Interested Article - Юпикские народы
- 2020-02-25
- 1
Юпи́кские народы — группа коренных народов российского Дальнего Востока и запада, юго-запада и центрально-южной части Аляски . Юпики включаются в число эскимосских народов и родственны инуитам и инупиатам . В состав юпикских народов включаются:
- алутиик , или сугпиак — жители полуострова Аляска и прибрежной и островной зоны центрально-южной Аляски;
- — жители равнины между реками Юкон и Кускоквим , а также северного берега Бристольского залива до и севера Аляски близ реки Накнек и заливом Эгегик ;
- сибирские юпики , или юиты, в том числе , ( Чаплино ) и Дальнего Востока России и острова Святого Лаврентия .
Численность
Юпики центральной Аляски — наиболее многочисленный юпикский народ, говорит на центрально-юпикском языке .
Согласно данным переписи 2001 года, в США более 24 000 человек , из которых 22 000 живут на Аляске, большинство расселены примерно в 70 деревнях на территории запада и юго-запада Аляски . Ещё 2355 сугпиак и 1700 других юпиков проживают в России .
Этимология
Слово «юпик» (Yup’ik, множественное число Yupiit) образовано от юпикского слова «юк» ( yuk , «человек») с добавлением суффикса «-пик» ( -pik ), означающего «настоящий, истинный»; таким образом, самоназвание юпиков означает «настоящие люди» . В этнографической литературе юпиков и их язык иногда называют «юк» и «юит». Народ и диалекты Бэй-Чевака и Нунивака называются «чупик» .
В латинизированной записи слово «юпик» содержит апостроф , так как в центрально-юпикской орфографии он означает удвоение предыдущего звука (юппик) .
Происхождение
Общий предок эскимосов и алеутов, а также многих других палеосибирских народов жил в Восточной Сибири и прибыл к Берингову морю около 10 000 лет назад . Исследование групп крови , позже подтверждённое лингвистическими находками и исследованиями ДНК , пришло к выводу о том, что предки индейцев Америки достигли Северной Америки ещё до предков эскимосов и алеутов. Вероятно, было несколько волн миграции из Сибири в Америку через Берингию , а переселения произошли в промежуток от 20 до 8 тыс. л. н. в периоды оледенения. Примерно 3 000 лет назад предки юпиков расселились по берегам западной Аляски, иногда расходясь в долины Юкона и Кусковина (1 400 лет назад). Они достигли на Юконе и на Кусковине .
По данным палеогенетиков палеоэскимосская (источник для на-дене групп) миграция в Америку произошла примерно в 6—5 тыс. л. н., а более поздние неоэскимосские (включая инуитов) группы происходят от поздней палеоэскимосской обратной миграции в Сибирь. Обратная миграция достигла только восточного побережья Чукотки. Сегодня сибирские юпики — единственное коренное азиатское население с северо-американской родословной. Они частично переселились в Северную Америку примерно в 1 тыс. лет назад .
-
Молодой юпик в центральной Аляске ( Хупер-Бей ), 1930 год
-
Чупигский мужчина в маске Ворона-творца
-
танцор из народа сугпиак
-
Мать с ребёнком
Культура
Традиционно весну и лето семьи юпиков проводили в рыболовецких лагерях, а на зиму собирались в поселения вместе с другими юпиками. Многие юпики занимаются традиционными промыслами, особенно часто добычей тихоокеанского лосося и тюленя .
Общинный дом мужчин — касик ( qasgiq ) — был церемониальным помещением, где проходили фестивали (сопровождающиеся пением, танцами и рассказыванием историй) и остальные традиционные мероприятия, в том числе с участием шаманов . Касики в основном использовались зимой, когда юпики собрались вместе. Здесь же взрослые мужчины учили мальчиков охоте и выживанию в дикой природе, включая изготовление каяков .
Женский дом, эна ( ena ), был традиционно рядом с касиком, иногда их соединял туннель. Женщины учили девочек обрабатывать шкуры, шить, готовить рыбу и дичь, а также ткать. Мальчики жили с матерями примерно до пяти лет, потом они переходили в касик. Каждую зиму от трёх до шести недель девочки учились в мужском доме, а мальчики в женском. Девочек учили охоте и изготовлению инструментов, а мальчиков — готовить и шить.
Групповые танцы юпиков обычно характеризуются движениями только верхней половины тела; жесты при танцах напоминают танцы чероки с веерами.
Детей юпиков называют по имени последнего умершего члена общины.
-
Ритуальная маска
-
Корзина
Языки
Пять юпикских языков родственны инуктитуту и всё ещё широко распространены, 75 % юпиков свободно говорят на своих языках.
Аляскинские и сибирские юпики, как и аляскинские инупиаты , используют письменность, которую разработали гренландские миссионеры- моравцы в 1760-х годах. Кроме того, аляскинские юпики и инуиты — единственные коренные северные народы, разработавшие собственную письменность. Она была иероглифической и исчезла со смертью своих изобретателей . В конце XIX века миссионеры, прибывшие к юпикам, использовали их язык в богослужениях и перевели на него Библию .
Исследователи Сибири ошибочно идентифицировали сугпиаков, живущих рядом с алеутами, и назвали их «алутиик» (алеуты). Данное слово продолжает использоваться.
См. также
Примечания
- ↑ U.S. Census Bureau. (2004-06-30). от 29 сентября 2012 на Wayback Machine от 12 ноября 2013 на Wayback Machine . U.S. Census Bureau, Census 2000, special tabulation. Retrieved on 2007-04-12.
- ↑ Achirgina-Arsiak, Tatiana. от 12 ноября 2013 на Wayback Machine Alaska Native Collections. 1996. Retrieved 20 July 2012.
- . Дата обращения: 12 ноября 2013. 14 ноября 2012 года.
- U.S. Census Bureau. (2004-06-30). от 12 ноября 2013 на Wayback Machine от 12 ноября 2013 на Wayback Machine . U.S. Census Bureau, Census 2000, special tabulation. Retrieved on 2007-04-12.
- «Yup’ik.» U*X*L Encyclopedia of Native American Tribes. U*X*L. 2008. Retrieved August 14, 2012 from от 15 мая 2013 на Wayback Machine
- ↑ Fienup-Riordan, 1993, p. 10.
- 23 января 2009 года.
- Jacobson, Steven A. Central Yup’ik and the Schools: A Handbook for Teachers. Juneau: Alaska Native Language Center, 1984. page 5
- Naske and Slotnick, 1987, p. 18.
- Naske and Slotnick, 1987, pp. 9-10.
- Pavel Flegontov et al. (2019) от 16 февраля 2021 на Wayback Machine , ( от 23 января 2018 на Wayback Machine , 2017; от 5 января 2021 на Wayback Machine )
- от 28 октября 2017 на Wayback Machine , the identification of Inuit portrayed in photographic collections at Library and Archives Canada
- 15 августа 2007 года. , Jacobsburg Record (Publication of the Jacobsburg Historical Society, Nazareth, Pennsylvania), Volume 33, Issue 1 (Winter 2006): 4-5, accessed 6 December 2011
Литература
- Barker, James H. (1993). Always Getting Ready — Upterrlainarluta: Yup’ik Eskimo Subsistence in Southwest Alaska . Seattle, WA: University of Washington Press.
- Branson, John and Tim Troll, eds. (2006). Our Story: Readings from Southwest Alaska — An Anthology. Anchorage, AK: Alaska Natural History Association.
- Federal Field Committee for Development Planning in Alaska. (1968). Alaska Natives & The Land . Washington, DC: U.S. Government Printing Office.
- Campbell, Lyle. (1997). American Indian languages: The historical linguistics of Native America . New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-509427-1 .
- . (1983). The Nelson Island Eskimo: Social Structure and Ritual Distribution . Anchorage, AK: Alaska Pacific University Press.
- Fienup-Riordan, Ann. (1990). Eskimo Essays: Yup’ik Lives and How We See Them . New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.
- Fienup-Riordan, Ann. (1991). The Real People and the Children of Thunder: The Yup’Ik Eskimo Encounter With Moravian Missionaries John and Edith Kilbuck . Norman, OK: University of Oklahoma Press.
- Fienup-Riordan, Ann. (1994). Boundaries and Passages: Rule and Ritual in Yup’ik Eskimo Oral Tradition . Norman, OK: University of Oklahoma Press.
- Fienup-Riordan, Ann. (1996). The Living Tradition of Yup’ik Masks: Agayuliyararput (Our Way of Making Prayer). Seattle, WA: University of Washington Press.
- Fienup-Riordan, Ann. (2000). Hunting Tradition in a Changing World: Yup’ik Lives in Alaska Today . New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.
- Fienup-Riordan, Ann. (2001). What’s in a Name? Becoming a Real Person in a Yup’ik Community . University of Nebraska Press.
- Jacobson, Steven A., compiler. (1984). Yup’ik Eskimo Dictionary . Fairbanks, AK: , .
- Jacobson, Steven A. «Central Yup’ik and the Schools: A Handbook for Teachers.» Juneau: Alaska Native Language Center, 1984.
- Kizzia, Tom. (1991). The Wake of the Unseen Object: Among the Native Cultures of Bush Alaska . New York: Henry Holt and Company.
- MacLean, Edna Ahgeak. «Culture and Change for Iñupiat and Yupiks of Alaska.» 2004. Alaska. 12 Nov 2008 < >.
- Mithun, Marianne. (1999). The languages of Native North America . Cambridge: Cambridge University Press . ISBN 0-521-23228-7 (hbk); ISBN 0-521-29875-X .
- Morgan, Lael, ed. (1979). Alaska’s Native People . Alaska Geographic 6(3). Alaska Geographic Society.
- Naske, Claus-M. and Herman E. Slotnick. (1987). Alaska: A History of the 49th State , 2nd edition. Norman, OK: University of Oklahoma Press.
- Oswalt, Wendell H. (1967). Alaskan Eskimos . Scranton, PA: Chandler Publishing Company.
- Oswalt, Wendell H. (1990). Bashful No Longer: An Alaskan Eskimo Ethnohistory, 1778—1988 . Norman, OK: University of Oklahoma Press.
- Pete, Mary. (1993). «Coming to Terms.» In Barker, 1993, pp. 8-10.
- Reed, Irene, et al. Yup’ik Eskimo Grammar. Alaska: U of Alaska, 1977.
- de Reuse, Willem J. (1994). Siberian Yupik Eskimo: The language and its contacts with Chukchi . Studies in indigenous languages of the Americas. Salt Lake City: University of Utah Press. ISBN 0-87480-397-7 .
- 2020-02-25
- 1