы о «дикарях». В 1983 году по этому роману в СССР был снят фильм « Сокровища Агры » , а в Великобритании — «Знак четырёх» .

Примечания

  1. (англ.) . www.downtoearth.org.in . Дата обращения: 5 сентября 2021. 4 октября 2021 года.
  2. Kiona N. Smith. (англ.) . Forbes. Дата обращения: 22 мая 2020. 20 апреля 2020 года.
  3. DB Daglish . « » (англ.) (требуется подписка) от 8 апреля 2017 на Wayback Machine
  4. . Дата обращения: 20 июля 2010. 10 мая 2006 года.
  5. as noted in description text on от 1 марта 2010 на Wayback Machine , European Space Agency
  6. Дата обращения: 20 июля 2010. 9 октября 2017 года.
  7. . pib.gov.in. Дата обращения: 1 марта 2020. 1 марта 2020 года.
  8. Пахомов, Е. : [ 16 февраля 2020 ] // Огонёк : журн. — 2020. — 17 февраля.
  9. McDougall, D. : [ англ. ] : [ 29 августа 2013 ] / D. McDougall, R. McKie // The Guardian. — 2006. — 12 February.
  10. , с. 727—728.
  11. Master Plan 1991—2021 for Welfare of Primitive Tribes of Andaman and Nicobar Islands , Sec. II Ch. 21. Dept. of Tribal Welfare, Andaman and Nicobar Islands Administration; as reproduced in от 2 марта 2009 на Wayback Machine
  12. Phillip Endicott, M. Thomas P. Gilbert, Chris Stringer, Carles Lalueza-Fox, Eske Willerslev, Anders J. Hansen, and Alan Cooper. // PubMed Central. — 2002. — 11 декабря ( № 1 ). — С. 178–184. . — doi : . — . 23 декабря 2022 года.
  13. S. Chandra, A. K. Jain. . — Scientific Publishers, 2017-01-01. — 221 с. — ISBN 978-93-87307-44-5 .
  14. Noted researcher on the Andamanese and later to become Director of the
  15. Quotation reproduced in от 13 июня 2010 на Wayback Machine , The Andamanese (Weber n.d.). The original attribution for the quote is not provided.
  16. Madhusree Mukerjee. . 19 августа 2022 года.
  17. VOTETO.RU — Вот это интересно!. Дата обращения: 19 февраля 2020. 3 марта 2020 года. [ неавторитетный источник ]
  18. Foster, P. : [ англ. ] : [ 18 августа 2018 ] // The Sydney Morning Herald. — 2008. — 9 February.
  19. : [ 21 ноября 2018 ] // Радио Свобода. — 2018. — 21 ноября.
  20. Соколов, А. : [ 26 августа 2022 ] // Антропогенез.ru.

Литература

  • Portman, M. V. : 1990. Reprint, first published: Calcutta: Office of the Superintendent of Government Printing, 1899. : [ англ. ] : in 2 vol. / Moris Vidal Portman; Office of the Superintendent of Government; Publ. by J. Jetley for Asian Educational Services. — New Delhi; Madras : Asian Educational Services, 1899. — Т. 2. — P. 513–875. — [14],v,875 p. — ISBN 81-206-0608-6 . — ISBN 81-206-0610-8 .

Ссылки

  • Goodheart, Adam. // The American Scholar. — 2000. — Т. 69 , № 4 . — С. 13—44 . 25 августа 2012 года.
  • Pandit, T. N. The Sentinelese. — Kolkata: (англ.) , 1990. — ISBN 81-7046-081-6 .
  • Weber, George. . The Lonely Islands . The Andaman Association (n.d.). Дата обращения: 7 февраля 2007. Архивировано из 3 мая 2012 года.
  • Uncontacted tribes . Survival International. Дата обращения: 20 июля 2010. 3 мая 2012 года.
  • (англ.) . National Geographic (2018).
Источник —

Same as Сентинельцы